Познавательно-исследовательски проект на тему «Удивительные чудеса сахара»

Разделы: Химия, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ, Проектная деятельность в детском саду


Цель проекта: развить познавательный интерес, расширить кругозор посредством узнавания, поиск новой информации о сахаре, изучение свойств сахара и видов сахара, а также путем экспериментирования.

Объект исследования: сахар.

Предмет исследования: свойства сахара.

Задачи исследования:

  • познакомить детей с историей возникновения сахара, его видами и свойствами физическими и магическими;
  • рассказать детям, где применяется сахар;
  • изучить полезные и вредные свойства сахара;
  • провести исследования «Свойства сахара», экспериментирование и опыты с сахаром.

Формы реализации: Чтение познавательной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, собственные наблюдения и эксперименты, анализ исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

  • подобрать информационно-методическое обеспечение проекта;
  • создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач;
  • вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта;
  • сбор информации по теме проекта (совместно с родителями);
  • подбор и изучение методической литературы по теме проекта;
  • подбор иллюстраций, произведений художественной литературы;
  • исследование ребенком кухни (дома) и нахождение в ней продуктов, содержащих сахар (совместно с родителями).

2. Основной этап:

  • познакомить детей с историей происхождения сахара, с его видами, свойствами;
  • расширить знания детей о сахаре;
  • развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;
  • содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу;
  • способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

3. Заключительный этап:

  • обобщение результатов работы;

1. Введение

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги.

Актуальность проекта: Мы взяли тему для исследования про сахар, потому как многие дети любят сладкое: конфеты, торты, пирожное, мармелад и т.д.

Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какими же?

Каждому известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар. А раз это так, нам стало интересно: какой бывает сахар, где впервые появился, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден.

А ещё нам стало интересно, может ли такой знакомый нам продукт как сахар, нас чем-то удивить. Так возник проект «Удивительные чудеса сахара».

2. Основной этап

Презентация: «История происхождения сахара» (см. презентацию)

Сахар – бытовое название сахарозы. Родина сахара – Индия.

Сахар появился в наших краях 150 лет назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы.

Сахар – это белый кристаллический порошок, вырабатываемый из сахарного тростника или сахарной свеклы.

Сахар-песок состоит из сахарозы и влаги, в воде растворяется полностью, не имеет постороннего привкуса и запаха, на вкус сладкий, на ощупь сухой.

Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой – белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара. Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.

Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которое называют сахарный тростник. Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе. Индийцы называли сладкие кристаллы, которые извлекали из сока сахарного тростника – «саккара», от древнеиндийского «саркара» (буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).

Чтобы получить тростниковый сахар, сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Затем все это пропускается через серию испарителей. Так появляется тростниковый сахар.

Коричневый сахар – это тростниковый нерафинированный сахар. Он проходит лишь частичную обработку, сохраняя натуральный цвет и природный аромат. За счет оставшихся в сахаре мельчайших частиц тростника организм получает жизненно важную клетчатку, которая препятствует отложению жира.

Сахар приносит как пользу, так и вред для человека. Сахар делает людей счастливыми. Обычный сахар обеспечивает организм необходимой энергией.

Сахар – важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод — варений, джемов, желе.

Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших количествах вреден для здоровья.

Виды сахара: в природе известно несколько сотен различных сахаров. Мы чаще всего едим сахар, полученный из сахарной свеклы. А в тех странах, где распространен тростниковый сахар, наряду с белым используется и коричневый сахар, полученный из тростника.

Практическая часть

1. Опыт «Растворяемость сахара» (см. приложение 1)

Для опыта берем два стакана вода и 4 кусочка сахара-рафинада. В одном стакане вода холодная, а в другом – горячая. Сначала опускаем два кусочка сахара в стакан с холодной водой, потом с горячей.

Вывод: - Мы увидела, что сахар растворились быстрее в горячей воде, чем в холодной.

Попробовав воду, после растворения сахара вода стала сладкой. Значит сахар меняет вкус.

2. Опыт «Нагревание сахара» (см. приложение 2)

Мы попробую нагреть сахар и посмотреть, что с ним станет. Под воздействием температуры сахар начинает плавиться, то есть из твердого состояния, он переходит в жидкое состояние.

Мы взяли сахарный песок и немного воды, растопили сахар в кастрюле. Когда весь сахар расплавился, мы вылили полученный сироп в формочки. Спустя 10-15 минут началась обратная реакция, сахар из жидкого состояния вновь стал переходить в твердое состояние. У нас получились леденцы.

Вывод: - Сахар при нагревании стал жидким, а при остывании вновь стал твердым.

3. Опыт «Радуга в стакане» (см. приложение 3)

Для проведения этого опыта нам понадобится: 3 стакана с водой и 1 пустой стакан, сахар, краски и шприцы. В первый стакан я насыпаю 4 ложки сахара. Получается сильно сладкий сироп. Во второй стакан – 2 ложки сахара. Менее сладкая вода. В третий стакан я сахар не добавляю. Воду в стаканах окрашиваю красками. В пустой стакан наливаю воду из первого стакана. Затем также аккуратно вливаю воду из второго стакана. И последний слой – вода без сахара.

Вывод: Количество сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.

Заключительный этап

Вывод о сахаре: он может быть, как полезен, так и вреден для человеческого организма — во всём должна быть мера.

Польза: сахар хороший источник энергии для человеческого организма, стимулирующий силу, ум, память и выносливость. А энергия детям просто необходима. Для нашего мозга – это основной питательный продукт.

Вред: чрезмерное потребление сахара, подслащённых напитков повышает риск развития ожирения и сахарного диабета. Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращает его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса.

Таким образом, важно употреблять сахар в разумных количествах, соблюдая дневную норму (обычно не более 50 граммов).

Мы пришли к выводу, что сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям в организме и болезням.