Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков. В методике выделены основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
Формирование навыка выразительного чтения я начинаю с периода обучения грамоте. Эта работа включает в себя:
Упражнения на речевое развитие. Для работы над интонацией, ритмом, тембром чтения, чёткость произношения слов, над выделением логического ударения использую чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы.
Работе над выразительным чтением на моих уроках предшествует тщательная подготовительная работа:
- анализ художественного произведения, понимание фактического содержания текста, осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.
- демонстрация образца выразительного чтения произведения. Это или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи.
- словесное иллюстрирование, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, а также чтение по ролям, драматизация.
Работа над средствами выразительности:
- Cоблюдение знаков препинания.
- Дети, еще во время обучения чтению, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом важным ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.
- Паузы логические и психологические.
- Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Здесь рекомендую работу связать со знаками препинания и смыслом, который вложил автор в произведение.
- Ударение.
- В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Например: работая с скороговоркой: «Проворонила ворона воронёнка»
Задание:
- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона проворонила именно воронёнка.
- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона именно проворонила воронёнка.
- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно ворона проворонила своё дитя.
- Темп и ритм чтения.
- Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога. Предлагаю такую работу на уроке: Выбираем одно из предложений в тексте.
Например: «Завьюжила, закружила зима город.»
Задание:
- Набрав воздух в рот, постепенно выпуская его изо рта, повторим это предложение.
- А теперь проделывая то же самое, кружимся вокруг себя.
- Интонация.
- Определение интонации это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Например: Работаем со скороговоркой «Проворонила ворона воронёнка», использую смайлики.
Задание:
- Прочитайте с таким настроением, какое вы видите у первого смайлика. (Таким же образом читают, смотря на второй смайлик и третий). Так я работаю над интонированием скороговорок.
Обязательным условием работы над выразительным чтением считаю Выразительное чтение текста детьми и обсуждение в классе вариантов прочтения произведения. Важно, чтобы в конце урока ученики класса обсудили удачи и промахи в чтении.
Для развития выразительности чтения использую разнообразные приёмы:
- чтение с передачей различных чувств радости, грусти, жалости, нежности, мечтательности;
- чтение по ролям;
- инсценирование;
- конкурс чтецов
- открытый микрофон
Формирование полноценного навыка чтения провожу на уроках классного чтения, внеклассного чтения, во внеурочной деятельности.
Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.
В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
К ним относятся:
- упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
- упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Урок обычно начинается с разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание – это здоровье.
Упражнения: а) вдох носом, выдох через рот; б) вдох, задержка дыхания, выдох; в) вдох, выдох по порциям.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. На уроках я использую следующие упражнения для развития голоса:
1. самолеты взлетают: у-у-у
машины едут: ж-ж-ж
лошади поскакали: цок-цок-цок
2. а) Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно согласные звуки: [к], [л], [м];
б) тоже, что и в упражнении 2 а), но с добавления гласных.
Эти упражнения помогают научить детей пользоваться «6 рычагами»: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
На уроке работаем под дикцией, четким произнесением звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.
1) Учитель.
Дети
- Кто хочет разговаривать? - Мы будем разговаривать!
- Тот должен выговаривать! - И будем выговаривать!
- Все правильно и внятно, - Так правильно и внятно.
2) Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки. Сначала беззвучно, затем, убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко.
3) Произносим согласные вместе с гласными: би-бе-ба-бо-бу-бы
4) Произносим тройное сочетание – согласный, гласный, согласный. Вдох. Пауза.
Затем следуют скороговорки, чистоговорки.
Хорошо способствует выработке чистоты звука, нужной дикции – небольшой стишок, который включаю в физкультминутки.
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше!»
(Дети произносят стихи эмоционально, произвольно жестикулируя.)
У детей формируется самостоятельная деятельность:
- самоанализ, самоорганизация;
- самоконтроль и оценка, саморегулирование.
Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Тон иногда задает учитель.
Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения – занимает работа над лирическими стихотворениями.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.
Работаю по следующим этапам:
- Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).
- Первое чтение – выразительное чтение стихотворения учителем.
- Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:
- какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д.
- После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:
- не спеша прочитать стихотворение,
- отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.
- Анализ лирического стихотворения.
Использую для этого такие приемы:
- выборочное чтение;
- выборочное чтение с беседой-рассуждением;
- прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);
- специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).
- Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс, используется памятка.
Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.