Цель:
- формирование представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.
- познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.
Задачи:
- расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
- закреплять знания детей о народных играх;
- формировать желание использовать в речи фольклор;
- продолжать формировать уважение к традициям русского народа;
- воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
- Кто догадался? О чём эта загадка? (о весне)
(Звучит музыка «Весна» Чайковского) Слайд 2
Весна.На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси раньше отмечали не 1 января, а в марте – ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл.
Искренне веря в магическую силу весенних обрядов, в языческие времена люди выходили за околицу, забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена – и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее.
По Православному же календарю – это время Великого Поста, пора углубленной молитвы, духовного очищения, когда шумные игры и веселые песни неуместны. Крестьянки говорили: "Песни играть в эти дни грех, кликать же можно".
В весенних закличках - веснянках - обращались к самой весне и верным ее спутникам – перелетным птицам. Нередко при этом обращались и к Богу, Богородице с предварительной просьбой о божественном благословении на то, чтобы «весну кликать».
2. Выступление детей
Слайд 3
Ученик 1. Весну закликали несколько раз.
15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается).
После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.
Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снег тает, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
Ученик 2. Слайд 4
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Ученик 3
Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонков.
Ученик 4
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", (которых называли детьми или братьями перелетных птиц) их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. А кто постарше и гадали: запекали в птичку: кольцо, монету, щепку, уголек. Кольцо – свадьба, монеты – богатство, щепка – гроб, и т.д. (причём, чтоб хорошее сбылось, обязательно должны были присутствовать и плохие приметы) Слайд 5
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Ученик 5
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
(проводится игра «Хоровод»)
Слайд 6
Ученик 6
- Детям делали свистульки, и ребята, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и пошло название “Весновка-свистунья”.
Свистульки могли быть деревянные, глиняные, а в нашем детстве были уже пластмассовые.
Cлайд 7
Ученик 7
Обряд отпускания птиц на волю. Cлайд 8
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
2 часть. Технология
Цель: научиться из ниток делать птичек.
Задачи:
- Формировать навыки и умения по изготовлению птиц из пряжи.
- Корригировать и развивать мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус,внимание, воображение, аккуратность,интерес к творчеству на основе практической работы.
- Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей,желание мастерить,бережное отношение к природе и птицам.
Материалы и инструмент:
- пряжа 3-4 цветов
- картон
- ножницы
- линейка
- бусины (глаз)
- проволока
- игла и черные нитки
Ход занятия
1. Оргмомент. Готовность к занятию
Сегодня, мы будем мастерить птиц из ниток, как символ весны. Они поселяться у нас в классе и будут радовать окружающих.
2. Техника безопасности
- Перед тем, как начать изготавливать птичек - невеличек, давайте повторим правила техники безопасности: Т.Б. при работе с ножницами.
- Без разрешения учителя не бери инструменты.
- Ножницы кладут с правой стороны кольцами к себе.
- Не держи ножницы концами вверх.
- Не оставляй их в открытом виде.
- Передавай ножницы кольцами в сторону товарища.
- При работе следи за пальцами второй руки.
- Следить за правильной посадкой.
- Содержать в чистоте и порядке рабочее место.
3. Практическая работа
- Приступаем к выполнению практической работы, которая будет проходить в несколько этапов
- Шаблон размером 9 см на 12 см для маленьких птичек и 13 см на 20 см для больших птичек.
- Наматываем пряжу для спинки по длинной стороне, для грудки и крыльев по короткой.
- Для крыльев можно смешивать серый с коричневым и другими оттенками ниток.
- Разрезаем.
- Серединку прихватываю только у крыльев.
- Складываем спинку и грудку,завязываем ниткой в цвет. Завязываем грудку.
- Комкаем бумажку. Обхватываем ее крыльями.
- Сверху накладываем грудку со спинкой, нитки поправляем. Удобнее поправлять расческой, как бы расчесывая.
- Завязываем и подравниваем нитки. Завязываем крылья.
- Делаем из проволоки лапки. Обматываем черными нитками.
- -Делаем шилом дырочки и вклеиваем горячим клеем ножки.
- Клеим носик из семечки и глазки бусинки. Носик можно сделать из картона по желанию.
- Согнув пальчики можно посадить на ветку.
Снегиря и синичку делаем так же, только применяем соответствующие окрасу птицы пряжу.
Вы можете поэкспериментировать с различными цветами пряжи для получения уникального окраса птички. Возьмите разноцветные нити, и сможете изготовить друзей воробья — синицу и снегиря.
4. Динамическая пауза «Птички и ветер»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
5. Продолжение практической работы
Дети работают самостоятельно под присмотром педагога, под спокойную мелодию.
6. Рефлексия
- Демонстрация выполненных работ. Звучат заклички, дети прикрепляют птичек.
7. Уборка рабочего места
8. Итог занятия
- Ребята, наше занятие подходит к концу.
- Вам понравилась сегодняшняя работа?
- Я очень довольна вашей работой.
- Поздравляю, птички-невелички из пряжи готовы! Пусть эти маленькие ловкие птички принесут на крыльях настоящую весну и станут прекрасным оберегом, украшением или подарком к празднику.
Вы все очень талантливы, это видно по нашему замечательному украшению.
Молодцы, ребята, на этом наше занятие окончено.
До новых встреч.