В вокальной группе «Ассоль» занимаются дети младшего, среднего и старшего школьного возраста, и дети очень много концертируют, участвуют в конкурсах и различных мероприятиях. Для концертного выступления на сцене недостаточно иметь просто красивый вокал, но и важно быть артистом, потому что зрители не только слышат исполнителя, но и смотрят на него. Поэтому важно проявлять артистические качества. И на конкурсах одним из критериев оценки жюри является артистизм. Поэтому проблема формирования артистизма у детей младшего школьного возраста является актуальной. Вопросы развития артистизма волновали не только деятелей театральной педагогики, но и музыкантов-педагогов: К.С.Станиславского, В.Н.Немирович-Данченко, М.С.Щепкина, Е.Б.Вахтангова.
Ряд ученых считает, что артистизм такое качество, владение которым обеспечивает свободу личностного самовыражения, свободу творчества в широком смысле этого понятия, богатство личностных проявлений, ощущение внутренней свободы, а не только внешние факторы- жесты, мимика, интонация.
Согласно словарю Сергея Ивановича Ожегова, артистизм – тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Основными признаками артистизма, являются: творческий склад, интуиция, эмоциональность, творческая продуктивность. Константин Сергеевич Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание, сосредоточивая на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжении актера. Работа над художественным образом – вот приоритетная задача, которая ставится перед исполнителем. Только благодаря артистическому выступлению музыкант-исполнитель может донести до зрителя замысел композитора, вызвать сопереживание зрителя-слушателя. Артистизм – это особое свойство и качество личности, совокупность специальных способностей, умений, навыков оказываться в новом образе, обеспечивающих высокий уровень мастерства в искусстве. Артистичная личность легче адаптируется к постоянно меняющимся условиям жизни, направлена на творческое созидание, на конструктивное и оптическое ее восприятие. Артистизм - творческий подход к выходу из проблемных ситуаций. Именно поэтому артистическое начало выступает важнейшей качественной характеристикой учебно-творческой деятельности вокалиста, его неотъемлемым атрибутом охватывая познавательную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. По мнению профессиональных певцов, настоящее развитие, воспитание и обучение артиста происходит именно тогда, когда он выступает перед публикой. Главная задача исполнителя: поселить в душе образ, ввести в мир человеческих страстей. Играть на сцене, создавать образ певцу труднее, нежели драматическому актеру, потому что певец должен на сцене петь. Сущность артистизма заключается в особом психологическом состоянии личности, которое проявляется в готовности, стремлении и умении оригинального решения художественно-познавательных задач. Специфика вокального исполнительства обусловлена синтезом музыки, слова, движения.
Первое педагогическое условие - включенность детей в игровую деятельность. Практика показала, что существенно активизировать процесс формирования артистических способностей позволило наличие разнообразных театрализованных игр. Игра наиболее доступный ребенку и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Игра очень важна при обучении такому виду искусства, как пение. Театрализованная игра является эффективным средством социализации ребенка в процессе осмысления им художественно-образного подтекста музыкального произведения. Создание театрального образа должно происходить путем игрового процесса, поскольку театрализованные игры имеют определенные условия, цель.
Второе педагогическое условие - создание творческой атмосферы. Важно отметить, что тщательно продуманный план занятия является важнейшим условием создания творческой атмосферы, позволяет развить у воспитанников эмоциональную впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Занятие выстраивается таким образом, чтобы в течении занятия у ученика поддерживается интерес, поэтому при создании единой атмосферы на уроке, проявляется благоприятная среда для подъема артистических способностей учеников. Прослеживается положительное влияние и взаимопонимание.
Третье педагогическое условие - артистический показ преподавателя. Демонстрация аудио и видеозаписей. Особое место уделяется принципу наглядного показа. Показ предполагает обыгрывание педагогом произведения того или иного характера. Для наилучшего понимания, создания и воспроизведения художественного образа. В результате использования принципа наглядности ученики получают непосредственное представление о содержании артистической деятельности, а также накапливают духовно-личностной опыт. На занятиях идет применение различных приемов артистической деятельности демонстрация видеозаписи (фрагменты выступлений эстрадных певцов) музыкальных коллективов, с дальнейшим совместным обсуждением и подробным анализом просмотренного и услышанного материала.
Четвертое педагогическое условие - индивидуальный подход к обучающимся. Основой формой учебной воспитательной работы являются индивидуальные занятия. Дети артистичны от природы, однако уровень артистических способностей развит у детей не одинаково, от сюда следует что преподаватель должен воссоздавать психологический портрет каждого учащегося: уровень восприятия, памяти, художественной одаренности. Именно по этому, мы тесно сотрудничаем с психологом Центра детского творчаства «Радуга» и участвуем в тренинговых занятиях на развитие артистизма, креативности и эмоционального интеллекта. Таким образом систематическая работа по формированию артистических способностей у детей позволяет повысить качества концертных и конкурсных выступлений вокальной группы «Ассоль», все это подтверждается высокими достижениями в конкурсном движении.