Профориентация младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: профориентация


Работая уже много лет в начальной школе, в настоящее время, как никогда, понимаешь, что одной из главных задач учебно-воспитательного процесса для учащихся 1-4 классов, согласно ФГОС, является подготовка к осознанному выбору профессии. На уроках и во внеурочное время учитель в доступной форме, исходя из возрастных особенностей ребенка, обязан давать качественные знания школьникам о людях разных профессий, используя различные формы работы. Это игры, викторины, просмотр мультфильмов, конкурсы рисунков, поделок, презентации. Каждый вид работы соответствует определенному возрасту учащихся. Конечно, в 1 классе просто необходимо познакомить учеников с работой сотрудников школы (учитель, повар, врач, медсестра, библиотекарь, технический персонал).

Цель ранней профориентации – помочь ребенку понять, какое место труд занимает в жизни человека, дать начальные знания о разных профессиях и посредством игровой деятельности понять ее возможности.

Профориентационная работа в начальной школе имеет следующие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;
  • формировать понимание важности труда для человека;
  • знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  • приучать ответственно выполнять свою работу;
  • мотивировать к учебе и труду;
  • развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с различными профессиями.

В начальной школе профориентационная работа ведется на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий следует отметить: классный час, экскурсия, беседа, проект, конкурс, игра. Уроки в начальной школе можно разнообразить профориентационными играми, так как этот вид деятельности является одним из главных у учеников 1-4 классов. Возможности каждого изучаемого предмета безграничны, чтобы использовать профориентационные игры. Например, на математике, исходя из конкретной темы урока, когда мы решаем задачи, я выбираю ту профессию, которая полностью соответствует условию задачи. На время ее решения ученик становится шофером, летчиком, спортсменом, поваром, продавцом, строителем, библиотекарем, экологом и так далее. Связь с современной жизнью является одним из значимых аспектов в этой работе. После выполнения задания очень важно обязательно сделать вывод о возможностях данной профессии и путях ее достижения.

Начиная с 1 класса, в своей профориентационной работе с учениками я активно использую классные часы. На них мы, обычно, приглашаем родителей учащихся, которые имеют разные профессии. Нашими постоянными участниками являются папы и мамы учеников, которые интересно рассказывают ребятам о своих профессиях: инженер, ученый-эколог, учитель музыки, строитель, врач и другие. Учащиеся класса радуются и гордятся, что их родители приходят в школу и рассказывают много интересного не только о своей профессии, но и о том, как они учились в школе и шли к своей мечте. Главный вывод, который сделали ученики, а родители подтвердили: «Чтение – лучшее учение», «Все работы хороши, выбирай на вкус!».

Следует отметить, что связь с семьей ученика является неотъемлемой и неоценимой частью в деле профессиональной ориентации младшего школьника. Такие встречи носят позитивный характер не только в профориентационной работе с учащимися, но имеют очень положительный эффект во всей учебно-воспитательной работе класса.

Огромный интерес вызвал у учащихся проект «Все профессии важны» (4 класс). Сначала мы разработали критерии, исходя из которых необходимо создать проект:

  1. тема проекта;
  2. название профессий;
  3. история профессий;
  4. фотографии представителей разных профессий;
  5. что надо знать, выбирая профессию;
  6. как связаны между собой разные профессии;
  7. что такое толерантность в профессии;
  8. какие качества у представителей разных профессий;
  9. стихи, загадки, пословицы и скороговорки о профессиях;
  10. наши рисунки;
  11. наши поделки;
  12. «Все профессии важны!».

Хочу отметить, что каждый учащийся 4 класса работал самостоятельно над проектом «Все профессии важны», используя критерии создания проекта. В дальнейшем мы обобщили весь материал, и получилась коллективная работа учеников 4 класса в формате презентации.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что выбирая любую форму работы по профориентации младших школьников, целью является подготовка учеников к осмысленному выбору будущей профессии. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки, так и внеклассные мероприятия. Но здесь очень важно понимание того, что на эффективность профориентационной работы влияют систематичность, планомерность, связь с жизнью, а самое главное, увлекательность.

Презентация с критериями выполнения проекта «Все профессии важны» для коллективной работы учащихся прилагается.

Презентация с критериями выполнения проекта «Все профессии важны» для коллективной работы учащихся.