Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 1

Ключевые слова: гласные звуки, уроки обучения грамоте


Конспект урока обучения грамоте.

УМК: «Школа России»

Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)

Класс: 1.

Тип урока: Урок овладения новыми знаниями.

Цель:

  • Познакомить с новыми звуками [д], [д'] и буквами Д, д.
  • Формируемые на уроке метапредметные УУД.

Личностные:

  • Формирование понимания важности нового социального статуса «ученик»;
  • Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;
  • Формирование положительного отношения к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.
  • Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.
  • Формирование понимания здоровье-сберегающих аспектов жизни.

Регулятивные:

  • Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
  • Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные:

  • Формирование умения ориентироваться в учебнике;
  • Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
  • Формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

  • Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.
  • Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Предметные умения:

  • Знать, что буквы Д, д обозначают звонкие согласные звуки [д], [д'].
  • Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.
  • Применять эти знания на практике при чтении текста.

Оборудование: индивидуальные карточки, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.

Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещение, 2021.

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практический;
  • частично-поисковый.

Технологии:

  • здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
  • личностно-ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
  • проблемное обучение (частично поисковый метод);
  • игровые.

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда. (все легонечко вздохнем,
Мы начнём урок, друзья. Наш урок сейчас начнем)

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости прилетел Мудрый Дятел. Он отправляется вместе с вами в страну Знаний, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока, а именно с новой буквой русского алфавита.

Но сначала вспомните изученные буквы и распределите их на группы.

II. Организация мотивации

- Чему мы учимся на уроках чтения? (Изучаем буквы, звуки, учимся читать.)

- А зачем нам нужно уметь читать? (Чтобы быть грамотными, много знать…)

- Что или кто вам помогает в этом? (Учитель, учебник» Азбука»…)

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

- Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

- Вы справились с этим заданием, и мы отправляемся в путь за новыми знаниями.

III. Актуализация знаний

Мотивация учебной деятельности

- Ребята, давайте с вами вспомним что такое РЕЧЬ? (Все, что мы говорим – речь. Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь)

- Какие виды речи вы знаете? (Устная речь, письменная речь и речь про себя)

- Из чего состоит речь? (Речь состоит их предложений)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов)

- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков)

- Какие звуки бывают? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Как отличить гласный звук от согласного? (Ответы детей)

Молодцы, ребята.

IV. Постановка целей и определение темы урока

Мудрый Дятел приготовил для вас иллюстрацию. Составьте предложения по этой иллюстрации.

Дети составляют следующие предложения:

Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома растёт… (дерево дуб).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома стоит … (дед).

- Какой звук повторяется чаще всего в предложениях? (Звук [д]).

Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся на уроке?

- Кто догадался о теме нашего урока? (с какого звука начинаются все слова?)

- А теперь попытайтесь назвать тему урока. (Буква Д)

Буква Д и звуки, которые она обозначает

- Давайте назовем задачи нашего урока:

С чем мы должны познакомиться (со … звуками [ д ], [ д’])

Учиться отличать … звуки [ д ], [ д’] от других звуков;

учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

- Молодцы, ребята. Мудрый Дятел доволен вашей работой.

V. Формирование и усвоение новых знаний, умений, навыков

Знакомство со звуком Д д, и его характеристика.

- Сейчас вы побудете маленькими исследователями. Все исследователи разделятся на группы.

Но прежде чем вы начнете работать в группах, Мудрый Дятел, приготовил вам загадки, ребята.

Отгадывание загадок.

Он на дереве сидит,
Все стучит, стучит, стучит.
Ищет он жучков в коре
Чтоб обед добыть себе. (Дятел)

Пятнисто-бурая обновка,
Поёт он песни с расстановкой.
Среди прекрасных певчих птиц
Он самый лучший вокалист! (Дрозд)

(На доске картинки с изображением дятла и дрозда.)

- Какой первый звук вы сейчас произнесли в отгадках? ([д], [д’])

- Что объединяет отгадки? Кто догадался? (Обе отгадки – про птиц)

- А какие еще птицы и животных с новым звуком вы знаете? (- Дикобраз, дельфин, далматин (собака), дрофа (птица))

Итак, мои маленькие исследователи. Задача каждой группы – сделать звуко-буквенный анализ слов и охарактеризовать новый звук. Первая группа делает схему слова дятел, а вторая – дрозд.

(два человека у доски)

Но, прежде чем, мы проведем исследование с вами. Вспомним, что нам для этого понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске появляется) (исследование звука по алгоритму)

1) гласный или согласный

2)

3)

4) парный или непарный

Схему своего слова вы должны выложить перед собой на партах.

