Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Волшебство времени"

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: старшая группа


Цель: продолжать знакомить детей с песочными часами, как прибором для измерения времени.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать временные представления у детей дошкольного возраста в процессе детской деятельности;
  • Знакомить детей с временным эталоном (1 минута);
  • Дать представления о временных интервалах и соотнесении их с мерками;
  • Формировать познавательные интерес и действия через экспериментирование;
  • Формировать основы техники безопасности детей при работе с песком;
  • Учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов.

Развивающие:

  • Развивать исследовательские способности, творческое воображение, конструкторские навыки;
  • Совершенствовать чувство времени и способность ориентироваться во времени;
  • Активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремлённость, желание коллективно трудится;
  • Прививать навык аккуратности в работе;
  • Воспитывать бережное отношение ко времени.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети здороваются

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода. (ответы детей)

Воспитатель: правильно, ребята, а для чего нужны часы? (ответы детей)

Слышен звук тиканья часов и топот шагов.

Мне кажется к нам кто-то идёт.

Входит Хранитель времени и Минутка.

Хранитель: Здравствуйте, ребята!

 Я – Хранитель времени, а это моя маленькая помощница – Минутка.

Минутка:

Я - весёлая Минутка,
Не смотрите, что малютка,
Могу время изменять,
Все должны об этом знать.
Вы, ребята, помогите
И песочек зарядите.
Чтоб волшебные часы
Снова радовать могли.

Хранитель: Да, ребята, в нашем городе Тик-так-граде случилась беда.

Песок в моих самых главных часах утратил свою волшебную силу.

Хранитель показывает большие песочные часы.

Если их не починить и не зарядить волшебной энергией, случится непоправимое, люди будут везде опаздывать, и даже Новый год никогда не наступит.

Энергию для моих часов можно получить только от вас, благодаря вашим знаниям и умениям, находчивости и наблюдательности.

Мы с Минуткой ищем ребят, способных выполнить сложные, но очень увлекательные задания.

Вы не боитесь трудностей? (ответы детей)

Ну, что ж тогда для начала проверим ваши знания?

Вопросы

  1. Какой прибор помогает людям определять время? 
  2. Часы, которые будят по утрам? (будильник)
  3. Какие часы не работают без солнца? (солнечные)
  4. Главные часы на Спасской башне города Москвы? (куранты)
  5. Какие часы носят на руке? (наручные)
  6. Какие часы стоят на полу? (напольные)
  7. Часы, которые висят на стене? (настенные)
  8. Если часы стоят на столе, то они какие? (настольные)
  9. Старинные часы, которые носят в кармане? (карманные)
  10. В этих часах отмеряет время вода? (водяные)
  11.  А в каких часах время измеряет огонь? (огненные)
  12. Какая птичка прячется в некоторых часах? (кукушка)
  13. Мастер по ремонту и изготовлению часов? (часовщик)
  14. Без чего не могут ходить электронные часы? (батарейка)

Хранитель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием?

Ну, а сейчас я вас проверю на внимательность.

Посмотрите на картинке и скажите, чего не хватает в часах?

Игра чего не хватает?  (Просмотр презентации)

Песочные часы без песка; часы без стрелок, маятниковые часы без маятника и т.д.

Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.

Хранитель: А сейчас я проверю, какие вы быстрые. Проведём с вами опыт.

Как вы считаете, одна минута это много или мало времени? (ответы детей)

Давайте проверим. Предлагаю вам помолчать одну минуту.

У меня есть маленькие песочные часики, как раз на одну минутку. Песочек будет сыпаться, а вы следите за временем. Как только последняя песчинка упадёт, я скажу: «Стоп».

Ну, что,,,,, один, два, три, молчи.

Хранитель: а теперь, ребята, как вы считаете, одна минута это много или мало? (ответы детей)

А теперь задание посложнее, у вас на листочках нарисованы циферблаты, но на них не хватает стрелок. Возьмите карандаши и дорисуйте стрелки на часах так, чтобы они показывали время, указанное под циферблатами.

За временем буду следить я.

Вы готовы? (ответы детей)

Один, два, три…….

Дети выполняют задание.

Хранитель: а сейчас одна минута, это много или мало? (ответы детей)

Да, ребята, очень мало, мы не успели нарисовать все стрелки.

Когда мы заняты делом, время проходит очень быстро, а когда мы просто сидим и молчим. Время тянется очень долго.

Недаром люди придумали такую пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

А вам в детском саду скучно? (ответы детей)

Что-то я устал, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка

Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так».
(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает.
(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)

Хранитель: ну, вот и отдохнул я немножко.

Вы ребятки, молодцы, прошли все испытания.

Я вижу, что вы не боитесь никаких трудностей и вам можно доверить изготовление песочных часов, которые зарядят волшебной энергией мои главные песочные часы. Ребята, каждый из вас должен изготовить часики на 5 минут и тогда этой энергии обязательно хватит.

Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к изготовлению часов, надо вспомнить правила обращения с песком:

  • Можно ли песок брать в рот? (ответы детей)
  • Можно ли бросать песок в других ребят? (ответы детей) Почему?
  • Можно ли во время опыта трогать руками лицо и глаза? (ответы детей)
  • Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить и не рассыпать.
  • По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом.
  • Вот теперь можно приступать.

Воспитатель: для начала, ребята, нам надо проверить, сколько минуток в одной мерной ложке.

Показ воспитателя. На экране секундная стрелка отсчитывает одну минуту.

Определяем, что в одной мерной ложке 1-а минута.

Воспитатель: ребята, если нам надо сделать часики на пять минут, а в одной мерной ложке одна минутка, то сколько ложек нам надо насыпать в бутылочку? (ответы детей)

Вставляем воронку в бутылочку, отмеряем пять мерных ложек разноцветного песка и высыпаем их в бутылочку.

После этого, закручиваем крышкой с дырочкой и сверху прикручиваем пустую бутылочку. Наши часики готовы.

Хранитель: ребята, чтобы песок в ваших часах стал волшебным, надо сказать волшебные слова. Закрывайте глазки.

Ты, песок, беги, беги,
С волшебством нам помоги.
Время пусть бежит вперёд
И наступит Новый год.

Выключаем свет и включаем светящийся шар.

Минутка собирает в корзинку часики.

Хранитель включает лампочки на больших песочных часах.

Хранитель: Смотрите, ребята, волшебные часы снова заработали и будут, как и раньше помогать людям. Спасибо вам, за помощь. Вы большие молодцы!

Время берегите!
Зря его не тратьте!
Мигом дорожите,
С пользой проводите.

До свидания, ребята!

Хранитель и Минутка уходят.

Воспитатель:

  • Ребята, вам понравилось занятие?
  • Какое задание было самое интересное?
  • Что было самым сложным?

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями!