Дидактические игры на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: сюжетно-дидактические игры


1. Передай скороговорку

Цель – отработать чёткость произношения.

Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

Скороговорки.

  1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  2. На дворе трава, на траве дрова.
  3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
  4. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  5. Архип осип. Осип охрип.
  6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.
  7. Ушел косой козел с козой.
  8. Прохор и Пахом ехали верхом.
  9. Клади уголь в угол и т.д.

2. Глухие телефоны

Цель – отработать чистоту произношения.

Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.

Скороговорки.

  1. На машине мышь и Нина - вот какая мешанина.
  2. Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.
  3. Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.
  4. У маленькой Сани сани едут сами.
  5. Везет Сеня с Саней Соню на санях.
  6. У сени и Сани в сетях сом с усами.
  7. Звонит звонок, звонок зовет.
  8. Заржавел железный замок и т.д.

3. Угадай первый звук

Цель - развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

4. Придумайте новое слово

Цель – развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.

Дополните предложенные сочетания букв до слов.

(я) --- мы

Оскол ---(ок)

(кума)---ч

(С,ото)----прут

кама---(ринская)

 (и,Бо)----рис

(за,у,)---дача

 (и)----волга

Заря ---(д)

 рыба----(лка,к)

Пол....(ено,ка)

 Бор----(т,овик,ьба)

5. Что нарисовано?

Цель - учить правильно ставить ударения в словах.

Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.

6. Лото

Цель - учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.

Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.

7. Слова-«перевёртыши»

Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон,мир-Рим,кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

8. Какой звук пропал в слове?

Цель - развивать фонематический слух, учить подбирать слова-рифмы, учить осознавать словесный состав предложения.

Учитель читает текст, дети хором его дополняют словом - рифмой:

Написал письмо я зайке,
Но забыл приклеить . ..арки.

Землю роет старый к...от,
Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла…пу.

Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие к...ошки.

Мама кукле шар... вязала
Ей Наташа помогала.

Своей младшей дочке Тосе
Заплетала мама ....осы.

На аренду вышли ... игры,
Мы от страха все притихли
В зоопарке живет с...он,
Словно дом огромен он.

 Серый вол... голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.

Подарили нам игрушки,
Целый день стреляли ...ушки.

9. Интересные слова

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, развивать словотворчество.

Даны два слова «рука» и «кора» и шесть слогов: бу-, чок-, жу -, ну-, баш-, сал-

Какие получатся слова, если вставить эти слоги ? (рука - баш- рубашка, кора - ну - конура)

10. Музыкальные слова

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Придумайте слова с нотой ЛЯ (до, ми, и т.д.)

11. Хитрые слова

Цель - учить различать семантику слова в зависимости от ударения в нем.

Учитель показывает слова, дети читают его, правильно ставя ударение. Затем с каждым словом составляют предложение:

замок

 кружки

стрелки

12. Головоломка

Цель – учить анализировать графическую структуру букв.

Составьте любое слово из букв большого формата, например, ДОМ, а теперь разрежьте их на две части. Игра готова. Детям нужно сложить буквы и потом составить их них слово.

13. Собери букет

Цель – учить различать родо-видовые понятия.

Одной команде предлагается собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.

В аналогичных заданиях можно классифицировать названия любых предметов (мебели, видов птиц, животных, деревьев и др.)

14. Назови три предмета

Цель — учить различать родо-видовые понятия.

Ведущий, у которого мяч, называет одно слово, например, мебель, и бросает мяч любому из игроков. Поймавший должен назвать 3 предмета, относящиеся к названному слову (стул, стол, шкаф).

Темы, предлагаемые ведущими, могут быть различными (цветы, одежда, деревья и т.д.)

15. Не ошибись

Цель – учить различать слова-предметы и слова-понятия.

Дети встают в круг, ведущий в середине. Он кидает мяч поочередно и одновременно произносит слово. Если оно обозначает предмет, который можно потрогать (стол, друг, книга), то играющие ловят мяч. Если слово не обозначает осязаемый предмет (мысль, дружба, желание), то играющим нельзя ловить мяч. Ошибившиеся выходят из круга.

ых и согласных звуках.

Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.

Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

16. «Найди лишнюю букву»

Цель: закрепить знания детей об изученных буквах, учить классифицировать их проводя анализ внешнего вида буквы.

Игра интересна тем, что позволяет детям по предложению педагога проводить классификацию букв по самостоятельно найденному основанию. Но для этого дети должны провести тщательный анализ внешнего вида букв и определить, чем похожи две от них и чем отличается третья буква. Победителем игры может стать тот, кто предложит большее число адекватных вариантов выделения «лишней» буквы.

  • МНК
  • ОСЮ
  • ЙКП
  • МИШ
  • ТПХ и т.д.