Задачи:
- ознакомить родителей с возможными проблемами адаптации ребёнка к школе, их решением;
- проанализировать с родителями проблемы адаптации первоклассников;
- практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.
Форма работы: информационно-аналитическая беседа.
Участники: классный руководитель, родители, социальный педагог.
Основные вопросы для обсуждения:
- Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
- Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
- Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
Ход собрания
Собрание начинается с обсуждения организации школьного дня ребёнка.
Родителям объясняются различные особенности современных первоклассников:
- у детей большие различия паспортного и физиологического развития. На сегодняшний день нет ни одного класса с ровным контингентом учащихся. (Инклюзивное обучение)
- у детей обширная информированность.
- у современных детей сильно развито «Я», в связи с этим более свободное поведение.
- дети недоверчиво относятся к словам и поступкам взрослых. Не сформировано уважительного отношения к взрослому.
- современные дети чаще болеют.
На данный момент у них не сформировано необходимость играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили различные гаджеты (смартфоны, планшеты). И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение.
Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе
Поступление в школу – является самым важным момент в жизни каждого ребёнка. Начало обучения в школе кардинально меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если сейчас в самом начале разберёмся с проблемами адаптации, этим самым мы поможем детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей.
Психологические условия адаптации первоклассников к школе
Для успешного обучения нам необходимо, чтоб наши требования были приняты ребенком. От отношения родителей так же немало зависит, будет ли ребенок любить школу и учился с радостью.
Прежде всего, вам необходимо каждый день интересоваться о событиях в школе, о его успехах. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.
Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна.
Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, а отсюда ходить с удовольствием в школу.
Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
Уровни адаптации |
Содержание |
Высокий уровень |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Физиологические условия адаптации ребенка к школе
В современной литературе для родителей подробно освещены вопросы о психологических особенностях детей, поступающих в школу, а вот вопросы функционального развития и состояния здоровья первоклассников рассматриваются как бы вскользь.
Между тем функциональное развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность обучения в школе.
Возраст от 6 до 7 лет - период существенных изменений в организме, а индивидуальные различия очень велики. Первоклассники разные не только по индивидуальным темпам развития, но и по паспортному и биологическому возрасту.
Все органы и системы организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют так называемые «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка и организм наиболее уязвим.
Одним из таких периодов является период 6–7 лет, то есть тот возраст, когда начинается системное обучение в школе.
В этот же период происходит изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы.
Нервная система ребенка еще довольно слабая и инертная. Лишь к 9–10 годам произойдет заметное и довольно резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. В данный период развития ребенок физиологически не обладает такими возможностями.
К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор, однако структурное развитие глаза не завершено. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещённость, неправильное положение тетради или книги, неправильная поза – все это приводит к нарушениям зрения.
Мы остановились на самых основных моментах физиологического развития организма ребенка при поступлении в школу. Кроме того, что в школу поступают дети с разным уровнем развития, разным паспортным возрастом, каждый имеет разный уровень здоровья. А успешность обучения во многом зависит от того, с каким здоровьем пришёл ребенок в 1 класс.
К сожалению, в наше время «здоровыми», начинают обучение примерно 20% детей.
Условно мы делим детей на 3 группы здоровья:
- 1 гр.- редко болеющие дети, имеющие нормальное физическое развитие, нормальное психическое развитие;
- 2 гр.- дети, имеющие функциональные отклонения (на грани здоровья и болезни);
- 3 гр.- дети, имеющие хронические заболевания;
Важно знать, что адаптация – это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма.
По данным обследования:
- примерно 50–60% детей адаптируютсяв течение первых 2-3 недель. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу;
- примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Эти дети предпочитают до конца I полугодия игровую деятельность учебной, часто дерутся, капризничают, плачут;
- примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к школе. Наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели обучения.
Адаптация у каждого ребенка протекает по-разному. Выделяют группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
Дети, посещавшие ранее детский сад, адаптируются легче, чем «домашние».
Легкую адаптацию и адаптацию средней тяжести можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. В свою очередь, выраженность и длительность самого процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка к началу систематического обучения.
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех органов и систем и гармоничным физическим развитием.
Советы родителям
- Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку или няню.
- Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание.
- С личными вопросами к учителями классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени.
- Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации.
- Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах.
- Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса и изменить свою точку зрения.
Рефлексия
Учение в школе – это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школы ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия жизни - школьное обучение.
Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.
Помните:
- Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
- Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.
- Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.
- Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.
- Создавать благоприятный климат в семье.
- Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.
- Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.