Концептуальные основы программы воспитательной работы. 5–7-й классы

Разделы: Внеклассная работа


Семья и школа – это берег и море,
на берегу, ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое
море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Л.Кассиль

Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать и восхищаться неповторимостью личности другого.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоровым, счастливым, успешным и востребованным. Многие прикладывают немало усилий для достижения этих целей, загружая ребенка дополнительным образованием, участием в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Другие же считают, что обязанность родителей обеспечить ребенка материально, создать комфортные условия для роста и развития, а школа и классный руководитель должны помочь ребенку “найти и утвердить себя”.

Опыт показывает, что желаемого результата можно добиться, лишь объединив усилия и создав единое воспитательное пространство. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель.

Поэтому когда мне предложили стать классным руководителем 5 класса. Я немного была растеряна, что делать, с чего начинать, как поступить правильно. Вопросов у меня было много. Начало пятого класса – это процесс адаптации к новым условиям обучения, поэтому очень важно знать, с каким уровнем развития пришли ученики, кому какая потребуется помощь. В тесном сотрудничестве с психологом школы удалось провести входные тестирования в классе. Результаты позволили увидеть достаточно высокий уровень школьной комфортности, положительную динамику в развитии отношений со сверстниками, учителями и даже с родителями.

Проблема – Союз педагогов и родителей – это главное условие эффективного образования и воспитания, учащихся среднего звена, но родители учащихся относятся к школе со смешанным чувством страха и непонимания; это может явиться одним из серьезных препятствий успешного обучения их детей в средней школе.

Поэтому мною была разработана программа воспитательной работы класса “Школа, дом – одна семья”. Программа рассчитана на 3 года и ориентированна на учащихся и их родителей с 5 по 7 класс.

Цель программы: Развитие личности каждого члена классного коллектива в условиях единого воспитательного пространства через сотрудничество семьи и школы.

Задачи

Методы достижения

– Создать эмоциональный благополучный климат для всестороннего развития личности ребенка;

Создание и деятельность системы самоуправления в классе;
Индивидуальная работа с учащимися и родителями класса
А) с одаренными детьми
Б) неблагополучными детьми
В) трудными детьми.
Активное участие в деятельности школьного государства Республика АРМИД;
Аналитическая деятельность.

- Создать единое воспитательное пространство через сотрудничество семьи и школы

Классные и общешкольные собрания и конференции;
Педагогическое и психологическое просвещение родителей;
Оформление кабинета;
Диагностика.

- Создать условия для участия семей в воспитательном процессе школы;

День открытых дверей;
Работа родительского актива;
Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий: совместные праздники, соревнования, конкурсы, выставки;
Диагностика.

Этапы реализации программы

5 класс

1.адаптация учащихся в основной школе,
2. развитие самоуправления школьников,
3.создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе.

Сформированность навыков самостоятельности, организованности и выполнения КТД

6 класс

1.развитие навыков самоуправления;
2.поддержка высокой мотивации к обучению;
3.развитие коммуникативных способностей, воспитание интереса к самому себе;

- знание и выполнение правил внутреннего распорядка школы;
- умение решать проблемы в команде;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам
- активное участие родителей в жизни класса, школы.

7 класс

1.Создание условий для осознанного выбора предпрофильного обучения;
2.Помощь учащимся в самопознании личности;
3.Создание условий для творческой самореализации.

- проявление самостоятельной творческой активности;
- повышение интеллектуального уровня;
- готовность к осознанному выбору
предпрофильного обучения;
- повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя

 

Октябрь

- Тест школьной тревожности Филлипс
- Тест способностей
- Опросник «Учебная мотивация»
- Общешкольное родительское собрание «Первый раз в пятый класс»
- анкета для родителей пятиклассников, с целью изучения мнения родителей к воспитанию успешного социально-активного ребенка.

