Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!
К.Д.Ушинский
Требования стандарта ФГОС таковы, что наряду с такими традиционными понятиями «грамотность», появилось понятие и «функциональная грамотность».
Для успешного функционирования в нашем информационном пространстве в современном мире, конечно, во время учебы в школе нужно обрести и функциональную грамотность. Эти требования отражены и в ФГОС, и в ФРП. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Что нам дает функциональная грамотность? Функциональная грамотность –это умение критически относиться к информации, умение логически рассуждать.
Функциональная грамотность – это аспект, который актуален не только для учеников, но и для наших родителей, и нас самих.
Грамотность первоначально ввелось, как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и реализации житейских проблем. Это понятие впервые появилось в 1965 г. в документах ЮНЕСКО. Иными словами, это определенный уровень владения навыками письма и чтения, т.е. способность оперировать печатным словом. Одновременно были введены еще два понятия:
- минимальная грамотность - способность читать и писать простые сообщения;
- функциональная грамотность - способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом.
Какого человека можно назвать функционально грамотным?
Функционально грамотный человек-это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Отличительные черты функциональной грамотности:
- Направленность на решение бытовых проблем.
- Ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах.
- Связь с решением стандартных, стереотипных задач.
- Элементарный(базовый)уровень навыков чтения и письма.
- Оценки взрослого населения.
- Поиск способов ускоренной ликвидации неграмотности.
Функциональная грамотность:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление
- Глобальные компетенции.
Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности учащихся:
- содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
- формы и методы обучения;
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
- программы внеурочного, дополнительного образования;
- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
- активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности);
- учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
- применять такие образовательные технологии, как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности;
- технология проектной деятельности;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- уровневая дифференциация обучения;
- информационные и коммуникационные технологии;
Каковы отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотности?
Конечно, это тот ребенок, который умеет общаться, умеет находить выход в разнообразных социально-жизненных ситуациях и, конечно же, тот обучающийся, который имеет базовые навыки чтения и письма для построения коммуникации, для организации взаимодействия. Это тот ребенок, который выстраивает, в том числе, и межпредметные связи. Когда один и тот же факт изучается в разных предметных областях и ребенок может провести межпредметную параллель.
Вообще, способность давать оценку ситуации, использовать полученные знания на практике не формируются за один урок. Это процесс непрерывный, системный, и он логически встроен в программу с 1 по 4 класс.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
В вопросе формирования функциональной грамотности в образовательной деятельности можно выделить два направления.
Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе. Если раньше стремились к беглому чтению, то сейчас это не совсем правильно. Сейчас в основе читательской грамотности - находить информацию, уметь интегрировать, оценивать и использовать информацию.
В основе функциональной грамотности лежит функциональное чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и другие, работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности — математическая и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции — будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией, и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста.
Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное образование для школьников – кружковые работы, внеурочная деятельность, олимпиады, конкурсы – все это дополнение, для успешной реализации наших целей.
Внеурочная деятельность по функциональной грамотности – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. И в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для формирования способностей решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности школьников.
Для проведения занятий по функциональной грамотности разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность для 1-4 классов» на основе методического пособия «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. Такие тетради – это не просто развлечение, они соответствуют определенным темам.
Программа разбита на четыре блока:
- «Читательская грамотность»
- «Математическая грамотность»
- «Финансовая грамотность»
- «Естественно-научная грамотность».
Участие в олимпиадах, конкурсах также способствует развитию Функциональной грамотности, так как эти задания нестандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей.
Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать.
Американский исследователь социолог Марк Пренски назвал поколение нынешних детей цифровыми аборигенами. «Цифровые аборигены» – поколение тех, кто родился и вырос в окружении гаджетов. Для этих детей цифровая среда стала окружающим миром, где их пользовательский опыт формировался с 1,5–2 лет. Они обрабатывают информацию по-своему и делают все иначе: общаются, занимаются творчеством, делятся с другими информацией. И эта новая реальность влияет на познавательные возможности ребенка и формирует привычки ума для цифрового мира. Работа с функциональной грамотностью — важная задача. К сожалению, в современных учебниках представлено крайне мало заданий для формирования функциональной грамотности и тогда на помощь учителю приходят электронные ресурсы.
- Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру»
- Яндекс.Учебник
- РЭШ (Российская электронная школа)
- Платформа «ЯКласс»
Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы.
Таким образом формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
Пожелание
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!