Критическое мышление представляет собой способность рассматривать вещи с разных точек зрения, анализировать факты, исследовать информацию и приходить к объективным выводам. Это не просто навык, это настоящий интеллектуальный инструмент, который помогает нам лучше понимать мир вокруг, оценивать события и принимать обоснованные решения.
Обладая навыками критического мышления, ученикам намного проще фильтровать информацию, выделяя ключевые моменты. Способность мыслить критически формирует умение обосновывать свою точку зрения, то есть возможность четко выражать и аргументировать свои взгляды.
Создавая задания, направленные на развитие навыков критического мышления, мной используются следующие приемы.
Прием «Инсерт». Учащимся предоставляется текст по теме урока, который выбирается мной из дополнительных географических источников информации. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Использую этот прием на этапе пробуждения интереса к теме урока. Критическое мышление развивается при активной работе с текстами.
Прием Фишбоун (в переводе означает «рыбья кость»). На скелете есть верхние и нижние косточки. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Прием Денотатный граф (от латинского denoto – «обозначаю» и греческого «пишу») – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Использую эти приемы на этапе осмысления материала во время работы над текстом. Основные функции этой стадии в формировании критического мышления: информационная (получение новой информации по теме); систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
Прием "Верные и неверные высказывания" при заполнении таблицы, где находятся какие-либо статистические данные (исходя из темы урока), отмечая правильные утверждения «+», а неправильные «-».
Для выполнения данного задания, учащимся необходимо применять навыки по математической грамотности.
Прием «Сводная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Задание нацелено на развитие не только критического мышления, но и аналитического. Хоть это и два различных, но взаимосвязанных аспекта, позволяющих развивать познавательную деятельность.
Данный прием используется мной как на этапе осмысления, так и на начальном этапе рефлексии.
Прием «Дерево предсказаний» - Он позволяет учащимся предсказывать дальнейшее развитие сюжета на основе имеющейся информации и анализа текста.

Использую этот прием на этапе рефлексии. Данный прием призван помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении темы или раздела.
В заключение хочется подчеркнуть, что человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению.