Цель работы: представление заданий на развитие логического мышления для учащихся.
1. Развитие логического мышления современного ученика - важная задача при изучении географии. Люди, взаимодействуя с природой, часто совершают ошибки, что приводит порой к печальным и необратимым последствиям. Важно уметь просчитать эти последствия, чтобы не допустить уничтожения природы, для этого необходимо учиться логически мыслить ещё в школе, на уроках географии, биологии, физики, химии. Я на своих уроках часто использую задания и приёмы на развитие логического мышления учащихся, некоторые из них представляю в своей работе.
2. Лабиринты - задания, используемые при определении темы урока учениками, при изучении нового материала, при закреплении изученного, при проверке домашнего задания.
Интегрированный урок по теме «Русская Америка». Определение темы урока, повторение некоторых вопросов темы «История открытия Земли».
Отгадайте тему урока. Прочитайте предложения в лабиринте, начиная со старта. Если вы согласны с утверждением в первой ячейке, то проходите дальше по большой стрелке, если не согласны – то по маленькой. Пройдите до конца и составьте из букв ячеек словосочетание.
Лабиринт
3. Логические цепочки - задания, которые можно использовать также на разных этапах урока, например, при изучении, или закреплении нового материала.
Урок «Природа Южной Сибири» 9 класс, изучение нового материала
А). Составить логическую цепочку из предложений:
1. Давление в горах Южной Сибири летом понижается, зимой повышается.
2. В межгорных котловинах и предгорьях распространены степи на чернозёмах и каштановых почвах.
3. Горы сильно разрушаются благодаря выветриванию.
4. Горы находятся на большом расстоянии от океанов.
5. Над горами Южной Сибири пониженная облачность.
6. Территория получает мало осадков (300–500 мм. в год)
7. Растения предгорий травянистые, приспособленные к умеренной влаге.
8. Строение гор в основном глыбовое.
9. Летом территория хорошо прогревается, а зимой промерзает.
10. Климат территории континентальный, резко континентальный.
Б). Составить логическую цепочку из предложений:
1. Горы Южной Сибири образовались в палеозое на границе литосферных плит.
2. Горы Южной Сибири богаты рудными и нерудными полезными ископаемыми.
3. Это район землетрясений.
4. Горы старые, сильно разрушенные.
В) Составить логическую цепочку из предложений:
1. На Алтае наиболее мощное оледенение, самый богатый набор высотных поясов.
2. Алтай – самая западная система гор Южной Сибири, Становое нагорье – самая восточная.
3. Самый старый район Южной Сибири – Забайкалье, а самый молодой – Алтай.
4. Больше всего осадков получают западные склоны Алтая, а меньше всего – хребты, котловины Забайкалья.
5. Алтай – самые высокие горы, Становое нагорье – наиболее низкое в Южной Сибири.
6. На склонах Алтая распространена темнохвойная тайга их пихты, ели, кедра, на склонах Станового нагорья – лиственничные леса.
7. Самые полноводные реки берут начало из ледников Алтая, Саян.
Ответы
- 4 – 6 – 10 – 5 – 9 – 1 – 3 – 8 – 7 – 2.
- 1 – 3 – 4 – 2.
- 3 – 5 – 1 – 7 – 2 – 4 – 6.
8 класс, тема тайга России, повторение зоны тундра
1.Растительность Севера составляют в основном мхи, лишайники, ягодные кустарнички.
2.Зона тундр находится к северу от полярного круга.
3.Почвы маломощные, сильно промерзшие, мокрые.
4.Малый угол падения солнечных лучей.
5.Корни растений лежат близко к поверхности.
6.Низкие температуры в течение года, короткое лето, малое испарение влаги.
7.Тундра сильно заболочена, много небольших озер.
Ответ, пример: 2-4-6-7-3-5-1
4. Заключение: лабиринты и логические цепочки - это лишь небольшая часть из всего многообразия существующих приёмов работы учителя по развитию логического мышления учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Литература
- Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М. Московский лицей, 1986 г.
- Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. Просвещение, 1991 г.
- Технология развивающего обучения. – География в школе, №7, 2001 г. 8. Педагогические технологии обучения географии. – География в школе, №4, №3, 2012г.