В каждом человеке есть солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
В разные исторические эпохи понятие наставничества приобретало свои уникальные значения и отличительные черты, однако в общем понимании наставником считался человек, который делился своими накопленными знаниями и личным опытом с другим человеком или группой людей.
В первобытном обществе наставником мог быть лишь старейшина или вождь. Наставники передавали навыки выживания, уклад племени и его традиции юношам, воспитывали в них верность интересам рода.
Позже наставники появились в Древнем Риме, их роль сводилась к домашнему обучению. Первым профессиональным наставником считается Ментор, который воспитывал сына Одиссея.
С течением времени наставничество приобрело значительное значение в воспитании молодого поколения. Среди известных наставников можно выделить Аристотеля, который обучал Александра Македонского; древнего философа Сократа, считавшего, что роль наставника заключается в стимуляции душевных сил молодежи; а также Платона, который подчеркивал, что воспитание должно начинаться с раннего возраста под руководством опытного учителя-наставника.
Широко распространены были системы наставничества в индуизме и буддизме, иудаизме и христианстве. Иисус Христос выступал в роли наставника для Апостолов, а Сергий Радонежский был учителем известного иконописца Андрея Рублева. В настоящее время священнослужители исполняют роль наставников для верующих.
В Царской России наставников-учителей приставляли к цесаревичам и княжнам. Например, наставником Александра II был поэт В.А.Жуковский. Среди простого населения наставничество часто встречалось в среде ремесленников, где умение расписывать посуду или вырезать по дереву передавалось от мастера к подмастерью. В образовательной системе России слово «наставник» было официально введено в педагогический процесс в 1813 году. Министерство народного просвещения приняло решение о вводе в учебных заведениях новой должности – наставник. Наставник обязан был осуществлять воспитание преданных самодержавно-монархическому строю учащихся, а также ему предписывалось наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками влиять на нравственные качества».
В Советском Союзе наставничество масштабно развивалось в форме шефства опытных передовых рабочих над молодыми рабочими и учащимися. Движение широко пропагандировалось, проводились смотры, совещания, лучших наставников поощряли, награждали.
Со временем слово «наставник» было вытеснено из разговорной речи и в словаре С.И.Ожегова уже дано как книжное, устаревшее значение слова «учитель», «руководитель».
В настоящее время тема наставничества является одной из центральных в нацпроекте «Образование». Стратегия развития воспитания в России ставит цель объединить усилия для реализации единой государственной политики в воспитании. Она включает определение основных характеристик воспитательного процесса, обмен новыми идеями и популяризацию лучших практик, направленных на поддержку и развитие детей и подростков, в том числе с помощью наставников.
«Развитие института наставничества в нашей стране — это прямое поручение президента России Владимира Путина. Он не раз говорил о том, что каждый человек талантлив, а задача государства, задача общества заключается в том, чтобы помочь человеку как можно раньше раскрыть свой талант, создать условия, чтобы этот талант был реализован на благо всей страны и всего общества.
Наставничество стало важной частью современного образования, оно позволяет участникам быстрее получать знания и навыки благодаря прямой передаче опыта, доверительным и взаимообогащающим отношениям.
Среди распространенных форм наставничества можно выделить пять основных, которые варьируются в зависимости от условий программы:
- «ученик – ученик»;
- «учитель – учитель»;
- «студент – ученик»;
- «работодатель – ученик»;
- «работодатель – студент».
Реализация программы наставничества поможет решить ряд проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся:
- низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, невозможность качественной самореализации в рамках школьной программы;
- отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
- низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации;
- низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;
- проблема формирования системы ценностей молодежи в условиях современного общества.
Форма наставничества «учитель – ученик»
Ролевые модели в системе «учитель – ученик» могут изменяться в зависимости от потребностей ученика и возможностей наставника.
| Модель | Взаимодействие |
Наставник |
«Учитель – неуспевающий |
Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. |
Учитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, классным руководителем, психологом, социальным педагогом, завучем. |
«Учитель – пассивный ученик» |
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. |
Классный руководитель, учитель предметник. |
«Учитель – одаренный ученик» |
Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. |
Классный руководитель или учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал. |
«Учитель – ребенок с ОВЗ/ребенок инвалид» |
Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. |
Классный руководитель, учитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом. |
Модель наставничества «учитель - одаренный ученик»
(Реализация наставничества по модели «учитель – одаренный ученик» проходила в период «сентябрь 2022 – июнь 2024 гг.». в рамках внеурочной работы по предмету «Информатика»).