Октябрь

Октябрь

Ноябрь, декабрь, январь

Ноябрь

Ноябрь

- Групповые занятия по коррекции дезадаптации по программе «Тропинка к своему Я» О.В.Хухулаева

 

- Занятия по программе «Выбор» для предпрофильной подготовки для учащихся 7-х классов

Февраль, март

- Классное родительское собрание «Роль семьи в формировании успешной личности ребенка
- Групповые занятия по коррекции дезадаптации по программе «Тропинка к своему Я» О.В.Хухулаева»

Декабрь

- Классный час по формированию учебной мотивации « Индивидуальность в учении» по программе Г.К.Селевко «Научи себя учиться»
- Классный час по формированию учебной мотивации «Целеполагание, планирование» по программе Г.К.Селевко «Научи себя учиться»

Декабрь

- Занятия по программе «Выбор» для предпрофильной подготовки для учащихся 7-х классов
- Анализ эмоционального cостояния обучающихся на уроке английского языка по методике А.Н.Лутошкина «Цветопись»

Апрель

- Повторная диагностика школьной тревожности Филлипс
- анкетирование по уровню самоуправления
- Успешность по Элерсу

Январь

- Классный час по профориентации
«Мои способности»

Январь

- Методика определения групповой сплоченности Сишора

 

Февраль

- Методика «Карта интересов»
- Опросник «Учебная мотивация»
- Общешкольное родительское собрание: «Первые проблемы подросткового возраста»

Февраль

- Методика изучения интересов и склонностей учащихся «Карта интересов» (Голомшток)
- ДДО-2 Дифференцированно-диагностический опросник - 2 (Е.А.Климова)
- Опросник «Учебная мотивация»
- Общешкольное родительское собрание
«Предпрофиль и профиль»
- Анализ эмоционального состояния обучающихся на уроке английского языка по методике А.Н.Лутошкина «Цветопись»

 

Март, апрель

- анкетирование по уровню самоуправления

Март, апрель

- анкетирование по уровню самоуправления
Успешность по Элерсу

Критерии эффективности программы

Критерии эффективности воспитательной системы

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

1. Освоение учащимися образовательной программы
2. Развитость мышления
3. Познавательная активность учащихся
4. Сформированность учебной деятельности

5. Сформированность устойчивой мотивации к достижению успеха

1. Школьный тест умственного развития.
2. Сравнительный анализ текущей и итоговой успеваемости.
3. Методики изучения учебной мотивации. (5-9 класс)
4. Методика отслеживания личных и коллективных достижений «Портфолио»
5. Педагогическое наблюдение.
6. Профориентационная диагностика.

Уровень воспитанности учащихся

1. Внешний вид.
2. Исполнительская дисциплина.
3. Взаимоотношения с одноклассниками.

1. Изучение уровня воспитанности во внешнеповеденческом аспекте.
2. Педагогические наблюдения.

Сформированность физического потенциала учащихся

1. Состояние здоровья учащегося.
2. Развитость физических качеств личности.

1. Сведения о состоянии здоровья учащихся.
2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств.

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

1. Защищенность и комфортность ребенка в школе
2. Эмоционально-психологическое положение ученика в классе.

1. Социометрия
2. Изучение отношения родителей к воспитанию успешного социально-активного ребёнка.
3. Изучение уровня тревожности по Филлипсу 5 классы.

Сформированность коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
2. Развитость самоуправления.
3. Сформированность совместной деятельности

1. Уровень развития самоуправления.

Уровень социальной активности.

Результаты политико-экономической игры Демократическая Республика, конкурсов «Ученик года», «Лидер 21 века», «Класс года», «Я - гражданин России».

1. Политико-экономическая игра Демократическая республика.
2. Проектная деятельность.
3. Игровая технология «Аукцион добрых и полезных дел».
4. Конкурсы Ученик года», «Лидер 21 века», «Класс года».

Предполагаемый результат

Создание самоуправляющегося, сплоченного, нацеленного на учебу и общественную деятельность классного коллектива родителей и педагогов, в котором каждый ученик имеет условия и возможность для самореализации