Хочешь научиться сочинять – тебе к нам!

Разделы: Музыка


Если бы в моем детстве мне сказали, что я буду преподавать интересный инновационный предмет - «Основы композиции и аранжировки», да и еще придумаю и напишу об этом книгу, создам собственную онлайн - школу – я бы никогда не поверила.

Прекрасно помню, как вдохновенно искала в детстве любые знания в области композиции, да и не только в ней, а области любой околоэстрадной тематики, и в сфере вокальных инструментальных ансамблей (играла я когда-то в таком), искала любые знания о написании эстрадных песен. Мне так хотелось этих знаний, они были мне так нужны!

Но увы, в далеких 90-х такой ответ я найти явно не смогла бы… Все приходилось постигать самой, всему учиться, все понимать и анализировать…Это был не простой путь - путь композитора к композитору-педагогу, способному не только писать самому, но и научить других этому мастерству.

А вот для артистов Детского Музыкального театра «Домисолька» - в этом нет проблемы, ведь именно здесь я преподаю свой уникальный предмет «Основы композиции и аранжировки. Основы битмейкинга и саунд - дизайна». Как видно из названия, сам курс состоит из двух частей - собственно песенной и инструментальной. Начну с песенной его части.

Сначала мне просто хотелось закрепить свои идеи на бумаге - написать свои мысли о том, как писать песни, какие есть методики и пути в написании хитов, какова должна быть мелодия, чтобы она стала запоминающийся и повторяемой слушателями, как и откуда брать последовательности аккордов к своей песни и что есть уже давно изобретенные, реально работающие, аккордовые прогрессии. Там же вторым небольшим разделом я давала первые знания о том, как сделать первые шаги не только в написании песен, но и в записи их, как делать первые наброски аранжировки - так сказать «одежды» песни, при помощи каких инструментов и как чисто технически это воплотить в жизнь.

Все это вылилось в книгу «Сто советов как написать песню», она вышла достаточно давно в издательстве Феникс, но до сих продается в интернет-магазинах. После ее выхода пришло много откликов людей из разных концов страны, и я поняла, что эта тема очень интересна людям.

После этого возникла идея воплотить этот курс в жизнь, так я и попала в стены Детского музыкального театра «Домисолька», где мои идеи заинтересовали руководство театра и стали постепенно воплощаться в жизнь. На сегодняшний день курс существует здесь уже 10 лет.

За это время выпущен сборник авторских песен детей «Домисольки», десятки песен ротируется на детских радиостанциях и телевидении, наши дети не раз принимали участие в разных музыкальных мероприятиях именно в качестве юных авторов - исполнителей.

Параллельно с написанием и навыками в записи – «аранжировке» - ученики так же учатся сочинять современные конъюнктурные тексты. Представляя Вашу реакцию типа - «ну написать современный текст, этот бессмысленный набор фраз, это каждый сможет». А вот и нет!

Несомненно, что существуют законы «хита» – в тексте это повторяемость фраз (особенно в припевах), их необычность, повторяемость одной и той же фразы или слова до степени «вдалбливания» в голову слушателя, в музыке же - простота и запоминаемость самих мелодий и так далее…. Что же мы видим сейчас- нельзя не признать, что тексты песен на протяжении примерно десятилетия, а то и более, очень сильно изменились.

Если раньше в тексте была логика развития, а зачастую рассказанная история, в которой есть завязка, развитие и развязка сюжета (вспомним один из самых знаменитых примеров песню «Миллион алых роз» в исполнении Аллы Пугачевой), то теперь можно с уверенностью сказать - таких песен практически нет в наших хит парадах… Хорошо это или плохо - можно иметь разное мнение на этот счет, но это уже состоявшийся факт…

Тексты современные и понятные молодежи (а значит и детям) теперь пронизаны ощущениями сиюминутности, «тактильности», если можно так сказать – они существуют на грани ощущений - они есть здесь и сейчас….И именно поэтому, так как нет сюжетности, они представляют собой набор красивых интересных фраз – так называемых «фишек», которые специально ищутся поэтами, часто записываются ими отдельно, а потом применяются по мере надобности. Считаю, что родоначальником таких текстов - так называемого «потока сознания» является певица Земфира. И в действительности, при жизни став легендой, Земфира своим творчеством очень многое дала для развития современной музыки, и в частности в области текстов. Потом современный 21 век принес новые слова, которые просто родились именно в нем - типа гаджеты, соцсети, лайки и посты. Дети не могут себе представить, что когда то мобильных телефонов попросту не существовало, ведь они просто родились в эту эпоху – эпоху мобильных. А в связи с этим появились и новые слова - практически сформировался «новояз». Из них сложилось много новых словосочетаний, которые стали для нашего времени модными и потому широко использующимися в текстах новых песен.

Такова новая реальность и чтоб научить детей сочинять в духе времени, я как педагог обязана это знать и проанализировать миллионы новых текстов, найти их особенности и «фишки» и суметь объяснить ребенку, что же такого в них, что их поют миллионы.

Однако, пришло время вспомнить и о второй составляющей моего курса - битмейкинге и саунд-дизайне.

Понимаю, что многим читателям эти слова покажутся совершенно не понятными, из серии абракадабры. В наше время очень сильно стала развиваться электронная музыка, и эти термины пришли именно оттуда.

Саунд-дизайн (в переводе звуковое оформление), которым с увлечением занимаются наши дети - это фоновая музыка больших торговых залов и магазинов, вспомните, когда вы идете по ним и везде витает еле слышная, не напрягающая музыка в стиле радио «Релакс» - так вот это именно и есть саунд-дизайн! Теперь вы уже знаете, что это такое…

Если б вы слышали работы наших детей в этом стиле, вы бы не поверили, что это именно детские работы! Настолько это звучит цельно и по-хорошему профессионально!

Делать биты (битмейкинг - дословный перевод можно трактовать, как «производитель ритма»), как мне кажется, сейчас хочет любой подросток, ведь именно в этом и есть их самовыражение…

Конечно, для меня как для педагога это не просто…ведь эта сфера настолько быстро развивается, что мне приходится каждый день самой учиться, чтоб не отстать, проходить всевозможные мастер классы и курсы. Это сейчас диктует время.

А еще, конечно, это связано и с тем, что музыкальный язык песен очень сильно изменился за последние десять лет. Как говорится, хочешь быть современным - будь им!

То есть все время слушай, анализируй то, что сейчас в тренде, то, что сейчас модно. Без анализа рынка сейчас попросту невозможно оставаться музыкантом и композитором.

Многое еще можно было бы сказать на эту интереснейшую тему. А если вас заинтересовал этот вопрос, просто приходите к нам учиться в «Домисольку»! Ждем вас!

Композитор и педагог Юлиана Донская.