Сценарий экологического квест-игры для старшей группы
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности.
Задачи:
- формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите;
- учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры.
- развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать совместно, в парах;
- воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу;
- доставлять детям радость от участия в общей игре.
Ход квест-игры
Мы получили письмо из леса с просьбой о помощи. Ведущая показывает письмо и зачитывает его содержание детям.
Ведущая: Ну что, ребята, вы согласны помочь Лесовичку и научить Бабу Ягу правилам поведения в лесу? Тогда отправимся в путь – дорогу.
Подает детям клубок Лесовичка. Все дети становятся друг за другом, берутся левой рукой за нитку клубка и отправляются в путешествие (В специально подготовленную группу с декорациями и материалом для квест-игры)
За путеводную веревочку держись,
В лесу волшебном окажись.
Дети приходят в группу, оказываются перед избушкой – стоят: метла, ступа. Предполагают, что здесь живет Баба Яга.
Баба Яга. - Ха-ха-ха! Что-то здесь русским духом запахло! Ой, детишки, какие симпатичные, наверно, вкусные! Ну-ка, отвечайте, зачем пришли: дело, пытать, или от дела лытать!
Ведущая: - Мы хотим узнать почему ты безобразничаешь в лесу и научить тебя «Лесному этикету».
Баба Яга: - Ну что ж, я согласна не творить безобразия в лесу.
Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. Я вам дам 7 подсказок, находятся они в 7 уголках моего леса. Эти подсказки – пазлы картинки.
Если вы найдете все эти подсказки и правильно их соедините, то сможете играть в интересную игру.
Ведущая: - Ну что, ребята, вы согласны выполнить задания Бабы Яги?
Задания: Найти ошибку, которую допустила Баба-Яга, встречая нас. (Нарвала букет цветов, которые занесены в «Красную книгу»)
Объясняем Бабе Яге: Не рви цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
Дидактическая игра «На лугу, клумбе, поле»
Выполняем задание Бабы Яги «Кто лишний?» (каждому ребенку – карточка)
Баба-Яга: - Что-то прохладно сталов лесу, разведу я костер, погреемся. Рассказываем ей о том, почему опасно разводить костер в лесу.
Дарим ей экологически знак «Нельзя в лесу разжигать и оставлять костры». Баба-Яга берет знак и хочет его установить на месте костра и «наступает» на муравейник.
Ведущая:
Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
Д\и «Тропинка» (от 1 до 10)
Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?
Ведущая. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.
Муравьи - санитары леса!
Дети отвечают на следующие вопросы:
- назвать жителей муравейника;
- где зимуют муравьи?;
- какую пользу и вред приносят муравьи?
Дарят знак «Охраняйте муравейники!» Помогают Бабе-Яге огородить муравейник и установить знак.
Баба-Яга жалуется, что ей скучно одной в лесу. Рассказывает детям про ежа и зайца, которых она поймала в лесу и теперь они живут у нее в избушке.
Ведущая: - Нельзя лесных обитателей в клетку сажать или брат забирать их из лесу домой.
Игра «Показуха» на тему «Лесные жители»
Дети объединяются в группы по 4-5 человек, поочередно загадывают друг другу без слов показать лесного жителя. Один игрок команды показывают, другие угадывают. За театральное мастерство мы получаем еще пазл.
Баба-Яга предлагает нас набрать грибов и сварить грибной суп .
Физкультурная разминка «По болотным кочкам»
По грибы
Необходимо определить съедобные и ядовитые грибы и дать их названия по карточкам с изображением шляпочных грибов. Плохая привычка - сбивать грибы ногами или палкой, даже ядовитые - мухоморы, поганки.
Дарим знак «Не сбивай мухоморы»
- В лесу был сильный ветер, гнездо покачнулось, и все яйца раскатились по полянке, помогите спасти будущих птенцов.
Дети ищут на полянке, заранее спрятанные «яйца» (капсулы от шоколадных яиц, собирают в гнездо.)
Лес как многоэтажный дом. И жителям этого дома нужно правильно занять свои этажи.
Задание: Расселить насекомых, птиц и зверей на свои этажи.
Под деревом - корзинка с еще одним пазлом.
Ставят экологический знак «Не разоряйте птичьи гнезда»
Не разоряй птичьи гнёзда
Гнездо на ветке - птичий дом.
Птенцы родятся скоро в нём.
Ты птичий дом не разоряй,
И никому не позволяй!
Получают пазл.
Баба-яга загадывает загадки по «Лесной газете»
- А это наша лесная доска объявлений «Лесная газета», животные оставили свои объявления, но забыли подписаться, помогите узнать – кто это!
«Узнай по объявлениям» (Посади на дуб)
- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (улитка)
- Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. У меня уже вырос новый! /ящерица/.
- Хотите научиться ползать? Приходите, кусать не буду. Обещаю. /змея/
- Друзья! Кому нужны иголки, приходите пока я не заснул. /ежик/
- Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. /медведь/
- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть! /лиса/
- Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести птенцов! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку! /кукушка/
- Сама мудрая! Учу всем наукам! Прошу учесть, что занятия провожу ночью. /сова/
- В связи с приближающейся зимой, объявляю новую моду – серое меняем на белое! /заяц/
- Приму в дар мешок желудей! Мы их очень любим!/кабан/
- Если нужна стильная вешалка, подарю старые рога!
- Спасибо вам, ребята! Получайте последний пазл.
Дети собирают картинку – «Берегите природу».
- Дети, вот мы и узнали главную тайну природы! Она без нас не может!
Баба-Яга и дети обещают:
- всегда защищать братьев наших меньших,
- беречь растения,
- высаживать деревья и ухаживать за ними,
- беречь водоемы от загрязнения,
- убирать за собой мусор всегда и везде,
- заботиться о природе.
Баба-Яга благодарит детей за то, что научили ее правильно вести себя в лесу идарит детям на память сувениры – золотые шишки. Дети возвращаются по ниточке из клубочка в группу. Обсуждение, впечатление, зарисовки.