(Работают в группах, рассматривают картинку, работают со схемой слова, выполняют слого-звуковой анализ слова.)

- Итак, давайте сделаем вывод, каким бывает звук Д.

(– В слове дятел звук [д’] мягкий, в слове дрозд – [д] твердый.

По завершению времени заслушиваются ответы детей из каждой группы.

- Согласным, твердым или мягким, звонким.)

На доске вывешивается карточка с изображением буквы Д д.

- Какую задачу мы выполнили? (Дали характеристику новым звукам).

- Молодцы!

Моделирование буквы Д

- Сейчас смоделируем букву Д с помощью карандашей. Работаете в парах, но сначала повторим правила работы в парах.

Задание: складывание из цветных карандашей буквы Д.

Физкультминутка

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)
Ели — елки – елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)
Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)
На елках – птичьи голоса, (Руки в стороны.)
Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)

Мудрый Дятел предлагает вам поиграть в интересную игру. Будьте внимательными.

Игра «Молчанка»

Игра «Твердый - мягкий» (учитель называет слова, а ученики показывают с помощью карточек какой звук: твердый – синий, мягкий - зеленый). (Карточки у детей на парте).

Слова: Дина, дым, дельфин, дочка, дежурный, дача, дерево, Даша, дом.

- Какие еще задачи мы ставили перед собой? (какой буквой обозначаются).

- Звуки [д], [д’] обозначаются буквой Д. (карточка на доске).

- На что похожа?

Д – это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной
Вот стоит дымок пуская,
Буква Д труба печная.

- Ребята, а может кто-то знает, какой буквой обозначается звук (Д) на письме?

- Для чего две буквы? (Буква «Дэ» заглавная и строчная. Ответы детей. Высказывают свои предположения.)

- А теперь найдите ее в алфавите и скажите, после какой буквы она стоит. (Находят в алфавите, после буквы Г).

VI. Закрепление знаний и способов действий

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.

- Теперь Мудрый Дятел хочет вас проверить, хорошо ли вы запомнили букву Д.

Работа в парах.

- Найдите в предложении букву Д. Если она обозначает мягкий звук обведите её зелёным карандашом, если твёрдый – синим.

(На доске предложение: Добрая девочка Даша делает добрые дела.)

Проверка. Сколько всего букв нашли. Сколько обвели зелёным? синим?

Физкультминутка

За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колят дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

Чтение слогов и слов.

- А теперь, Мудрый Дятел, предлагает вам научиться читать слоги и слова с новой буквой.

– Читаем слоги хором только в первой строчке;

– Читаем слоги с твердым согласным;

- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.

– Прочитаем слог с мягким согласным.

- Читаем слоги столбиками

- Молодцы! У вас хорошо получается.

Работа в парах.

- А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем - От чего зависит мягкость и твердость звуков [д], [д’].

- Кто хочет потренироваться и научиться лучше распознавать звуки [д], [д]’? Продолжим работу в парах.

Задание: - Прочитайте слова на цветных карточках (Даша, душ, Дима, домик, Денис, дым) у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова, обозначьте в каких словах звук д – твердый, в каких – мягкий. Слова, в которых, звук д – твёрдый обведите синим цветом, а слова, в которых звук д’ – мягкий – зеленым цветом.

Проверка. Чтение слов.

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков [д], [д’]? (от того какая буква стоит после них: появляется схема)

VII. Закрепление новых знаний

Работа с текстом.

Работа с Азбукой с 104.

Рассматривание иллюстрации «Клад найден»

Кто хочет рассказать по иллюстрации? (выслушиваются несколько вариантов)

- По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить, о чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения)

- Давайте проверим предположение, прочитав текст.

Повторное чтение текста с анализом.

- Кто такие водолазы?

- Где работают водолазы?

- Кем работают папы Нади и Димы?

- Что они делали на дне реки?

- Поставьте вопросы к предложениям этого текста.

- Придумаем заголовок к тексту и составим его из букв, которые рассыпались на доске. (Водолазы).

Выборочное чтение.

Озаглавливание текста.

VIII. Итог урока и рефлексия

1. Итог урока

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Наш урок подходит к завершению.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Где нам могут пригодиться эти знания?

Чему научились?

- Кто достиг поставленных задач?

- Что помогло нам достичь поставленных задач?

2. Рефлексия

- Что понравилось на уроке?

- В чем испытывали затруднения?

- Мы с вами продолжим изучение новых звуков и научимся писать строчную букву д на уроке письма.

Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

- Сегодня на уроке вы порадовали меня и Мудрого Дятла. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания.

- Давайте, Мудрому Дятлу скажем «спасибо».

- Он прощается с нами и говорит: «До новых встреч».

- Спасибо за урок!