Цель: продолжать знакомить детей с песочными часами, как прибором для измерения времени.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать временные представления у детей дошкольного возраста в процессе детской деятельности;
- Знакомить детей с временным эталоном (1 минута);
- Дать представления о временных интервалах и соотнесении их с мерками;
- Формировать познавательные интерес и действия через экспериментирование;
- Формировать основы техники безопасности детей при работе с песком;
- Учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов.
Развивающие:
- Развивать исследовательские способности, творческое воображение, конструкторские навыки;
- Совершенствовать чувство времени и способность ориентироваться во времени;
- Активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать целеустремлённость, желание коллективно трудится;
- Прививать навык аккуратности в работе;
- Воспитывать бережное отношение ко времени.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети здороваются
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода. (ответы детей)
Воспитатель: правильно, ребята, а для чего нужны часы? (ответы детей)
Слышен звук тиканья часов и топот шагов.
Мне кажется к нам кто-то идёт.
Входит Хранитель времени и Минутка.
Хранитель: Здравствуйте, ребята!
Я – Хранитель времени, а это моя маленькая помощница – Минутка.
Минутка:
Я - весёлая Минутка,
Не смотрите, что малютка,
Могу время изменять,
Все должны об этом знать.
Вы, ребята, помогите
И песочек зарядите.
Чтоб волшебные часы
Снова радовать могли.
Хранитель: Да, ребята, в нашем городе Тик-так-граде случилась беда.
Песок в моих самых главных часах утратил свою волшебную силу.
Хранитель показывает большие песочные часы.
Если их не починить и не зарядить волшебной энергией, случится непоправимое, люди будут везде опаздывать, и даже Новый год никогда не наступит.
Энергию для моих часов можно получить только от вас, благодаря вашим знаниям и умениям, находчивости и наблюдательности.
Мы с Минуткой ищем ребят, способных выполнить сложные, но очень увлекательные задания.
Вы не боитесь трудностей? (ответы детей)
Ну, что ж тогда для начала проверим ваши знания?
Вопросы
- Какой прибор помогает людям определять время?
- Часы, которые будят по утрам? (будильник)
- Какие часы не работают без солнца? (солнечные)
- Главные часы на Спасской башне города Москвы? (куранты)
- Какие часы носят на руке? (наручные)
- Какие часы стоят на полу? (напольные)
- Часы, которые висят на стене? (настенные)
- Если часы стоят на столе, то они какие? (настольные)
- Старинные часы, которые носят в кармане? (карманные)
- В этих часах отмеряет время вода? (водяные)
- А в каких часах время измеряет огонь? (огненные)
- Какая птичка прячется в некоторых часах? (кукушка)
- Мастер по ремонту и изготовлению часов? (часовщик)
- Без чего не могут ходить электронные часы? (батарейка)
Хранитель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием?
Ну, а сейчас я вас проверю на внимательность.
Посмотрите на картинке и скажите, чего не хватает в часах?
Игра чего не хватает? (Просмотр презентации)
Песочные часы без песка; часы без стрелок, маятниковые часы без маятника и т.д.
Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.
Хранитель: А сейчас я проверю, какие вы быстрые. Проведём с вами опыт.
Как вы считаете, одна минута это много или мало времени? (ответы детей)
Давайте проверим. Предлагаю вам помолчать одну минуту.
У меня есть маленькие песочные часики, как раз на одну минутку. Песочек будет сыпаться, а вы следите за временем. Как только последняя песчинка упадёт, я скажу: «Стоп».
Ну, что,,,,, один, два, три, молчи.
Хранитель: а теперь, ребята, как вы считаете, одна минута это много или мало? (ответы детей)
А теперь задание посложнее, у вас на листочках нарисованы циферблаты, но на них не хватает стрелок. Возьмите карандаши и дорисуйте стрелки на часах так, чтобы они показывали время, указанное под циферблатами.
За временем буду следить я.
Вы готовы? (ответы детей)
Один, два, три…….
Дети выполняют задание.
Хранитель: а сейчас одна минута, это много или мало? (ответы детей)
Да, ребята, очень мало, мы не успели нарисовать все стрелки.
Когда мы заняты делом, время проходит очень быстро, а когда мы просто сидим и молчим. Время тянется очень долго.
Недаром люди придумали такую пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
А вам в детском саду скучно? (ответы детей)
Что-то я устал, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка
Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так».
(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает.
(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)
Хранитель: ну, вот и отдохнул я немножко.
Вы ребятки, молодцы, прошли все испытания.
Я вижу, что вы не боитесь никаких трудностей и вам можно доверить изготовление песочных часов, которые зарядят волшебной энергией мои главные песочные часы. Ребята, каждый из вас должен изготовить часики на 5 минут и тогда этой энергии обязательно хватит.
Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к изготовлению часов, надо вспомнить правила обращения с песком:
- Можно ли песок брать в рот? (ответы детей)
- Можно ли бросать песок в других ребят? (ответы детей) Почему?
- Можно ли во время опыта трогать руками лицо и глаза? (ответы детей)
- Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить и не рассыпать.
- По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом.
- Вот теперь можно приступать.
Воспитатель: для начала, ребята, нам надо проверить, сколько минуток в одной мерной ложке.
Показ воспитателя. На экране секундная стрелка отсчитывает одну минуту.
Определяем, что в одной мерной ложке 1-а минута.
Воспитатель: ребята, если нам надо сделать часики на пять минут, а в одной мерной ложке одна минутка, то сколько ложек нам надо насыпать в бутылочку? (ответы детей)
Вставляем воронку в бутылочку, отмеряем пять мерных ложек разноцветного песка и высыпаем их в бутылочку.
После этого, закручиваем крышкой с дырочкой и сверху прикручиваем пустую бутылочку. Наши часики готовы.
Хранитель: ребята, чтобы песок в ваших часах стал волшебным, надо сказать волшебные слова. Закрывайте глазки.
Ты, песок, беги, беги,
С волшебством нам помоги.
Время пусть бежит вперёд
И наступит Новый год.
Выключаем свет и включаем светящийся шар.
Минутка собирает в корзинку часики.
Хранитель включает лампочки на больших песочных часах.
Хранитель: Смотрите, ребята, волшебные часы снова заработали и будут, как и раньше помогать людям. Спасибо вам, за помощь. Вы большие молодцы!
Время берегите!
Зря его не тратьте!
Мигом дорожите,
С пользой проводите.
До свидания, ребята!
Хранитель и Минутка уходят.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Какое задание было самое интересное?
- Что было самым сложным?
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями!