Кроссворды на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: кроссворд


Большое значение в активации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими общего материала.

Логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психическими развитиями учащихся.

Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся начальных классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале - для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот что написал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и классной беседе, которая закрепиться в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные.

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, доказательству и рассуждению. Отгадывание загадок можно рассмотреть, как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний – важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки фактического усвоения материала – кроссворды. Работать с ними можно с первого класса.

Первоначально вводя кроссворды в свою работу, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего это сделать совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность.

Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным является использование интерактивной доски. Можно вписывать ответы непосредственно на доске.

Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, групповой так и индивидуальной работы с учащимися.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы.

Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются в той или иной степени редукции – ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания. Именно графическое обозначение этих звуков буквами и вызывает у младших школьников наибольшие трудности и часто приводят к ошибкам.

Расхождение между произношением звуков и обозначением их буквами на письме составляет существенную особенность русской орфографии.

Известно, что формирование орфографических навыков происходит в процессе механического запоминания формы слов. Орфографическая работа, проводимая с наиболее часто употребляемыми словами, предотвращает появление ошибок в них во время самостоятельного письма учащихся.

Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот тип памяти при усвоении слов непроверяемым написанием, так как зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания.

Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли. Вопросы формирования грамотного письма в начальной школе традиционно решается главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определённых правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов.

Учиться работать со словарём это значит уметь себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас. Задача учителя: научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе. Работе со словарями способствует работа по отгадыванию кроссвордов.

На уроках русского языка используют орфографические и толковые словари. Словари вносят оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми орфограммами целесообразно использовать кроссворды. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, а также во внеклассной работе, при подготовке домашних заданий и т.д. Но особенно эффективна она при закреплении материала.

Кроссворды составлены так, что слова из словаря, предназначенные для запоминания в первом классе, закрепляются во втором, третьем и четвёртом классах. Кроме того, задания в виде определения слов вписываемых в клетки, или загадок не повторяются дважды – каждый раз даётся новое задание. Например, задание кроссворда для учащихся первого класса: «школьная комната для занятий» (класс), кроссворд для второго класса: «группа учеников одного года обучения» (класс), кроссворд для четвёртого года обучения: «категория, подразделение в различных классификациях» (класс). Таким образом, расширяя и активизируя свой словарный запас, учащиеся сталкиваются с многозначностью слов.

При работе с кроссвордами за ребёнком всегда остаётся право заглянуть в словарь и вспомнить написание слова.

Предлагаю несколько кроссвордов по теме «Слова из словаря», с первого по четвёртый класс.

  1. Место, по которому можно пройти или проехать.
  2. Сидит барыня на грядке, всё платье в складках.
  3. Утренний приём пищи.
  4. Результат труда художника.
  5. Хотеть чего-нибудь.
  6. Этот плод едва обнимешь,
    если слаб, то не поднимешь,
    на куски его порежь,
    мякоть красную поешь.
  7. Лиственное дерево с белой корой.
  8. Здание, в котором продают различные товары.
  9. Инструмент для копки земли.
  10. Населённый пункт в сельской местности.

1.

Хорошо, когда он есть,
На него и лечь, и сесть.
Он для отдыха нам дан,
Мягкий плюшевый...

2.

В этой кухонной посуде
Суп и кашу варят люди.

3.

Сидит в ложке,
Свесив ножки.

4.

Днём спит на ней подушка,
А по ночам — Андрюшка.

5. Второй или третий приём пищи в день, идёт сразу после завтрака.

6.

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый...

7.

Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках?

8.

Белый, как снег,
Сладкий, как мед.
Во рту тает,
Его в чай добавляют.

9. Клубника, малина, смородина, крыжовник – всё это ….

10.

Его различным формам и сортам
Всегда друзья и гости, дети рады:
Родня баранкам, пряникам, тортам,
С повидлом, маком, кремом, шоколадом.
Поднимет нежным вкусом настроенье
Кондитерское вкусное …

Ребята тянутся к такой работе, пытаются себя проявить.

И как не согласиться со словами Ш.А.Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость сотрудничества , то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в них властелином».