Цели:
- Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта.
- Проверка знаний учащихся по обязательным результатам обучения.
- Развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности.
Вступление
Ведущий: Сегодня у нас с вами математическая викторина. Эта викторина посвящается замечательной науке – математике, о которой еще Ломоносов сказал: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. Викторина будет состоять из семи туров.
Число “7” буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли.
Зародился культ числа “7” в Древнем Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн.
И все-таки, почему 7?
Загадочная семерка
Семь чудес света. Семь дней недели. Семь цветов радуги. Семь недель поста. Семь смертных грехов. Француз дает самую сильную клятву: «Крепко, как семь». Счастливый чувствует себя на седьмом небе.
Названия сказок: «Волк и семеро козлят», «Семь козьих голов».
Пословицы:
- «Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
- «Семь бед – один ответ»,
- «Семеро одного не ждут»,
- «Семь пятниц на неделе».
Великолепная семерка
Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь!
В деревушке семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек,
Семь щенков, семь дымков,
Семь драчливых петухов
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят.
Распустили семь хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
В тесном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашел,
Называются ковшом.
И Медведицей зовут...
То, что 7 число особое, люди считали очень давно, об этом расскажут учащиеся.
I учащийся: Еще древние охотники, а потом древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. Изображение семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях.
II учащийся: Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять светил: сияющая утренняя звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя “планеты” (“блуждающие”) и стали считаться богами.
III учащийся: Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий – богом торговли, Марс – богом войны, Юпитер – богом громовержцем, а Сатурн был богом посева. И, конечно, богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь, связанных с небом богов.
IV учащийся: Мы говорим о семи цветах радуги – красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Чтобы запомнить порядок этих цветов школьники заучивают предложение: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В то же время глаз хорошего художника видит в радуге куда больше чем семь оттенков.
- Где мы ещё можем встретить, увидеть цифру 7?
А в чём заключается таинственность цифры 7?
Ведущий: - Ну а сейчас позвольте начать нашу викторину, где будут соревноваться между собой 2 класса:
Девиз игры:
Посчитаем, порешаем,
Вспомним то,
Что уже знаем.
1 тур – конкурс капитанов “Блиц-вопрос”
Для 1 команды:
- Единица времени равная 7 дням?
- Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?
- Какой праздник отмечают 7 января?
- Сколько козлят было у многодетной козы?
- Зайцы пилят бревно. Они сделали 7 распилов. Сколько получилось чурбачков? (8)
Для 2 команды:
- Цветок, исполняющий 7 желаний
- У шести братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
- Назовите семь музыкальных нот
- Одно яйцо варят 7 минут. Сколько минут нужно варить пять яиц?
- Сколько минут в 7 часах?
2 тур – конкурс «Найди закономерность»
Продолжи ряд чисел: 3, 7, 11, 15, 19… (23, 27, 31, 35)
Найдите лишнее слово: Метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр
Продолжи ряд чисел: 4, 5, 8, 9, 12, 13…(16,17, 20,21)
3 тур – «Восстанови слова»
- ФАЦИР - .?. (цифра)
- ТИР – .?. (три)
- СЛЮП – .?. (плюс)
- ГРУК – .?. (круг)
- СОЛИЧ – .?. (число)
4 тур – «Математическая словарная работа»
Задание: вместо многоточия поставить число (прописью), чтобы получилось слово.
- По…л (подвал)
- И…рия (история)
- Те… (тесто)
- Ви…на (витрина)
- С…ж (стриж)
- Ро…к (росток)
5 тур – «Магический квадрат»
В пустые клетки расставить числа 3, 4, 5, 6, 8, 9 так, чтобы по горизонтали, вертикали и диагонали сумма была равна 21.
10 | ||
7 |
||
11 |
|
6 тур – «А ну-ка, реши!»
7 тур – Конкурс вычислений
Поставь знаки действий «+» «-» , чтобы было верно равенство.
69 __ 11 __ 57 = 23 (69 +11 -57= 23)
50 __ 42 __ 13 = 21 (50 – 42 +13 = 21)
8 тур – «Геометрический» (16 тр.)

9 тур «Спрятавшиеся буквы»
Найдите спрятанные буквы (гласные) и запишите слова.
- МТМТК – математика
- МТР – метр
- ТНН – тонна
- МНТ – минута
- ЗДЧ – задача
- ПЛС - плюс
10 тур – «Ребусы»
(Свисток, два, девяносто, опята)
11 тур – конкурс «Весёлый счёт»
- Назовите все числа по порядку, в состав которых входит цифра 7.
- Назовите все числа по порядку, которые делятся на 7 без остатка.
12 тур – «Кроссворд»
- Отгадайте слово, решив кроссворд.
- Линия, которую нельзя свернуть.
- Оценка плохого ученика.
- Часть прямой, но не луч.
- Ребус: в букве О число 7.
- Единица измерения длины.
- Прямоугольник, у которого все стороны равны.
- В треугольнике их ….
- Инструмент для измерения длины.
- Форма Солнца, часов …. (не окружность, а …)
- Результат сложения.
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре отличился?
Слово жюри. Награждение победителей.