План-конспект урока для 7-го класса "Повторение изученного о служебных частях речи"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 7

Ключевые слова: служебные части речи союз


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить и обобщить изученный материал по теме «Служебные части речи»
  • Закрепить формирование навыка определения служебной части речи
  • Закрепить умение обосновывать свой выбор, определять роль служебных частей речи в тексте.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление учащихся.
  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к нему.

Оборудование: презентация, текст К.Г.Паустовского «Плёс», репродукция картины И.И.Левитана «Золотой Плёс».

Урок является обобщающим после изучения раздела «Служебные части речи».

1. Организационный момент, объявление темы урока

2. Повторение теоретических сведений – разминка «Да-нет. Почему?»

На слайде вопросы:

  1. Союзы, предлоги, частицы, междометия – служебные части речи?
  2. Союзы не склоняются, но спрягаются?
  3. Предлоги служат для связи слов в словосочетании?
  4. Частицы помогают одному слову управлять другим?
  5. Союзы бывают сочинительными и подчинительными?
  6. Бы, ли, же – формообразующие частицы?
  7. В течение, в продолжение, в произведении – предлоги?
  8. Впоследствии – это предлог?
  9. И может быть союзом и частицей?
  10. Без служебных частей речи невозможно правильно оформить речь?

3. Словарный диктант с объяснением (на доске и в тетрадях)

В течение недели
Иметь в виду правило
Вряд ли не опоздает
Не пришел ввиду дождя
Как ни в чем не бывало
Ни свет ни заря
Мал, зато умен
Что бы об этом сказать
Ничто иное не тревожило его
Ни разу не видел
Сядь-ка прямо
Не рад встрече
Во что бы то ни стало

4. Устная орфографическая работа

Продолжить предложения, опираясь на орфографические правила (предложения на слайде)

  • То?же, так?же пишется……..
  • Иметь в?виду пишется…..
  • Частицы бы, ли, же пишутся…
  • Частицы де, тка, то пишутся…
  • В?следстви? пишется…
  • Не? смотря пишется…
  • За? то пишется…, за?то пишется ….
  • Что?бы пишется…и….

5. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником (листочки с текстом с пропущенными буквами и знаками препинания раздать ученикам).

Плёс

Левитан искал место для этюдов но хороших мест не было. Он всё чаще хмурился и жаловался на усталость. Берега наплывали медле….о, однообразно (не)? радуя ни живописными сёлами ни задумчивыми и плавными поворотами. Наконец в Плёсе Левитан увид…л с палубы стари…ую маленькую церковь рубле….ую из сосновых кряжей. Она чернела на зелёном небе и первая звезда г…рела над ней переливаясь и бл…стая. В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб продававших на пристани молоко Левитану почудилось столько покоя что он тут же решил остаться в Плёсе. С этого момента начался светлый промежуток в его жизни. Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон да мычание стада а по ночам — колотушки сторожей. По уличным косогорам и оврагам цвёл репейник и р..сла лебеда. (К.Паустовский.)

2. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

3. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

4. Выпишите из текста:

1 ряд – союзы (морфологический разбор одного союза на доске)

- Какую роль выполняют союзы в данном тексте?

2 ряд – предлоги (морфологический разбор одного предлога на доске)

- Какую роль выполняют предлоги в данном тексте?

3 ряд – частицы (морфологический разбор одной частицы на доске)

(Какую роль выполняют частицы в данном тексте?)

5. Попробуйте прочитать текст без служебных частей речи. Что изменилося?

6. Сделайте вывод:

  • служебные части речи помогают…(создать связное высказывание);
  • служебные части речи делают текст…(ярче, интереснее…)

6. Рассмотрите картину Левитана, которая называется «Золотой Плес»

- Что мы видим на картине?

- Какие черты - образы Плеса, описанные Паустовским, нашли свое отражение в картине Левитана?

Домашнее задание. Напишите несколько предложений о своем впечатлении от картины, употребляя служебные части речи.