Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Повторить и обобщить изученный материал по теме «Служебные части речи»
- Закрепить формирование навыка определения служебной части речи
- Закрепить умение обосновывать свой выбор, определять роль служебных частей речи в тексте.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление учащихся.
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к нему.
Оборудование: презентация, текст К.Г.Паустовского «Плёс», репродукция картины И.И.Левитана «Золотой Плёс».
Урок является обобщающим после изучения раздела «Служебные части речи».
1. Организационный момент, объявление темы урока
2. Повторение теоретических сведений – разминка «Да-нет. Почему?»
На слайде вопросы:
- Союзы, предлоги, частицы, междометия – служебные части речи?
- Союзы не склоняются, но спрягаются?
- Предлоги служат для связи слов в словосочетании?
- Частицы помогают одному слову управлять другим?
- Союзы бывают сочинительными и подчинительными?
- Бы, ли, же – формообразующие частицы?
- В течение, в продолжение, в произведении – предлоги?
- Впоследствии – это предлог?
- И может быть союзом и частицей?
- Без служебных частей речи невозможно правильно оформить речь?
3. Словарный диктант с объяснением (на доске и в тетрадях)
В течение недели
Иметь в виду правило
Вряд ли не опоздает
Не пришел ввиду дождя
Как ни в чем не бывало
Ни свет ни заря
Мал, зато умен
Что бы об этом сказать
Ничто иное не тревожило его
Ни разу не видел
Сядь-ка прямо
Не рад встрече
Во что бы то ни стало
4. Устная орфографическая работа
Продолжить предложения, опираясь на орфографические правила (предложения на слайде)
- То?же, так?же пишется……..
- Иметь в?виду пишется…..
- Частицы бы, ли, же пишутся…
- Частицы де, тка, то пишутся…
- В?следстви? пишется…
- Не? смотря пишется…
- За? то пишется…, за?то пишется ….
- Что?бы пишется…и….
5. Работа с текстом
1. Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником (листочки с текстом с пропущенными буквами и знаками препинания раздать ученикам).
Плёс
Левитан искал место для этюдов но хороших мест не было. Он всё чаще хмурился и жаловался на усталость. Берега наплывали медле….о, однообразно (не)? радуя ни живописными сёлами ни задумчивыми и плавными поворотами. Наконец в Плёсе Левитан увид…л с палубы стари…ую маленькую церковь рубле….ую из сосновых кряжей. Она чернела на зелёном небе и первая звезда г…рела над ней переливаясь и бл…стая. В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб продававших на пристани молоко Левитану почудилось столько покоя что он тут же решил остаться в Плёсе. С этого момента начался светлый промежуток в его жизни. Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон да мычание стада а по ночам — колотушки сторожей. По уличным косогорам и оврагам цвёл репейник и р..сла лебеда. (К.Паустовский.)
2. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
3. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
4. Выпишите из текста:
1 ряд – союзы (морфологический разбор одного союза на доске)
- Какую роль выполняют союзы в данном тексте?
2 ряд – предлоги (морфологический разбор одного предлога на доске)
- Какую роль выполняют предлоги в данном тексте?
3 ряд – частицы (морфологический разбор одной частицы на доске)
(Какую роль выполняют частицы в данном тексте?)
5. Попробуйте прочитать текст без служебных частей речи. Что изменилося?
6. Сделайте вывод:
- служебные части речи помогают…(создать связное высказывание);
- служебные части речи делают текст…(ярче, интереснее…)
6. Рассмотрите картину Левитана, которая называется «Золотой Плес»
- Что мы видим на картине?
- Какие черты - образы Плеса, описанные Паустовским, нашли свое отражение в картине Левитана?
Домашнее задание. Напишите несколько предложений о своем впечатлении от картины, употребляя служебные части речи.