Класс: 6.
Цель:
- обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по данной теме;
- развитие умений учащихся комплексного использования полученных знаний;
- развитие таких качеств, как взаимопомощь, сотрудничество, подчинение своих интересов интересам коллектива, воспитание внимания, выдержки, навыков коллективной работы.
Тип урока: обобщающий, урок-соревнование.
Оборудование и наглядные пособия:
- компьютер, презентация урока;
- раздаточный материал;
- эмблемы.
Ход урока
1. Организационная часть
Сценарий урока построен по мотивам русской народной сказки. Весь класс делится на 3 группы: Царевич и его свита. Каждая группа сидит полукругом за двумя сдвинутыми вместе столами. За каждый правильный ответ команда получает зеленый кружок.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была царица. Было у нее три сына: Игорь-Царевич, Павел-Царевич, Тамерлан-Царевич.
Стала царевна задумываться, кому из детей передать царство. Решила, что это будет самый умный, самый сообразительный. Придумала она для детей испытания, отправила их в путешествие по математической стране «Действия с рациональными числами».
2. «Доберись до коня» (устный счет)
Путь длинный, трудный. Пешком его не преодолеть, а кони закрыты за семью замками. Каждый замок имеет свой код.
1). Чтобы открыть первый замок, необходимо выполнить задание.
Придумайте 3 числа, которые удовлетворяют следующим условиям:
а) сумма любых двух чисел положительная;
б) сумма трех чисел отрицательная.
Может ли такое быть?
Ответ: -6; 7; -5.
2). Код второго замка.
Придумайте 2 числа, сумма которых меньше каждого из них.
Может ли одно из чисел быть положительным? Вывод.
Ответ: -2 + (-6) = -8
Сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из них.
3). Код третьего замка.
Придумайте два числа, чтобы их разность была больше уменьшаемого.
Может ли при этом вычитаемое было положительным? Вывод.
Ответ: -16 – (-4) = -12; 16 – (-4) = 20.
Если вычитаемое отрицательное, то разность больше уменьшаемого.
4). Четвертый замок имеет форму квадратика 3Х3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расставьте в клеточки квадратика числа -1, 2, -3, 4, -5, 6, -7, 8, -9 (по одному в каждую клеточку) так, чтобы их произведения в любой строке, любом столбце и в любой диагонали были отрицательными.
Ответ:
| 2 | - 7 |
6 |
-1 |
-3 |
-5 |
4 |
-9 |
8 |
Могут быть другие решения, но обязательное условие: в угловых клеточках должны стоять положительные числа.
5). Подходя к пятому замку путники услышали шум в царстве «Дробей» - числа ссорятся.
А причина вот какая: одно число потеряло свое место и теперь на это место претендуют еще два числа. Все забыли по какому закону были расставлены числа.
Задание: определите этот закон и впишите в кружок одно из этих чисел 4
; -0,3;
.

Ответ: это число
, т.к. 3∙
)= -1; -5
∙
= -1
6). Код шестого замка.
Вычислите
.
Ответ. -1
7). Выполните вычисления, чтобы найти код седьмого замка.

Ответ. -1; 6; 0; 1
; 2.
Замки открыты, кони осёдланы, отправляемся в путь.
3. «Шахматный конь»
Дорога проходит через болота, непроходимую лесную чащу. Есть только несколько безопасных тропинок, отыскать которые нам поможет «шахматный» конь.
Условие: сумма числа в клетке старта или там, где стоит «конь», и числа из клетки, где «конь» делает поворот, равна числу, записанному в клетке, куда «прыгает» конь.
финиш |
-7 |
8 |
18 |
-7 |
-5 |
14 |
23 |
3 |
|
21 |
-18 |
-9 |
11 |
-7 |
3 |
2 |
-2 |
|
15 |
16 |
4 |
3 |
12 |
9 |
-2 |
5 |
|
3 |
5 |
-23 |
4 |
7 |
3 |
-4 |
6 |
|
9 |
-1 |
-13 |
5 |
-10 |
-9 |
-1 |
-7 |
|
2 |
-7 |
2 |
3 |
11 |
2 |
10 |
5 |
старт |
10 |
10 |
12 |
-5 |
-1 |
-1 |
2 |
-3 |
Ответ. Две дороги указаны стрелочками (решений больше, чем два).
4. «Преодолей ущелье»
Далее на пути странников оказалось очень глубокое ущелье, через которое перекинут хрупкий мостик, разделенный на 6 пролетов. На краю моста лежит конверт с заданиями и карточка для кода. Вам необходимо выполнить задания и ответы вписать в клеточки карточки для кода. Если код разгадан верно, то хрупкий мостик превращается в очень крепкую дорогу и вы легко преодолеете ущелье. (Листочки с заданиями имеют номера с 1 по 6. Ответы необходимо записать в клеточку карточки для кода соответственно номеру задания: №1 в 1 клеточку, №2 во 2-ю и т.д.)
Задания
5. «Привал»
Устали наши путники, решили немного отдохнуть и решить одно легкое задание.
Каким числом (положительным или отрицательным) будет произведение xy, если
а) x > 0, у > 0;
б) х < 0, у < 0;
в) x > 0, у < 0;
г) х = 0, у < 0;
д) х < 0, у = 0;
е) х = 0, у = 0.
В каждом случае полученный результат подтверждается правилом.
6. «Вычислительный марафон»
Найдите значение каждого выражения, выполните команды, указанные после ответов.
№1. (-5,6 + 11,2 : (-2,8) + 2,4) : (-0,4).
Ответы. 30 (а); -1 (г); -18 (г); 18 (е); другой ответ (д).
№2. -3,6 ∙ (-0,5) – (-3,2 + 0,8) ∙ 1,05.
Ответы. 2,4 (а); -0,72 (б); 0,72 (в); 4,32 (е); другой ответ (д).
№3. 21,96 : (-4,5 – 2,7) – 4,5 ∙ 0,2.
Ответы. 9,15 (а,г); -9,15(а,г); -3,95 (ж); -4,4 (г); другой ответ (д).
Команды: (а)проверь сложение; (б)проверь вычитание; (в)проверь умножение; (г) проверь деление; (д) проверь порядок действий и все действия; (е) верно, переходи к следующему заданию; (ж) верно, работа окончена.
Путешествие подошло к концу. Определяется команда победитель и Царевич, получивший наследство.
7. Итог урока
- Повторить правила действий с рациональными числами.
- Команда-победитель получает «5» в журнал и все участники маленькие записные книжечки.