Разработка урока по теме "Действия над рациональными числами" (математика, 6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6

Ключевые слова: Рациональные числа, Вычитание рациональных чисел


Класс: 6.

Цель:

  • обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по данной теме;
  • развитие умений учащихся комплексного использования полученных знаний;
  • развитие таких качеств, как взаимопомощь, сотрудничество, подчинение своих интересов интересам коллектива, воспитание внимания, выдержки, навыков коллективной работы.

Тип урока: обобщающий, урок-соревнование.

Оборудование и наглядные пособия:

  • компьютер, презентация урока;
  • раздаточный материал;
  • эмблемы.

Ход урока

1. Организационная часть

Сценарий урока построен по мотивам русской народной сказки. Весь класс делится на 3 группы: Царевич и его свита. Каждая группа сидит полукругом за двумя сдвинутыми вместе столами. За каждый правильный ответ команда получает зеленый кружок.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была царица. Было у нее три сына: Игорь-Царевич, Павел-Царевич, Тамерлан-Царевич.

Стала царевна задумываться, кому из детей передать царство. Решила, что это будет самый умный, самый сообразительный. Придумала она для детей испытания, отправила их в путешествие по математической стране «Действия с рациональными числами».

2. «Доберись до коня» (устный счет)

Путь длинный, трудный. Пешком его не преодолеть, а кони закрыты за семью замками. Каждый замок имеет свой код.

1). Чтобы открыть первый замок, необходимо выполнить задание.

Придумайте 3 числа, которые удовлетворяют следующим условиям:

а) сумма любых двух чисел положительная;

б) сумма трех чисел отрицательная.

Может ли такое быть?

Ответ: -6; 7; -5.

2). Код второго замка.

Придумайте 2 числа, сумма которых меньше каждого из них.

Может ли одно из чисел быть положительным? Вывод.

Ответ: -2 + (-6) = -8

Сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из них.

3). Код третьего замка.

Придумайте два числа, чтобы их разность была больше уменьшаемого.

Может ли при этом вычитаемое было положительным? Вывод.

Ответ: -16 – (-4) = -12; 16 – (-4) = 20.

Если вычитаемое отрицательное, то разность больше уменьшаемого.

4). Четвертый замок имеет форму квадратика 3Х3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расставьте в клеточки квадратика числа -1, 2, -3, 4, -5, 6, -7, 8, -9 (по одному в каждую клеточку) так, чтобы их произведения в любой строке, любом столбце и в любой диагонали были отрицательными.

Ответ:

2

- 7

6

-1

-3

-5

4

-9

8

Могут быть другие решения, но обязательное условие: в угловых клеточках должны стоять положительные числа.

5). Подходя к пятому замку путники услышали шум в царстве «Дробей» - числа ссорятся.

А причина вот какая: одно число потеряло свое место и теперь на это место претендуют еще два числа. Все забыли по какому закону были расставлены числа.

Задание: определите этот закон и впишите в кружок одно из этих чисел 4 ; -0,3; .

Ответ: это число , т.к. 3∙)= -1; -5= -1

6). Код шестого замка.

Вычислите .

Ответ. -1

7). Выполните вычисления, чтобы найти код седьмого замка.

Ответ. -1; 6; 0; 1; 2.

Замки открыты, кони осёдланы, отправляемся в путь.

3. «Шахматный конь»

Дорога проходит через болота, непроходимую лесную чащу. Есть только несколько безопасных тропинок, отыскать которые нам поможет «шахматный» конь.

Условие: сумма числа в клетке старта или там, где стоит «конь», и числа из клетки, где «конь» делает поворот, равна числу, записанному в клетке, куда «прыгает» конь.

финиш

-7

8

18

-7

-5

14

23

3

 

21

-18

-9

11

-7

3

2

-2

 

15

16

4

3

12

9

-2

5

 

3

5

-23

4

7

3

-4

6

 

9

-1

-13

5

-10

-9

-1

-7

 

2

-7

2

3

11

2

10

5

старт

10

10

12

-5

-1

-1

2

-3

Ответ. Две дороги указаны стрелочками (решений больше, чем два).

4. «Преодолей ущелье»

Далее на пути странников оказалось очень глубокое ущелье, через которое перекинут хрупкий мостик, разделенный на 6 пролетов. На краю моста лежит конверт с заданиями и карточка для кода. Вам необходимо выполнить задания и ответы вписать в клеточки карточки для кода. Если код разгадан верно, то хрупкий мостик превращается в очень крепкую дорогу и вы легко преодолеете ущелье. (Листочки с заданиями имеют номера с 1 по 6. Ответы необходимо записать в клеточку карточки для кода соответственно номеру задания: №1 в 1 клеточку, №2 во 2-ю и т.д.)

Задания

5. «Привал»

Устали наши путники, решили немного отдохнуть и решить одно легкое задание.

Каким числом (положительным или отрицательным) будет произведение xy, если

а) x > 0, у > 0;

б) х < 0, у < 0;

в) x > 0, у < 0;

г) х = 0, у < 0;

д) х < 0, у = 0;

е) х = 0, у = 0.

В каждом случае полученный результат подтверждается правилом.

6. «Вычислительный марафон»

Найдите значение каждого выражения, выполните команды, указанные после ответов.

№1. (-5,6 + 11,2 : (-2,8) + 2,4) : (-0,4).

Ответы. 30 (а); -1 (г); -18 (г); 18 (е); другой ответ (д).

№2. -3,6 ∙ (-0,5) – (-3,2 + 0,8) ∙ 1,05.

Ответы. 2,4 (а); -0,72 (б); 0,72 (в); 4,32 (е); другой ответ (д).

№3. 21,96 : (-4,5 – 2,7) – 4,5 ∙ 0,2.

Ответы. 9,15 (а,г); -9,15(а,г); -3,95 (ж); -4,4 (г); другой ответ (д).

Команды: (а)проверь сложение; (б)проверь вычитание; (в)проверь умножение; (г) проверь деление; (д) проверь порядок действий и все действия; (е) верно, переходи к следующему заданию; (ж) верно, работа окончена.

Путешествие подошло к концу. Определяется команда победитель и Царевич, получивший наследство.

7. Итог урока

  1. Повторить правила действий с рациональными числами.
  2. Команда-победитель получает «5» в журнал и все участники маленькие записные книжечки.