"Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития."
Асафьев Борис Владимирович"Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем незаменимым средством формирования их духовного мира".
Кабалевский Дмитрий Борисович
Для чего нужны уроки Музыки детям? Большинство качеств личности закладывается в школьном возрасте. Музыка несет невосполнимую педагогическую и воспитательную функцию. Урок музыки в современном мире – это не просто предмет развлечения, это способ развития творческих способностей учащихся и постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем. Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, так как эмоциональная сфера и воображение тесно взаимосвязаны с творческими способностями.
Изучение музыки способствует развитию эстетического восприятия и культуры слушателя, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. На уроках ученики знакомятся с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной. Изучают различные стили и жанры музыки, это помогает формировать вкус и анализировать музыкальные произведения.
Уроки музыки способствуют развитию музыкальной памяти, слуха и ритма. Способствуют социальной адаптации детей. Дети учатся взаимодействовать друг с другом. Уроки музыки в начальной школе часто становятся стартом для освоения игры на музыкальном инструменте, поступления в музыкальную школу.
Одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей является разнообразная музыкальная деятельность. Как правило, школьники с любопытством относятся к урокам музыки. Особенно интересны ребятам нетрадиционные виды уроков. Такие уроки глубже вовлекают в учебный процесс. Например:
- урок-лекция, где учитель рассказывает новую тему и задает вопросы ученикам, чтобы понять, насколько им доступен и понятен материал;
- урок-беседа, где обсуждается изученная тема и каждый ученик может высказать свое мнение;
- урок-викторина – построен в формате «вопрос-ответ»;
- урок-концерт, где дети могут продемонстрировать свои умения, выступив перед классом;
- урок-путешествие – учитель выстраивает «маршрут» урока и ведет по нему детей, сопровождая рассказ иллюстрациями, проигрыванием мелодий, обсуждениями;
- видеоурок – учитель показывает детям фильм о жизни и творчестве известного композитора или исполнителя, презентацию по теме урока.
Форматы обучения могут быть разными:
- индивидуальная работа – каждый ученик выполняет задание самостоятельно;
- фронтальный формат – работа выполняется сообща;
- групповой формат – дети делятся на группы и работают в команде.
Структура урока музыки в школе всегда предполагает сочетание следующих типов музыкальной деятельности:
- прослушивание музыки;
- пение хором, ансамблевое пение и сольное исполнение;
- музыкально-познавательная работа – размышления о музыкальных произведениях, их иллюстрирование (ученики, прослушав музыкальное произведение рисуют свою картину услышанного);
- музыкальные диктанты – определение композитора, стиля, тембра, настроения произведения;
- изучение нотной грамоты и освоение музыкальных инструментов.
На уроках музыки в школе используются простые инструменты, такие как ксилофоны, колотушки, ложки, бубны, маракасы, трещотки, освоить которые несложно.
Для того чтобы привить интерес и любовь к музыке, учитель применяет разные технологии: игровые, групповые, технологию интегрированного и дифференцированного обучения детей по интересам. Благодаря таким урокам у ребят повышается интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней. Задача учителя музыки – через искусство учить школьников мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у них развивался не только интеллект, но и душа.
В школе может быть создан хоровой кружок. Голос – это инструмент, который может отразить внутренний мир и характер каждого человека.
Музыка развивает в детях душевную тонкость и способность воспринимать и совершать прекрасное. "Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека", - В.А.Сухомлинский.
Литература
- Кабалевский Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы – М.: Просвещение, 2006.
- Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. – М.: МПГУ, 2013.
- Лаптева В.А. Роль и функции учителя музыки в организации звукового пространства современной общеобразовательной школы. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2016.
- Музыка в общеобразовательной школе: метод. рекомендации. – Астрахань: Изд-во АГПУ, 2003.