Цель проведения: обучение участников мастер-класса применению использования системы активных приёмов, средств и способов обучения.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на уроках.
- Повысить уровень профессиональной компетентности слушателей, их мотивацию на системное использование активных методов и приёмов на практике.
- Создать условия для обретения большинством слушателей своего собственного профессионального стиля.
Форма проведения – творческая мастерская.
Оснащение:
- презентация «Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории»;
- яблоки и лимоны
- таблицы «Инфо-угадай-ка»;
- схема синквейна;
- схемы «Фишбоун», тексты для их заполнения;
- таблицы «Крестики-нолики»;
- тексты ситуаций
Сценарий мастер-класса
Вступление
Эффективность школьного исторического образования напрямую зависит от профессионализма учителя. Уместное использование на уроках современных педагогических технологий, выбор наилучшего варианта построения урока в конкретных условиях школы и определённого класса, оптимальное сочетание различных методов, приёмов, средств обучения, - такова характеристика грамотного современного педагога.
Работая в школе, замечаем, что, как бы мы ни старались, обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде (слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, тогда мы запоминаем на 90%.
Осознание того, что обучение сегодня должно строится по-другому, таким образом, чтобы все школьники могли учиться, привело меня к использованию в своей деятельности активных приёмов, средств и способов обучения.
Цель мастер-класса: научить применять активные методы обучения на разных этапах урока.
Работа по теме мастер-класса
АМ начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться улыбками.
Упражнение «Поздоровайся улыбками»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые друзья, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас мы с вами поздороваемся, но поздороваемся не словами, а улыбкой. При этом постарайтесь показать, какое у вас сегодня настроение.
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на первом уроке в начале учебного года или в начале изучения новой темы следующий метод: «Фруктовый сад».
Проведение
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются.
Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Можно прикрепить свои фрукты к деревьям. По желанию можно озвучить их.
После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
В завершение метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Уважаемые слушатели, предлагаю вам на лимоне написать опасения, отчего у вас на сердце сейчас тяжело, на яблоке – свои ожидания от мастер-класса.
- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
В конце занятия мы вернёмся к вашим записям и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно в этой аудитории.
Постановка задач мастер-класса
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
- объяснить, что такое активные методы обучения;
- отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;
- видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
- Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».
АМ презентации учебного материала
Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. (Слайд 4). Он применяется при работе в группах.
- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы слушателей)
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
- Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 – этапы урока.
- На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы слушателей)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО.
- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.
(«Поздоровайся улыбкой», «Фруктовый сад», «Инфо-угадай-ка»)
Сектор 4 – цели применения АМО.
- Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).(Слайд 4)
На стадии вызова на уроках истории с целью активизации мыслительной деятельности обучающихся, пробуждения познавательного интереса можно применить приём «Историческая загадка».
Например, 5 класс:
«Однажды афинскому стратегу Периклу доложили, что какой-то раб сломал ногу. Перикл воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»
Вопрос. - Что означали слова Перикла? Ответьте, уважаемые друзья.
Дополнительные вопросы: - Кого называют педагогом в наши дни?
- Как вы думаете, кого так называли древние греки?
Учитель дополняет: «В древних Афинах мальчика, достигшего семи лет, передавали педагогу (В переводе с греческого означает «сопровождающий ребёнка»). Педагог каждый день водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Обычно педагогом был состарившийся или увеченный раб, не пригодный ни для какой другой работы».
Вопрос. - Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
Выслушиваются все предложения, на доске учитель записывает тему урока. «Школа, научные знания и религия»
Приём «Образ текста»
На доске записаны слова, взятые из текста параграфа:
Пантеон величайший
храм Рим
«все боги» строить
называться империя
- Напишите предложения или краткий сюжетный рассказ, который включал бы эти слова.
(Примечание: слова заранее создают определённое впечатление, образ предстоящего текста, учащиеся стараются написать текст как целое своими догадками, предложениями и творческими способностями.)
Примерное предложение: Величайший храм для всех богов империи был построен в Риме, он получил название Пантеон.
Учитель отслеживает работу учащихся. Если у кого-то возникают затруднения при написании рассказа, рекомендуется объединиться в пары и продиктовать его друг другу.
Выполнив свою работу, учащиеся (по желанию) зачитывают свои предложения (рассказы) вслух, обсуждают сходства и различия получившихся текстов. После обсуждения на доске записывается тема урока и демонстрируется репродукция храма Пантеон.
- Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
АМ организации самостоятельной работы над темой
Один из таких приёмов «Игра в крестики-нолики». Он позволяет проверить фактологические знания учащихся и немного поиграть.
Если ваш ответ утвердительный, то ставьте в нужной клеточке крестик, если отрицательный – ставьте нолик согласно предложенной схеме.
