Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться, «кристаллы человеческого опыта». В настоящее время перед образованием остро стоит проблема воспитания у детей качеств личности.
В системе «педагог-школьник» оба субъекта взаимно влияют друг на друга. Сам же процесс содействия обладает рядом особенностей: педагог инициирует поведение воспитанника, побуждает его к содействию. Он решает вместе со школьником учебно-познавательные, коммуникативные и другие задачи разного уровня сложности. При этом подбираются посильные для школьника задания, учитывается зона ближайшего развития ученика.
В соответствии с требованиями ФГОС основное место отводится воспитание у учащихся навыков и умений совершать универсальные учебные действия. Эти действия выражаются в способности ребенка самосовершенствоваться через приобретение им нового опыта и осознание. Ценностно-смысловая ориентация выстраивается у учащихся за счет личностных универсальных учебных действий. Сюда необходимо отнести умение определять нравственный аспект поведения, способности соотносить поступки и наступившие вслед за ними события с этическими нормами.
Задача школы – научить детей управлять своим же поведением, используя для этого разные методы и формы учебно-воспитательной работы. Планирование действий школьниками должно осуществляться с учетом имеющихся у них первичных ценностных представлений о нормах и правилах поведения.
С культурой поведения кроме самих школьников должны знакомиться педагоги и родители, поскольку воспитательная работа ведется не только в стенах школы. В качестве среды воспитания необходимо выделить всю ту среду, в рамках которой живет школьник. Окружающая школьника атмосфера должна быть гуманной, пропитана любовью. В окружающей школьника среде в нем воспитываются правила хорошего поведения, этикета в общении и т.д.
При решении задачи с воспитанием культуры поведения главная задача педагога начальных классов не сводится к тому, чтобы добиться от школьников беспрекословного выполнения правил и норм поведения. Главная задача сводится к развитию сознательности школьника. Именно эта работа позволяет сделать так, чтобы культура поведения вместе с ее навыками стали частью характера.
Важное место в жизни отводится общению между людьми. Если ребенок еще в начальной школе научится правильно вести себя со взрослыми людьми и сверстниками, это значит, что воспитанные в человеке нормы и правила останутся в нем и во взрослой жизни. Привитие норм культурного поведения следует рассматривать с позиции вклада в развитие человеческого общества.
В рамках работы по воспитанию культуры поведения среди младших школьников проводится воспитательная работа, демонстрируются примеры правильного поведения, разъясняется содержание и необходимость выполнения тех или иных правил. В результате такой работы происходит развитие школьника и его личности. В качестве противоречия исследования необходимо выделить следующее: воспитание культуры поведения среди школьников младшего возраста – востребованное направление в рамках учебно-воспитательной работы, в то же время есть дефицит в комплексе мероприятий, через которые бы осуществлялось воспитание культуры поведения.