Современное образование на современном, учитывая активное развитие интернет технологий, требует особого подхода к процессу организации обучения. Использование нетрадиционных методов преподавания не только имеет цель выявить и обеспечить развитие способностей, активизировать их познавательную деятельность, но и идти в ногу с требованиями современного общества. При этом мы, педагоги, понимаем и осознаем, к сожалению, спад интереса к получению знаний немалого процента обучающихся. При такой сложившейся ситуации учитель, готовясь к урокам должен знать и использовать различные формы, методы и способы привлечения учеников к образовательному процессу. При этом мы должны понимать о том, что интерес должен быть устойчивым. Одним из способов решения данных задач, является применение в урочной и внеурочной деятельности работы с ребусами. Они оживляют учебный процесс, повышают интерес к учебным и внеучебным занятиям, способствуют развитию творческого потенциала. Ребусы можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Хороши они и на внеурочных занятиях. Воспринимаются учениками как игра, соревнование. Меняется и отношение к учебе, вызывает интерес к самостоятельному созданию своих авторских ребусов, Использование на занятиях готовых ребусов ведёт к тому, что обучающиеся с увлечением втягиваются в увлекательный процесс составления ребусов, что влечёт за собой стимулирующее воздействие на их творческий потенциал. В основу ребусов положены ключевые понятия и термины одной определённой темы, целого тематического блока. Ребусы играют не только роль развлекательного момента, но и помогают развивать мышление и творчество, так необходимые для успешного изучения предмета, подготовки к применению активизирующих технологий в других областях деятельности, в том числе при осуществлении самостоятельного образования.
Каковы особенности применения на различных уроках?
Математика
Для многих учащихся изучение математики даётся очень тяжело, ребёнок скучает на таких уроках и с нетерпением ждёт спасительного звонка. Что же делать, как избежать этого и заинтересовать ученика? Когда наступает такой момент на уроке, внезапно появляется ребус математический. Как рукой снимает усталость, нежелание выполнять дальше задания. Звучит моя фраза «Кто первый» и урок оживает моментально. Примеры некоторых видов ребусов:
Арифметический ребус с фруктами
Математический ребус-таблица с машинами
Вычисли цену полицейской машины.
Русский язык
Решая ребус, ребёнок тренирует внимание, чрезвычайно полезен для развития высших психических функций, совершенствует мыслительные процессы, знакомится с элементами фонетического анализа слов.

Окружающий мир


Приём использования ребусов оживляет работу учащихся на уроке иностранного языка, повышает их работоспособность и позволяет интенсифицировать учебный процесс, воспитывает интерес учащихся к предмету и положительно воздействует на эмоциональное состояние школьников. Разгадывая готовые ребусы и составляя свои собственные, учащиеся развивают смекалку, воображение, интуицию, укрепляют память, прочно усваивая изучаемый лексический материал. Это один из приёмов педагогического мастерства, позволяющий активизировать желание детей учиться.