- Конституция была принята 12 декабря 1993 (да)
- Посещать мероприятия в школе – это обязанность (нет)
- Всеобщая декларация прав человека и гражданина была принята 10 декабря 1948 г (да)
- Первым документом по правам человека была Декларация независимости (нет)
- Конституция – это основной закон государства (да)
- Способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности – это правоспособность (нет)
- Право на самостоятельное заключение трудового договора человек имеет с 16 лет (да)
- Право на гражданство человек получает с 14 лет (нет)
- Полная дееспособность наступает с 18 лет (да)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Х |
О |
Х |
О |
Х |
О |
Х |
О |
Х |
Ещё одним эффективным приёмом активизации деятельности учащихся является «схема-фишбоун», что в переводе означает «рыбья кость».
В «голове» скелета обозначается тема. На верхних косточках вопросы. На нижних – факты, позволяющие ответить на эти вопросы. Записи должны быть краткими (даты, понятия, ключевые слова, фразы, имена). В «хвосте» записывается вывод по данной теме.
Например, государство Хаммурапи: когда? - ХVІІІ в. до н.э., территория? – Месопотамия; Власть? – Цари; Управление? – Законы. Вывод – писаные законы – важнейший признак государства.
Предлагаю опробировать этот приём. Каждая из групп получает задание составить схему-фишбоун.
1 группа – тема “Великая российская революция”
Метод «Ситуативного анализа»
Урок обществознания в 8-м классе. Тема: «Права и обязанности человека»
Правовые задачи.
Задача 1. Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться? Ответ обоснуйте.
Ответ: да прав. Согласно ТК РФ заключать трудовой договор могут с 16 лет.
Задача 2. На рынке художник Шиков продавал рисунки своих учеников. Заинтересовавшаяся несколькими полотнами, выполненными в одном стиле, Васильева спросила, кто нарисовал эти картины. Шиков ответил, что рисовал его малолетний ученик, поэтому можно считать, что автором является сам Шиков (4 балла).
Вопрос: Прав ли Шиков? Ответ обоснуйте.
Ответ. Нет, не прав. Независимо от возраста и дееспособности автора ему всегда будут принадлежать право на имя, право авторства и другие личные неимущественные права на произведение живописи как объект авторского права.
Задача. 3. 16 летний Мурзаев взял с лотка пакет молока стоимостью 10 рублей и, не заплатив за него, быстро пошел к метро, но был задержан.
Вопрос: Прав ли Мурзаев? Квалифицируйте содеянное.
Ответ: Имеет место административное правонарушение. Мелкое хищение
Урок обществознания в 6-м классе. Тема: «Общение»
Прочитайте текст. Обсудите ситуацию в группе и ответьте на вопросы:
«Коробка печенья».
Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» - закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» - девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» - снова закричал брат. «Нет, мне!» - заверещала девочка.
Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», - сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила.
Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.
Вопросы:
- Какие чувства испытывала девочка во время спора?
- Чего она хотела на самом деле?
- Какие чувства испытывал мальчик во время спора?
- Чего он хотел на самом деле?
- Какова причина конфликта?
- Как мать решила конфликт детей?
- Что могла спросить мать, чтобы удовлетворить глубинные интересы детей?
- Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?
АМ подведения итогов урока
На этапе обобщения знаний использую приём «ПОПС-формула». С его помощью узнаю, насколько качественно усвоен учащимися новый материал. В данном случае учащимся предлагается написать (сказать) четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы:
- П – позиция (это первое предложение, которое должно начинаться со слов: «Я считаю, что…»);
- О – объяснение (обоснование) своей позиции (это второе предложение, начинающееся со слов: «Потому что…»);
- П – пример (третье предложение, ориентированное на умение доказать свою позицию; начинается со слов: «Я могу это доказать на примере….»);
- С – следствие (суждение, вывод). Это четвёртое предложение, начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Например: (по теме «Россия во второй половине XIX в.»)
Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.
Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.
Метод «Написание синквейна»
Широко используюприём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: (Слайд 12)
- На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
- Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
- Использовать синквейн удобно для составления характеристики исторической личности. (Слайд 13)
Александр Македонский
Целеустремлённый, храбрый
Завоёвывал, сражался, побеждал
Создал огромное государство
Полководец.
С помощью данного метода пополняем словарный запас учащихся, синтезируем и обобщаем сложную информацию, активизируем творческое рассуждение и мышление.
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо – угадай-ка» и допишите в графу «виды» с какими методами и приёмами ещё сегодня познакомились. («Кластер», «Крестики-нолики», «Образ текста», «Синквейн», «Историческая загадка», «ПОПС-формула»)
Уважаемые слушатели, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно. (Слайд 14). Итак, тема синквейна "Активные методы".
- Запишите на карточках.
Заслушиваются ответы разных групп.
- Вот какой синквейн составила я (Слайд 15)
- Подводя итог мастер-класса, вернёмся к нашим фруктам. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами и приёмами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю электронный ресурс.
- И в заключение хочу пожелать всем успехов в вашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.