Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!
К.Д.Ушинский

Требования стандарта ФГОС таковы, что наряду с такими традиционными понятиями «грамотность», появилось понятие и «функциональная грамотность».

Для успешного функционирования в нашем информационном пространстве в современном мире, конечно, во время учебы в школе нужно обрести и функциональную грамотность. Эти требования отражены и в ФГОС, и в ФРП. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Что нам дает функциональная грамотность? Функциональная грамотность –это умение критически относиться к информации, умение логически рассуждать.

Функциональная грамотность – это аспект, который актуален не только для учеников, но и для наших родителей, и нас самих.

Грамотность первоначально ввелось, как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и реализации житейских проблем. Это понятие впервые появилось в 1965 г. в документах ЮНЕСКО. Иными словами, это определенный уровень владения навыками письма и чтения, т.е. способность оперировать печатным словом. Одновременно были введены еще два понятия:

  • минимальная грамотность - способность читать и писать простые сообщения;
  • функциональная грамотность - способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом.

Какого человека можно назвать функционально грамотным?

Функционально грамотный человек-это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Отличительные черты функциональной грамотности:

  1. Направленность на решение бытовых проблем.
  2. Ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах.
  3. Связь с решением стандартных, стереотипных задач.
  4. Элементарный(базовый)уровень навыков чтения и письма.
  5. Оценки взрослого населения.
  6. Поиск способов ускоренной ликвидации неграмотности.

Функциональная грамотность:

  1. Читательская грамотность
  2. Математическая грамотность
  3. Естественно-научная грамотность
  4. Финансовая грамотность
  5. Креативное мышление
  6. Глобальные компетенции.

Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности учащихся:

  • содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
  • формы и методы обучения;
  • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  • программы внеурочного, дополнительного образования;
  • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности);
  • учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
  • применять такие образовательные технологии, как:
  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные и коммуникационные технологии;

Каковы отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотности?

Конечно, это тот ребенок, который умеет общаться, умеет находить выход в разнообразных социально-жизненных ситуациях и, конечно же, тот обучающийся, который имеет базовые навыки чтения и письма для построения коммуникации, для организации взаимодействия. Это тот ребенок, который выстраивает, в том числе, и межпредметные связи. Когда один и тот же факт изучается в разных предметных областях и ребенок может провести межпредметную параллель.

Вообще, способность давать оценку ситуации, использовать полученные знания на практике не формируются за один урок. Это процесс непрерывный, системный, и он логически встроен в программу с 1 по 4 класс.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

В вопросе формирования функциональной грамотности в образовательной деятельности можно выделить два направления.

Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе. Если раньше стремились к беглому чтению, то сейчас это не совсем правильно. Сейчас в основе читательской грамотности - находить информацию, уметь интегрировать, оценивать и использовать информацию.

В основе функциональной грамотности лежит функциональное чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и другие, работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности — математическая и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции — будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией, и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста.

Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное образование для школьников – кружковые работы, внеурочная деятельность, олимпиады, конкурсы – все это дополнение, для успешной реализации наших целей.

Внеурочная деятельность по функциональной грамотности – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. И в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для формирования способностей решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности школьников.

Для проведения занятий по функциональной грамотности разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность для 1-4 классов» на основе методического пособия «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. Такие тетради – это не просто развлечение, они соответствуют определенным темам.

Программа разбита на четыре блока:

  1. «Читательская грамотность»
  2. «Математическая грамотность»
  3. «Финансовая грамотность»
  4. «Естественно-научная грамотность».

Участие в олимпиадах, конкурсах также способствует развитию Функциональной грамотности, так как эти задания нестандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей.

Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать.

Американский исследователь социолог Марк Пренски назвал поколение нынешних детей цифровыми аборигенами. «Цифровые аборигены» – поколение тех, кто родился и вырос в окружении гаджетов. Для этих детей цифровая среда стала окружающим миром, где их пользовательский опыт формировался с 1,5–2 лет. Они обрабатывают информацию по-своему и делают все иначе: общаются, занимаются творчеством, делятся с другими информацией. И эта новая реальность влияет на познавательные возможности ребенка и формирует привычки ума для цифрового мира. Работа с функциональной грамотностью — важная задача. К сожалению, в современных учебниках представлено крайне мало заданий для формирования функциональной грамотности и тогда на помощь учителю приходят электронные ресурсы.

  1. Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру»
  2. Яндекс.Учебник
  3. РЭШ (Российская электронная школа)
  4. Платформа «ЯКласс»

Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы.

Таким образом формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”

Пожелание

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!