Урок музыки в общеобразовательной школе и его значение.

Разделы: Музыка

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


"Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития."
Асафьев Борис Владимирович

"Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира".
Кабалевский Дмитрий Борисович

Для чего нужны уроки Музыки детям? Большинство качеств личности закладывается в школьном возрасте. Музыка несет невосполнимую педагогическую и воспитательную функцию. Урок музыки в современном мире – это не просто предмет развлечения, это способ развития творческих способностей учащихся и постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем.  Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, так как эмоциональная сфера и воображение тесно взаимосвязаны с творческими способностями.

Изучение музыки способствует развитию эстетического восприятия и культуры слушателя, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. На уроках ученики знакомятся с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной. Изучают различные стили и жанры музыки, это помогает формировать вкус и анализировать музыкальные произведения.

Уроки музыки способствуют развитию музыкальной памяти, слуха и ритма. Способствуют социальной адаптации детей. Дети учатся взаимодействовать друг с другом. Уроки музыки в начальной школе часто становятся стартом для освоения игры на музыкальном инструменте, поступления в музыкальную школу.

Одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей является разнообразная музыкальная деятельность. Как правило, школьники с любопытством относятся к урокам музыки. Особенно интересны ребятам нетрадиционные виды уроков. Такие уроки глубже вовлекают в учебный процесс. Например:

  • урок-лекция, где учитель рассказывает новую тему и задает вопросы ученикам, чтобы понять, насколько им доступен и понятен материал;
  • урок-беседа, где обсуждается изученная тема и каждый ученик может высказать свое мнение;
  • урок-викторина – построен в формате «вопрос-ответ»;
  • урок-концерт, где дети могут продемонстрировать свои умения, выступив перед классом;
  • урок-путешествие – учитель выстраивает «маршрут» урока и ведет по нему детей, сопровождая рассказ иллюстрациями, проигрыванием мелодий, обсуждениями;
  • видеоурок – учитель показывает детям фильм о жизни и творчестве известного композитора или исполнителя, презентацию по теме урока.

Форматы обучения могут быть разными:

  • индивидуальная работа – каждый ученик выполняет задание самостоятельно;
  • фронтальный формат – работа выполняется сообща;
  • групповой формат – дети делятся на группы и работают в команде.

Структура урока музыки в школе всегда предполагает сочетание следующих типов музыкальной деятельности:

  • прослушивание музыки;
  • пение хором, ансамблевое пение  и сольное исполнение;
  • музыкально-познавательная работа – размышления о музыкальных произведениях, их иллюстрирование (ученики, прослушав музыкальное произведение рисуют свою картину услышанного);
  • музыкальные диктанты – определение композитора, стиля, тембра, настроения произведения;
  • изучение нотной грамоты и освоение музыкальных инструментов.

На уроках музыки в школе используются простые инструменты, такие как ксилофоны, колотушки, ложки, бубны, маракасы, трещотки, освоить которые несложно.

Для того чтобы привить интерес и любовь к музыке, учитель применяет разные технологии: игровые, групповые, технологию интегрированного и дифференцированного обучения детей по интересам. Благодаря таким урокам у ребят повышается интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней. Задача учителя музыки – через искусство учить школьников мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у них развивался не только интеллект, но и душа.

В школе может быть создан хоровой кружок. Голос – это инструмент, который может отразить внутренний мир и характер каждого человека.

Музыка развивает в детях душевную тонкость и способность воспринимать и совершать прекрасное. "Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека", - В.А.Сухомлинский.

Литература

  1. Кабалевский Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы – М.: Просвещение, 2006.
  2. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. – М.: МПГУ, 2013.
  3. Лаптева В.А. Роль и функции учителя музыки в организации звукового пространства современной общеобразовательной школы. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2016.
  4. Музыка в общеобразовательной школе: метод. рекомендации. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 2003.