Технологическая карта и презентация к уроку "Тайга России"

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Человек и природа: конфликт или гармония?

Класс: 8

Ключевые слова: Тайга


Урок по теме «Тайга России» проводится в 8-м классе в теме «Природные различия на территории России».

Учебник – В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: М.: Вентана-Граф, 2019.

Содержание по программе: Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы.

Цель урока - углубление знаний по теме «Тайга России».

Тип урока – комбинированный.

Предметные результаты (из примерной основной образовательной программы основного общего образования).

Ученик научится:

  • сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных тер риторий страны;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимо действия природы и общества в пределах отдельных терри торий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование.

Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент (0,5мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть, садитесь.

Приветствуют учителя. Рассаживаются на места.

 

Актуализация знаний
(0.5 мин)

Целеполагание
(1 мин)

Итак, на прошлом занятии мы рассмотрели особенности зоны арктических пустынь и тундры России. Если двигаться в атласе с севера на юг, то какая следующая природная зона находится на территории России?
Какие задачи можно поставить при изучении данной темы?

Учащиеся определяют по карте «Природные зоны России», что дальше размещаются хвойные леса (тайга). слайд №1
Определяют задачи, сверяют со слайдом №2

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Регулятивныецелеполагание, планирование

Повторение материала - 10 мин

Прежде чем изучать тайгу. Вспомним особенности зоны арктических пустынь и тундры.
Определите по вариантам объекты, обозначенные на карте, запишите под номерами в тетрадь, поменяйтесь с соседом работой, проверьте правильность выполнения по образцу, максимальный балл «5»

Учащиеся определяют объекты по контуру презентации, записывают в тетрадь, сверяют с образцом, слайд №4, выставляют баллы в тетрадь

Познавательные: общеучебные:чтение
карты

Коммуникативные: работа в парах

 

Рассмотрим, как в тундре компоненты природы зависят друг от друга, для этого выполним задание №2, Слайд №6, запишем ответ в виде логической цепочки. Сверим с ответом Слайд №7, поставим баллы, максимально – 7.
Какими ресурсами особенно богата тундра? Почему эти ресурсы используются еще недостаточно?

Учащиеся составляют цепочку из номеров предложений, сверяют ответ с образцом слайд №8
Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные:
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные - развивающие - логическое мышление

Изучение материала.
работа учащихся с картами атласа
10 мин

Рассмотрите, какие компоненты составляют ПК тайги? Слайд №9. Используя атласы, составьте схему ПК тайги:
1 вариант – Русской равнины,
2 вариант – Средней Сибири. Сравнить с ответом на доске, Слайд №11,12, поставить баллы, максимально – 4. Слайд №13, сравнить ПК, объяснить сходство и различие.

Работают с картами атласа, составляют схемы, сравнивают с образцом слайд №11, 12, 13, объясняют различия и сходства, сверяют с образцом, оценивают себя.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные - развивающие - логическое мышление, работа с картами атласа

Заслушаем сообщение о зоне тайги, приготовленное учащимся Сообщение о тайге.

Закрепление.
Ролевая игра
«Суд: тайга против людей». 12-14 мин.

Слайд №14. Природа тайги очень разнообразна, богаты ее ресурсы, но за время взаимодействия тайги и людей, у нее накопилось к человечеству много претензий.
Разберём роли в данной игре: истец - тайга (5 человек), прокурор - обвинитель населения (3 человека), ответчик - население России (5 человек), адвокат - защитник населения (3 человека), судья (3 человека), присяжные - (3 человека), остальные свидетели защиты. Подготовьте доводы обвинения и защиты, согласно своим ролям - 5-7 мин.

Выступление истца: Слайды №15 – 20.
Обвинение прокурора: Слайд №21 – 23.
Слово свидетелям обвинения…
Защита адвоката…
Слово свидетелям защиты…
Слово ответчику…
Слово присяжным…
Приговор судьи.

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные логические: анализ с целью обвинения, защиты.

Заключение (3 мин)

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие выводы можно сделать о вашей работе на уроке? Посчитайте свои баллы согласно критериям и оцените себя.
Слайд №24 – выводы по уроку. Слайд №25 – подведение итогов,

Делают выводы, оценивают себя

Регулятивныесамооценка
Личностные:
смыслообразование (Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности)

Домашнее задание (1 мин.)

Запишите домашнее задание в дневник: параграф 36 стр. 181-185. Подумайте. Какие меры по рациональному использованию лесных богатств вы бы предложили?

Записывают домашнее задание

 

Маршрутный лист ученика

  1. Определить тему и задачи урока по атласу, сверить с доской
  2. Повторение: задание 1 – определить по карте объекты, обозначенные цифрами, 1 вариант: 2,4,6,8,10 2 вариант: 1,3,5,7,9. Записать названия объектов в тетрадь. Поменяться тетрадями с соседом по парте, сверить ответы с образцом на доске, (5 баллов).
  3. Задание 2 – составить логическую цепочку из предложений на доске, сверить ответ с образцом, (7 баллов).
  4. Изучение нового: задание 3 – по атласу составить схему природного комплекса тайги: 1 вариант – Русской равнины, 2 вариант – Средней Сибири. Ответ сверить с образцом, (4 балла).
  5. Сравнить ПК тайги Русской равнины и Средней Сибири, объяснить устно причины сходства и различий.
  6. Задание 4 – ролевая игра «Суд: тайга против человека». Продумать утверждения согласно своей роли: (обвинитель, ответчик, свидетель защиты, свидетель обвинения, прокурор, адвокат, судья, присяжные).
  7. Подвести итоги урока по баллам: суммировать баллы за 1,2,3 задания, прибавить баллы за устные выступления, оценить себя согласно критериям:
    • 9-12 баллов – «3»,
    • 13-16 баллов – «4»,
    • 17 и более баллов – «5».
  8. Домашнее задание: параграф №36 – изучить географические объекты по карте России – повторить.

Сообщение о тайге

Россия – величайшая лесная держава мира. Тайга – самая большая по площади природная зона России.

В Средней Сибири зона тайги достигает 2000 км. с севера на юг. Тайгу образуют различные хвойные деревья: ель, пихта, сосна, лиственница, кедр. Это разнообразие зависит в первую очередь от климата: умеренно-континентальный на Русской равнине сменяется континентальным в Западной Сибири, резко-континентальным в Восточной Сибири.

В тайге, кроме хвойных деревьев растут ягоды, грибы, лекарственные травы, а также обитают промысловые животные: лось, кабан, лиса, заяц, норка и другие. Подзолистые почвы тайги пригодны для выращивания некоторых культурных растений, например картофеля, льна, овощей. Сочные луга зоны тайги – это хорошая кормовая база для крупного рогатого скота. Красивая природа тайги привлекает многочисленных туристов все эти ресурсы необходимы человеку, он активно их использует: древесину – как топливо и сырье для различных промышленных предприятий, животных и растения в пищу и для изготовления одежды, обуви, землю для выращивания культур и разведения животных Но лес важен в первую очередь как источник кислорода.

Леса России подвергаются уничтожению. За три столетия лесистость снизилась в полтора раза. Ежегодно 1/3 леса гибнет от пожаров. Большой ущерб лесу наносит строительство гидроэлектростанций, дорог, выброс предприятиями химических соединений в почву и воду, радиоактивные загрязнения. Вместе с деревьями уничтожаются растения и животные леса. Если не остановить сведение лесов, то в скором будущем на Земле останется пустыня, непригодная для жизни.