Конспект урока русского языка в 7-м классе "Междометие как часть речи"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 7

Ключевые слова: междометие как часть речи


Тип урока: ОНЗ.

Тип знания: понятие.

Цели урока:

  • Обучающие: Обучающиеся знают понятие «междометие» (морфологические признаки междометия; значение, правила пунктуации в предложениях с междометиями);
  • Развивающие: демонстрируют организационную (умение ставить цель, составлять план деятельности, соотносить результат с целью), коммуникативную (умение договариваться в группах, строить диалог), информационную (умение перерабатывать полученную информацию), оценочную (умение нести ответственность за свои поступки) компетенции;
  • Воспитательные: проявляют любовь и чутье к русскому языку и литературе, толерантность.

Использованные технологии: Проблемно-диалогическая.

Формы работы:

  1. Групповая
  2. Фронтальная
  3. Индивидуальная работа

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Садятся на места,

Актуализация изученного ранее, создание проблемной ситуации

2 мин

- С 5 по 7 класс вы изучали части речи. Какие группы частей речи вы уже знаете? СЛАЙД 1

Самостоятельные и служебные

- На доске слова (солнце, высокий, хожу, на, не, или, ой-ой, ах, ух)
Распределите их по группам (на листах)
распределяют
1 – у доски, остальные самостоятельно
- Сравните свои записи, с работой ...
- ... назови получившиеся группы слов (названия – магнитом)
Самостоятельные, служебные,
(междометия)

Побуждающий диалог

5 мин

- У кого получилось по-другому?
(в процессе работы вычленить междометия в отдельную группу)
Ой-ой
Ах
Ух

Высказывают свои варианты

- Как назовем эту группу?
- Задание было одно?
- А выполнили вы его как?
- Междометия
- Да
- По-разному
- Почему так вышло? В чем была проблема? Не смогли распределить (отличить, назвать) группу (междометия)
- Какой вопрос возникает? - Что такое междометие?
- Сформулируйте тему занятия (на доску магнитом) «Междометие как часть речи»
- Как вы думаете, каково происхождение слова «междометие»

Появилось в 1619 г, в переводе с латинского буквально обозначает «брошенная между»

- Какой вопрос возникает? СЛАЙД 2 Почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

Составление плана урока

2 мин

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы что должны узнать о междометии?
(на доску магнитом)
1. На какой вопрос отвечает
2. Что обозначает
3. Морфологические признаки
4. Синтаксическая роль

Учащиеся ставят предметные цели, называя, что они хотели бы узнать о междометии

Открытие нового знания

5 мин

1.
-Чтобы ответить на поставленные вопросы, давайте проведем исследование.
В 4-х проанализируйте по плану междометия в предложениях (по одному прим) СЛАЙД 3
1) Цыц, Васька, не мяукай громко!
2) Ух! Как захватывает дух.
3) Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Каждая группа выступает, анализируя свое междометие.
- Какие признаки вы открыли у междометия? (на доску признаки магнитом)

(в группах дети проводят мини исследование по плану)
Каждая группа характеризует по плану свое междометие, учитель на доску вывешивает признаки:
1. Не отвечает на вопросы
2. Обозначает, но не называет
- побуждение
- эмоции
2. М.п.:
+- (производные, непроизводные)
-не изменяется
3. Не являются членом предложения
4. Выделяются , и !

Да, на все

3 мин 2. Давайте вернемся к плану и посмотрим, на все ли вопросы мы ответили?
Посмотрите на слайд, (СЛАЙД 4) проанализируйте в предложениях выделенные слова, определите часть речи, опираясь на признаки междометия.
1. Караул! Помогите!

От существительного

2. У Вечного огня на могиле Неизвестного солдата в Москве стоит почетный караул.
- От какой части речи произошло междометие «караул»
- Какой вывод можно сделать?
- Междометие может быть производным и непроизводным

Воспроизведение в устной речи

3 мин

Опираясь на признаки междометия, сформулируйте определение междометия и проговорите его в парах
Из вашего учебника я выписала правило, сравните ваш вывод с информацией учебника (СЛАЙД 5)
Междометия – это часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия бывают непроизводными и производными.

Один вслух озвучивает

 

 

Все верно

ВЫВОД:

2 мин

Итак, давайте ответим на вопрос, который возник у нас в начале занятия: Почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

К самостоятельным – не имеет вопроса, не к служебным – выполняет другие функции
СЛАЙД 6

Закрепление полученных знаний

5 мин

- Давайте попробуем отыскать междометия в предложениях и определить, какие они по происхождению: производные или непроизводные СЛАЙД 7.

1. О, это была бы райская жизнь!  (Н.Гоголь)
2. Жизнь, увы, не вечный дар! (А.Пушкин)
3. — Эй, завяжи на память узелок;
Просил я помолчать, не велика услуга!
(А.Грибоедов)
4. Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! (А.Чехов)
5. Подымается окошко, и шамкающий голос: «Брысь вы, пострелята!». (А.Серафимович)
6. Беда! Лекаря нужно!(Б.Акунин)

 

Рефлексия

2 мин

- И закончить наше занятие я хочу отрывком из стихотворения М. Цветаевой «Молвь»:
Емче органа и звонче бубна
Молвь – и одна для всех:
Ох – когда трудно и ах – когда чудно,
А не дается – эх!

- На карточках написаны междометия, выберите
«Ах», когда чудно и вы все поняли
«Ох», если было трудно и остались вопросы
«Эх» - ничего не поняли.

 

Анализ урока

1. Урок проводился по теме «Междометие как часть речи». В начальной школе учащиеся знакомились с междометием, поэтому урок был не объяснение, а углубление имеющихся знаний.

Цели:

  • изучить понятие «междометие» (выяснить морфологические признаки междометия; значение, узнать правила пунктуации в предложениях с междометиями)
  • развивать организационную (умение ставить цель, составлять план деятельности, соотносить результат с целью), коммуникативную (умение договариваться в группах, строить диалог), информационную (умение перерабатывать полученную информацию), оценочную (умение нести ответственность за свои поступки) компетенции
  • воспитывать любовь и чутье к русскому языку и литературе, толерантность.

2. Но, руководствуясь принципами технологии проблемно-диалогического обучения, я создала проблемную ситуацию с затруднением на уроке, столкнув мнения учащихся в самом начале. Даже если они и вспомнили «междометие», то знаний классифицировать эту часть речи как особую группу слов у них не было. Возникла проблема, дети сформулировали проблемный вопрос и, как следствие, была названа тема урока.

Прием создания проблемной ситуации позволил обнаружить «знание» и «незнание» учеников, повысить их внутреннюю мотивацию, создать состояние готовности к решению проблемы. На этом этапе формировались коммуникативные умения.

3. Следующий этап – планирование деятельности – формировал регулятивные умения. Учащиеся создали план и дальше работали по этому плану, соотнося с ним полученные результаты.

4. Для решения проблемы дети провели небольшие исследования опять же по плану, в результате и произошло углубление знаний о междометии. Для проведения этого этапа я выбрала групповую форму работы, чтобы была возможность обсуждения. При этом развивались предметные, коммуникативные и регулятивные умения.

5. Полученную самими учащимися в ходе исследования информацию они систематизировали, преобразовали в устную речь и сверили с информацией из учебника, по которому учатся.

6. Другой вид информации был представлен на следующем этапе: дети работали с отрывками из басен И.А.Крылова. Им нужно было вставить подходящие по смыслу междометия и сделать вывод о роли их в речи.

7. Рефлексию я провела в форме блиц-теста, который позволил и учащимся, и мне увидеть результат урока. Рефлексия показала, что цели урока достигнуты.