Викторина для 5-го класса "Великолепная семёрка"

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 5

Ключевые слова: викторина


Цели:

  • Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта.
  • Проверка знаний учащихся по обязательным результатам обучения.
  • Развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности.

Вступление

Ведущий: Сегодня у нас с вами математическая викторина. Эта викторина посвящается замечательной науке – математике, о которой еще Ломоносов сказал: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. Викторина будет состоять из семи туров.

Число “7” буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли.

Зародился культ числа “7” в Древнем Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн.

И все-таки, почему 7?

Загадочная семерка

Семь чудес света. Семь дней недели. Семь цветов радуги. Семь недель поста. Семь смертных грехов. Француз дает самую сильную клятву: «Крепко, как семь». Счастливый чувствует себя на седьмом небе.

Названия сказок: «Волк и семеро козлят», «Семь козьих голов».

Пословицы:

  • «Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
  • «Семь бед – один ответ»,
  • «Семеро одного не ждут»,
  • «Семь пятниц на неделе».

Великолепная семерка

Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь!
В деревушке семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек,
Семь щенков, семь дымков,
Семь драчливых петухов
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят.
Распустили семь хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
В тесном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашел,
Называются ковшом.
И Медведицей зовут...

То, что 7 число особое, люди считали очень давно, об этом расскажут учащиеся.

I учащийся: Еще древние охотники, а потом древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. Изображение семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях.

II учащийся: Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять светил: сияющая утренняя звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя “планеты” (“блуждающие”) и стали считаться богами.

III учащийся: Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий – богом торговли, Марс – богом войны, Юпитер – богом громовержцем, а Сатурн был богом посева. И, конечно, богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь, связанных с небом богов.

IV учащийся: Мы говорим о семи цветах радуги – красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Чтобы запомнить порядок этих цветов школьники заучивают предложение: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В то же время глаз хорошего художника видит в радуге куда больше чем семь оттенков.

- Где мы ещё можем встретить, увидеть цифру 7?

А в чём заключается таинственность цифры 7?

Ведущий: - Ну а сейчас позвольте начать нашу викторину, где будут соревноваться между собой 2 класса:

Девиз игры:

Посчитаем, порешаем,
Вспомним то,
Что уже знаем.

1 тур – конкурс капитанов “Блиц-вопрос”

Для 1 команды:

  • Единица времени равная 7 дням?
  • Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось?
  • Какой праздник отмечают 7 января?
  • Сколько козлят было у многодетной козы?
  • Зайцы пилят бревно. Они сделали 7 распилов. Сколько получилось чурбачков? (8)

Для 2 команды:

  • Цветок, исполняющий 7 желаний
  • У шести братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
  • Назовите семь музыкальных нот
  • Одно яйцо варят 7 минут. Сколько минут нужно варить пять яиц?
  • Сколько минут в 7 часах?

2 тур – конкурс «Найди закономерность»

Продолжи ряд чисел: 3, 7, 11, 15, 19… (23, 27, 31, 35)

Найдите лишнее слово: Метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр

Продолжи ряд чисел: 4, 5, 8, 9, 12, 13…(16,17, 20,21)

3 тур – «Восстанови слова»

  • ФАЦИР - .?. (цифра)
  • ТИР – .?. (три)
  • СЛЮП – .?. (плюс)
  • ГРУК – .?. (круг)
  • СОЛИЧ – .?. (число)

4 тур – «Математическая словарная работа»

Задание: вместо многоточия поставить число (прописью), чтобы получилось слово.

  • По…л (подвал)
  • И…рия (история)
  • Те… (тесто)
  • Ви…на (витрина)
  • С…ж (стриж)
  • Ро…к (росток)

5 тур – «Магический квадрат»

В пустые клетки расставить числа 3, 4, 5, 6, 8, 9 так, чтобы по горизонтали, вертикали и диагонали сумма была равна 21.

10    
 

7

 
 

11

 

6 тур – «А ну-ка, реши!»

7 тур – Конкурс вычислений

Поставь знаки действий «+» «-» , чтобы было верно равенство.

69 __ 11 __ 57 = 23 (69 +11 -57= 23)

50 __ 42 __ 13 = 21 (50 – 42 +13 = 21)

8 тур – «Геометрический» (16 тр.)

9 тур «Спрятавшиеся буквы»

Найдите спрятанные буквы (гласные) и запишите слова.

  • МТМТК – математика
  • МТР – метр
  • ТНН – тонна
  • МНТ – минута
  • ЗДЧ – задача
  • ПЛС - плюс

10 тур – «Ребусы»

(Свисток, два, девяносто, опята)

11 тур – конкурс «Весёлый счёт»

- Назовите все числа по порядку, в состав которых входит цифра 7.

- Назовите все числа по порядку, которые делятся на 7 без остатка.

12 тур – «Кроссворд»

- Отгадайте слово, решив кроссворд.

  1. Линия, которую нельзя свернуть.
  2. Оценка плохого ученика.
  3. Часть прямой, но не луч.
  4. Ребус: в букве О число 7.
  5. Единица измерения длины.
  6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
  7. В треугольнике их ….
  8. Инструмент для измерения длины.
  9. Форма Солнца, часов …. (не окружность, а …)
  10. Результат сложения.

Ведущий.

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре отличился?

Слово жюри. Награждение победителей.