Тип урока: ОНЗ.
Тип знания: понятие.
Цели урока:
- Обучающие: Обучающиеся знают понятие «междометие» (морфологические признаки междометия; значение, правила пунктуации в предложениях с междометиями);
- Развивающие: демонстрируют организационную (умение ставить цель, составлять план деятельности, соотносить результат с целью), коммуникативную (умение договариваться в группах, строить диалог), информационную (умение перерабатывать полученную информацию), оценочную (умение нести ответственность за свои поступки) компетенции;
- Воспитательные: проявляют любовь и чутье к русскому языку и литературе, толерантность.
Использованные технологии: Проблемно-диалогическая.
Формы работы:
- Групповая
- Фронтальная
- Индивидуальная работа
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. |
Садятся на места, |
Актуализация изученного ранее, создание проблемной ситуации 2 мин |
- С 5 по 7 класс вы изучали части речи. Какие группы частей речи вы уже знаете? СЛАЙД 1 |
Самостоятельные и служебные |
| - На доске слова (солнце, высокий, хожу, на, не, или, ой-ой, ах, ух) Распределите их по группам (на листах) |
распределяют 1 – у доски, остальные самостоятельно |
|
| - Сравните свои записи, с работой ... - ... назови получившиеся группы слов (названия – магнитом) |
Самостоятельные, служебные, (междометия) |
|
Побуждающий диалог 5 мин |
- У кого получилось по-другому? |
Высказывают свои варианты |
| - Как назовем эту группу? - Задание было одно? - А выполнили вы его как? |
- Междометия - Да - По-разному |
|
| - Почему так вышло? В чем была проблема? | Не смогли распределить (отличить, назвать) группу (междометия) | |
| - Какой вопрос возникает? | - Что такое междометие? | |
| - Сформулируйте тему занятия (на доску магнитом) | «Междометие как часть речи» | |
| - Как вы думаете, каково происхождение слова «междометие» | Появилось в 1619 г, в переводе с латинского буквально обозначает «брошенная между» |
|
| - Какой вопрос возникает? СЛАЙД 2 | Почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. | |
Составление плана урока |
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы что должны узнать о междометии? |
Учащиеся ставят предметные цели, называя, что они хотели бы узнать о междометии |
Открытие нового знания 5 мин |
1. |
(в группах дети проводят мини исследование по плану) Да, на все |
| 3 мин | 2. Давайте вернемся к плану и посмотрим, на все ли вопросы мы ответили? Посмотрите на слайд, (СЛАЙД 4) проанализируйте в предложениях выделенные слова, определите часть речи, опираясь на признаки междометия. 1. Караул! Помогите! |
От существительного |
| 2. У Вечного огня на могиле Неизвестного солдата в Москве стоит почетный караул. - От какой части речи произошло междометие «караул» - Какой вывод можно сделать? |
- Междометие может быть производным и непроизводным | |
Воспроизведение в устной речи 3 мин |
Опираясь на признаки междометия, сформулируйте определение междометия и проговорите его в парах |
Один вслух озвучивает
Все верно |
ВЫВОД: 2 мин |
Итак, давайте ответим на вопрос, который возник у нас в начале занятия: Почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. |
К самостоятельным – не имеет вопроса, не к служебным – выполняет другие функции |
Закрепление полученных знаний 5 мин |
- Давайте попробуем отыскать междометия в предложениях и определить, какие они по происхождению: производные или непроизводные СЛАЙД 7. 1. О, это была бы райская жизнь! (Н.Гоголь) |
|
Рефлексия 2 мин |
- И закончить наше занятие я хочу отрывком из стихотворения М. Цветаевой «Молвь»: - На карточках написаны междометия, выберите |
|
Анализ урока
1. Урок проводился по теме «Междометие как часть речи». В начальной школе учащиеся знакомились с междометием, поэтому урок был не объяснение, а углубление имеющихся знаний.
Цели:
- изучить понятие «междометие» (выяснить морфологические признаки междометия; значение, узнать правила пунктуации в предложениях с междометиями)
- развивать организационную (умение ставить цель, составлять план деятельности, соотносить результат с целью), коммуникативную (умение договариваться в группах, строить диалог), информационную (умение перерабатывать полученную информацию), оценочную (умение нести ответственность за свои поступки) компетенции
- воспитывать любовь и чутье к русскому языку и литературе, толерантность.
2. Но, руководствуясь принципами технологии проблемно-диалогического обучения, я создала проблемную ситуацию с затруднением на уроке, столкнув мнения учащихся в самом начале. Даже если они и вспомнили «междометие», то знаний классифицировать эту часть речи как особую группу слов у них не было. Возникла проблема, дети сформулировали проблемный вопрос и, как следствие, была названа тема урока.
Прием создания проблемной ситуации позволил обнаружить «знание» и «незнание» учеников, повысить их внутреннюю мотивацию, создать состояние готовности к решению проблемы. На этом этапе формировались коммуникативные умения.
3. Следующий этап – планирование деятельности – формировал регулятивные умения. Учащиеся создали план и дальше работали по этому плану, соотнося с ним полученные результаты.
4. Для решения проблемы дети провели небольшие исследования опять же по плану, в результате и произошло углубление знаний о междометии. Для проведения этого этапа я выбрала групповую форму работы, чтобы была возможность обсуждения. При этом развивались предметные, коммуникативные и регулятивные умения.
5. Полученную самими учащимися в ходе исследования информацию они систематизировали, преобразовали в устную речь и сверили с информацией из учебника, по которому учатся.
6. Другой вид информации был представлен на следующем этапе: дети работали с отрывками из басен И.А.Крылова. Им нужно было вставить подходящие по смыслу междометия и сделать вывод о роли их в речи.
7. Рефлексию я провела в форме блиц-теста, который позволил и учащимся, и мне увидеть результат урока. Рефлексия показала, что цели урока достигнуты.