Данная модель предполагает наличие следующих участников: ученик-наставляемый, учитель-наставник. Условия реализации проекта: наличие заинтересованных участников, их подбор, основанный на учёте личностных качеств наставника, наставляемого, формирование наставнической пары (тандемов), их мотивация к деятельности, получение согласия родителей.
Характеристика опыта наставничества
| 1.Тема педагогической практики. | Успех через наставничество. |
2.Описание представляемого опыта. |
Реализована модель наставничества «Учитель – одаренный ученик», основанная на индивидуальном плане развития и мониторинге результатов. Модель позволяет раскрыть потенциал ученика, способствует самореализации по предмету «информатика», а также поддерживает его развитие и профессиональную ориентацию. |
3.Публикации о |
15 декабря 2023 года выступление на заседании городского методического объединения учителей информатики «Эффективные подходы и методы работы с одаренными детьми: развитие творческих способностей и раскрытие потенциала»» по теме «Работа педагога-наставника с одаренными школьниками. |
Пояснительная записка
Настоящий план индивидуального развития является частью программы наставничества МОБУ «СОШ №10» г.Арсеньева и разработан с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность модели. Одаренные ученики часто не получают необходимого внимания и поддержки, вызывает у них неудовлетворенность учебным процессом и снижением мотивации. Недостаток специализированных подходов к обучению для таких учащихся делает их прогресс менее успешным. Кроме того, такие ученики могут сталкиваться с проблемами в нахождении своего места в учебной среде и чувствовать себя изолированными от своих сверстников из-за своих уникальных способностей и интересов, что может приводить к социальной и эмоциональной нагрузке.
Целью данной формы наставничества является раскрытие потенциала наставляемого в области информационных технологий, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, для достижения высоких результатов в образовательной сфере.
Основные задачи модели наставничества:
- повысить мотивацию к учебе и улучшить образовательные результаты обучающегося по информатике, в том числе через сопровождение его участия в олимпиадах, конкурсах, исследовательской и проектной деятельности;
- раскрыть личностный, творческий и профессиональный потенциал обучающегося;
- создать условия для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории;
- развить у обучающегося лидерские, организационные, коммуникативные навыки и метакомпетенции;
- разработать методические рекомендации для обучающегося по преодолению трудностей в учении.
Ключевые принципы отношений основаны на взаимном доверии, поддержке, индивидуальном подходе, активном вовлечении и постоянном развитии как наставника, так и наставляемого.
Целевая аудитория:
- Учащийся, имеющий способности в учебе и стремящийся к расширению возможностей для дальнейшего развития своих талантов.
- Родители учащегося, поддерживающие его в стремлениях и обеспечивающие доступ к дополнительным ресурсам и наставничеству.
- Учителя и преподаватели, заинтересованные в улучшении образовательного процесса.
- Школы, колледжи и другие учебные заведения, стремящиеся внедрить программы поддержки одаренных студентов.
- Организации и фонды, ориентированные на развитие талантов молодежи, установление сотрудничества для реализации совместных программ.
Портрет наставника – «учителя»: Еремина Ирина Алексеевна, учитель информатики высшей квалификационной категории, финалист Кадрового резерва учителей информатики от Яндекс Учебника. Награждена благодарственным письмом Управления образования администрации Арсеньевского городского округа за воспитание и выявление одаренных учащихся, развитие их творческих способностей; благодарственным письмом Управления образования администрации Арсеньевского городского округа за качественную подготовку победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; благодарственным письмом городской Думы Арсеньевского городского округа Приморского края за качественную подготовку обучающихся к Государственной итоговой аттестации и обеспечение высоких результатов Единого государственного экзамена.
Учитель готов поделиться опытом и навыками, необходимыми для самосовершенствования и самореализации наставляемого, обладает организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения педагогических и коммуникативных проблем, способен оказать поддержку ученику на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Портрет наставляемого – «ученика»: одаренный ученик – 10 класса МОБУ «СОШ №10»; демонстрирует высокую мотивацию к учебе и саморазвитию, 100% качества по итогам года.
Принимает активное участие в жизни школы, является членом Совета старшеклассников школы. Участвует в конкурсах и олимпиадах школьного, муниципального, регионального и федерального уровней.
