Цель проекта: развить познавательный интерес, расширить кругозор посредством узнавания, поиск новой информации о сахаре, изучение свойств сахара и видов сахара, а также путем экспериментирования.
Объект исследования: сахар.
Предмет исследования: свойства сахара.
Задачи исследования:
- познакомить детей с историей возникновения сахара, его видами и свойствами физическими и магическими;
- рассказать детям, где применяется сахар;
- изучить полезные и вредные свойства сахара;
- провести исследования «Свойства сахара», экспериментирование и опыты с сахаром.
Формы реализации: Чтение познавательной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, собственные наблюдения и эксперименты, анализ исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- подобрать информационно-методическое обеспечение проекта;
- создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач;
- вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта;
- сбор информации по теме проекта (совместно с родителями);
- подбор и изучение методической литературы по теме проекта;
- подбор иллюстраций, произведений художественной литературы;
- исследование ребенком кухни (дома) и нахождение в ней продуктов, содержащих сахар (совместно с родителями).
2. Основной этап:
- познакомить детей с историей происхождения сахара, с его видами, свойствами;
- расширить знания детей о сахаре;
- развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;
- содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу;
- способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.
3. Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
1. Введение
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги.
Актуальность проекта: Мы взяли тему для исследования про сахар, потому как многие дети любят сладкое: конфеты, торты, пирожное, мармелад и т.д.
Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какими же?
Каждому известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар. А раз это так, нам стало интересно: какой бывает сахар, где впервые появился, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден.
А ещё нам стало интересно, может ли такой знакомый нам продукт как сахар, нас чем-то удивить. Так возник проект «Удивительные чудеса сахара».
2. Основной этап
Презентация: «История происхождения сахара» (см. презентацию)
Сахар – бытовое название сахарозы. Родина сахара – Индия.
Сахар появился в наших краях 150 лет назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы.
Сахар – это белый кристаллический порошок, вырабатываемый из сахарного тростника или сахарной свеклы.
Сахар-песок состоит из сахарозы и влаги, в воде растворяется полностью, не имеет постороннего привкуса и запаха, на вкус сладкий, на ощупь сухой.
Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой – белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара. Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.
Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которое называют сахарный тростник. Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе. Индийцы называли сладкие кристаллы, которые извлекали из сока сахарного тростника – «саккара», от древнеиндийского «саркара» (буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).
Чтобы получить тростниковый сахар, сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Затем все это пропускается через серию испарителей. Так появляется тростниковый сахар.
Коричневый сахар – это тростниковый нерафинированный сахар. Он проходит лишь частичную обработку, сохраняя натуральный цвет и природный аромат. За счет оставшихся в сахаре мельчайших частиц тростника организм получает жизненно важную клетчатку, которая препятствует отложению жира.
Сахар приносит как пользу, так и вред для человека. Сахар делает людей счастливыми. Обычный сахар обеспечивает организм необходимой энергией.
Сахар – важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод — варений, джемов, желе.
Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших количествах вреден для здоровья.
Виды сахара: в природе известно несколько сотен различных сахаров. Мы чаще всего едим сахар, полученный из сахарной свеклы. А в тех странах, где распространен тростниковый сахар, наряду с белым используется и коричневый сахар, полученный из тростника.
Практическая часть
1. Опыт «Растворяемость сахара» (см. приложение 1)
Для опыта берем два стакана вода и 4 кусочка сахара-рафинада. В одном стакане вода холодная, а в другом – горячая. Сначала опускаем два кусочка сахара в стакан с холодной водой, потом с горячей.
Вывод: - Мы увидела, что сахар растворились быстрее в горячей воде, чем в холодной.
Попробовав воду, после растворения сахара вода стала сладкой. Значит сахар меняет вкус.
2. Опыт «Нагревание сахара» (см. приложение 2)
Мы попробую нагреть сахар и посмотреть, что с ним станет. Под воздействием температуры сахар начинает плавиться, то есть из твердого состояния, он переходит в жидкое состояние.
Мы взяли сахарный песок и немного воды, растопили сахар в кастрюле. Когда весь сахар расплавился, мы вылили полученный сироп в формочки. Спустя 10-15 минут началась обратная реакция, сахар из жидкого состояния вновь стал переходить в твердое состояние. У нас получились леденцы.
Вывод: - Сахар при нагревании стал жидким, а при остывании вновь стал твердым.
3. Опыт «Радуга в стакане» (см. приложение 3)
Для проведения этого опыта нам понадобится: 3 стакана с водой и 1 пустой стакан, сахар, краски и шприцы. В первый стакан я насыпаю 4 ложки сахара. Получается сильно сладкий сироп. Во второй стакан – 2 ложки сахара. Менее сладкая вода. В третий стакан я сахар не добавляю. Воду в стаканах окрашиваю красками. В пустой стакан наливаю воду из первого стакана. Затем также аккуратно вливаю воду из второго стакана. И последний слой – вода без сахара.
Вывод: Количество сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.
Заключительный этап
Вывод о сахаре: он может быть, как полезен, так и вреден для человеческого организма — во всём должна быть мера.
Польза: сахар хороший источник энергии для человеческого организма, стимулирующий силу, ум, память и выносливость. А энергия детям просто необходима. Для нашего мозга – это основной питательный продукт.
Вред: чрезмерное потребление сахара, подслащённых напитков повышает риск развития ожирения и сахарного диабета. Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращает его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса.
Таким образом, важно употреблять сахар в разумных количествах, соблюдая дневную норму (обычно не более 50 граммов).
Мы пришли к выводу, что сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям в организме и болезням.