Проект для дошкольников младшего возраста «По следам сказок»

Разделы: Профессия — педагог, Один день из жизни детского сада


Участники проекта: воспитатели, специалисты, дети второй младшей группы, родители.

Срок реализации: ноябрь–март.

Тип проекта: долгосрочный, познавательно-творческий.

Актуальность: Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям и окружающему миру. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.

Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей нами был разработан проект «По следам сказок».

Цель проекта: Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.

Задачи проекта:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
  • Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
  • Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.
  • Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
  • Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
  2. Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей-сказочников: К.И.Чуковского, Ш.Перро, Х.К.Андерсена, С.Михалкова.
  3. Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
  4. Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
  5. Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
  6. Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
  7. Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
  8. Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
  9. Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.
  10. Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

  1. Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  2. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  3. Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
  4. Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
  5. Подбор атрибутов для игр-драматизаций: костюмы, маски.
  6. Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»
  7. Оформление книжного уголка в группе.
  8. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.
  9. Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок»».
  10. Разработка содержания проекта: «По следам сказок»

Основной этап

  1. Проведение бесед и НОД по теме проекта.
  2. Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
  3. Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
  4. Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.
  5. Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
  6. Игры-драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
  7. Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
  8. Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
  9. Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
  10. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).

Заключительный этап

  1. Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки».
  2. Драматизация сказки «Колобок» для родителей.
  3. Показ сказки «Заюшкина избушка», «Репка» для детей первой младшей группы.
  4. Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.
  5. Обновление предметно – развивающей среды.
  6. Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»
  7. Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
  8. Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По следам сказок»
  9. Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
  10. Подведение итогов проектной деятельности.

Обогащение развивающей среды

  • В книжный уголок – внесение русских народных сказок, авторских сказок, иллюстрированных разными художниками, иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.
  • В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый).
  • В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
  • В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

Отправной точкой нашего проекта стала ежедневная беседа с детьми, во время проведения «Утреннего круга», на тему «Наше путешествие в детский сад». Плавно пересказанные утренние истории, стали превращаться, в коротенькие сказки, где главным действующим лицом становился сам ребенок. Беседы, подтолкнули нас на фиксирование этих маленьких, коротких историй. Эти истории мы решили перенести в заведенные нами на каждого ребенка группы блокнотики, индивидуально подписанные и отмеченные эмблемами, выбранные ребятами. Дети с огромным удовольствием, в последствии, приходя в детский сад с утра, находили в общей стопке свой блокнотик и протягивали его воспитателю для того, чтобы воспитатель обязательно вписал новую главу его приключений!

Данный прием общения, дал не только новый толчок развитию речи, но и способствовал раскрепощению детей при общении в группе, а как следствие единению и сплочению, формированию понятия - группы и дружного детского коллектива.

Основной этап проектной деятельности длился около 4 месяцев. На всех занятиях по всем образовательным областям мы использовали разнообразные сказочные сюжеты, знакомые детям. У детей повысился уровень знаний о сказках - умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; дети стали называть писателей – сказочников, повысилась речевая активность. Из дома дети приносили свои любимые книги со сказками и рассказывали о них.

Сказка прошла через все виды образовательных областей, а также режимные моменты. На данном этапе дети знакомились с разными видами театров (би-ба-бо, настольный…)

После знакомства с русской народной сказкой «Три медведя», дети учились эмоционально и активно отвечать на вопросы, вести диалог, используя слова и выражения из сказки.

После чего мы решили угостить медведей вкусным малиновым вареньем (аппликация), чтобы поднять им настроение, ведь они очень расстроились, увидев беспорядок дома.

Сквозь сказочную призму, нам удалось максимально легко и доходчиво, на понятном малышам языке проводить образовательную деятельность во всех областях программы, включая в себя как физкультурные занятия, так и музыкальные.

Мы стали замечать, с какой восторженностью ребята переносят полученный опыт обсуждения и разбора сюжетных линий известных произведений, мультфильмов, на придумывание и выстраивания своих сказок, в момент свободной деятельности, с применением такого приема, как конструирование – из разных видов конструктора (крупного, лего, деревянного)

Параллельно знакомству с широко известными сказками, их изучению, обсуждению, обыгрыванию, рождались новые истории и герои в собственных сказках наших воспитанников. Одна из них была история на военную тему, ребята назвали ее «Синяя палуба». Красные воины – это Защитники города, а Белые – это Музыканты, они играют и поют, чтобы воинам было не страшно и веселее.

На заключительном этапе обобщить полученные знания по теме помогла настольная игра «По дорогам сказок». Все воспитанники были активными в ответах, поэтому каждый участник получил в награду сказочную медаль.

Также на заключительном этапе проекта мы с детьми инсценировали стихотворение «Ути-Ути», по произведению А. Барто, в современной авторской обработке, в соавторстве с детьми. Разбирая данное произведение, изначально перед детьми была поставлена проблема – «Утенок боялся плавать». Что надо сделать? Дети давали свои ответы, тем самым разрешая данную ситуацию. Так мы сочинили и немного дополнили стихотворение. Дети почувствовали себя настоящими артистами.

В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители. Для родителей были оформлены папки – передвижки о видах театра, о роли сказки в развитии и воспитании ребенка, было проведено анкетирование о том, какие книги родители дома читают детям, есть ли в домашней библиотеке сказки. Чтение сказок стало доброй семейной традицией во многих семьях.

Вывод. Так как одним из основных видов деятельности в младшем дошкольном возрасте является игра, то сказка - сказочная форма, как наиболее понятный и уникальный инструмент, подходит для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Данная форма, безусловно, показала себя, как эффективный способ преодоления трудностей адаптационного периода, в том числе формирование навыков самообслуживания.

Проводя с детьми занятия с применением сказочных историй, с участием сказочных героев, нами явно была заметна положительная динамика усвоения материала в полном обьеме. И как следствие, привело группу в целом, к успешному завершению учебного года, и возможности выстраивания дальнейших, более насыщенных учебных планов на будущий год.