Работа с наставляемым предполагает использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектную деятельность и др.); возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ; предложение наставнику индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
К основным формам организации данной модели наставничества относятся:
- работа по индивидуальному плану;
- участие в олимпиадах, конкурсах;
- участие в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты наставничества
Программа наставничества позволит создать индивидуальную учебную траектории для учащегося, учитывая его интересы и цели, что даст возможность развивать таланты, углублять знания и уверенно двигаться к достижениям. Наставник сможет предложить ресурсы и методы обучения, делая процесс более доступным и увлекательным. Обмен идеями с наставником помогут ученику осознать свои достижения и повысить уверенность в своих способностях, что важно для формирования его будущей карьеры. Ученик сможет взаимодействовать с подрастающими талантами, обмениваться опытом и строить социальные связи, что поможет развить навыки межличностной коммуникации.
Основные инструменты наставничества:
- Составление этапов работы для создания положительных результатов.
- Совместное сотрудничество и достижение целей.
- Грамотное планирование работы.
- Способность заинтересовать учащегося и донести информацию четко и понятно.
- Оформление результатов.
План работы наставнической пары
Сроки реализации плана: сентябрь 2022 - май 2024 года.
| № | Проект, задание |
Срок |
Планируемый результат |
Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления |
|||
1.1 |
Провести самодиагностику на предмет определения приоритетных направлений развития. |
до 20.09.2022 |
Определен перечень компетенций, требующих развития, для подготовки к олимпиадам и творческим конкурсам |
1.2 |
Провести диагностическую беседу с наставником для уточнения зон развития. |
до 20.09.2022 |
Сформулирован перечень тем консультаций с наставником |
1.3 |
Разработать меры по развитию личностных компетенций с учетом тем мероприятия (Раздела 2). |
до 01.10.2022 |
Разработаны меры по преодолению затруднений |
1.4. |
Составить «дорожную карту», организованную в соответствии с ожидаемыми результатами в практической деятельности. |
до 01.10.2022 |
Составлена «дорожная карта» |
1.5 |
Мотивация на самореализацию через творческую, учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов. |
в течение периода наставничества |
Сформировано эстетическое восприятие окружающей действительности |
Раздел 2. Направления общеобразовательного развития ученика |
|||
2.1 |
Познакомиться с основной и дополнительной литературой, тематическими ресурсами по направлению, которое выбрано. |
в течение периода наставничества |
Определен перечень литературы и интернет-сайтов для изучения. Он способствует повышению качества изучаемой информации и более глубокому пониманию темы. Такой подход позволяет эффективно использовать время и ресурсы. |
2.2 |
Провести консультации с наставником по подготовке (написания доклада, творческой работы и т.д.) разработке проекта и пр. |
в течение периода наставничества |
Проведены консультации. Сформировано понимание как успешно подготовить доклад, творческую работу, проект. |
2.3 |
Освоить эффективные подходы к планированию учебной, проектной, общественной и др. деятельности. |
до 25.11.2022 |
Проведена консультация на тему «Эффективное планирование дня для достижения целей». Определены ключевые приоритеты для оптимального распределения времени и ресурсов. |
2.4 |
Познакомиться с успешным опытом школьников и студентов в учебной деятельности, подготовке и проведении публичных выступлений, подготовке проектов, участии в олимпиадах и конкурсах и др. |
в течение периода наставничества |
Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития. Определено, что из изученного опыта можно применить на практике для повышения результативности учебной деятельности. |
2.5 |
Принять участие в олимпиаде. План подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников (приложение 1) с последующим разбором полученного опыта. |
в течение периода наставничества |
По итогам олимпиады учащийся стал победителем Муниципального этапа (предмет «информатика»). |
2.6 |
Выступить с проектами на Муниципальной научно-практической конференции «Ступени к успеху». План подготовки к конференции (приложение 2). |
2023 год, |
Два года подряд учащийся становился победителем конференции в номинации «Исследовательская работа». |
2.7 |
Продолжить онлайн-занятия на платформе «MAXIMUM Education» (участие в программе «Код будущего») https://maximumtest.ru/. |
в течение года |
Итогом обучения является разработка игры на языке программирования Python. |
2.8. |
Мониторинг достижений. |
в течение года |
Анализ личной эффективности с целью достижения новых успехов в обучении. |
2.9. |
Создание «Портфолио достижений» (видеопрезентация). |
апрель-май |
Популяризация достижений с целью привлечения к исследовательской деятельности обучающихся школы. |