1. Очень маленькое введение
Я настрой Вам всем дарю, чтобы быть везучим:
У Вас сейчас всё хорошо, а будет ещё лучше.
Повторяй его сто раз (разойдутся тучи!).
У нас сейчас всё хорошо, а будет ещё лучше!
Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы пусть все трудности, которые будут встречаться Вам на пути, Вы легко преодолеете.
Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Надеюсь, начало выступления Вас хоть немного, но удивило, и будет способствовать плодотворной деятельности.
Я не предлагаю Вам попробовать на вкус изюм, но своими «изюминками» в работе с родителями своих учеников поделюсь с большим удовольствием.
Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что усваивается учащимися
- 10% того, что он читает,
- 20% того, что слышит,
- 30% того, что видит;
- 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
- 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
- 90% - если обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов
2. Правила взаимодействия с классным коллективом
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя определённых правил.
С каждой семьёй необходимо быть искренним, уважительным, общение с семьёй должно служить не во вред, а во благо ребёнку, изучение семей должно быть тактичным и объективным и предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью. (В.А.Сухомлинский)
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?
Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной.
Естественно, что родительские собрания проводят в школьной организации регулярно. Каждое собрание должно быть тематически построено.
Я решила составить таблицу с темами родительских собраний. Чтобы не повторяться, чтобы по возрасту, чтобы разнообразно знакомить взрослых со школьной и воспитательной жизнью ребёнка.
Родительские собрания в начальной школе
| класс - № | Дата |
Тема |
примечание |
1-1 |
|
Из дошкольного детства в школу |
|
|
Май-октябрь |
Мама и папа, будьте готовы! |
Инд. беседы |
|
|
Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту |
Инд. рекомендации |
1-2 |
|
Здравствуй, первый учебный год |
|
1-3 |
|
Организация учебного процесса |
|
1-4 |
|
Школа, в которой учат задавать вопросы. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения учащихся 1 класса |
|
1-5 |
|
Кризис 7 лет. Организация учебного процесса |
|
1-6 |
|
Подведём итоги первого учебного года |
|
2-1 |
|
Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня… |
|
2-2 |
|
Жизнь ребёнка и его успехи в школе. Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков? |
|
2-3 |
|
Причины и последствия детской агрессии. Не опоздайте с добротой |
|
2-4 |
|
Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка. Инструктажи по ОБЖ |
|
3-1 |
|
Семейные традиции и способность ребёнка трудиться. Беседы по ПДД Азбука пешехода |
|
3-2 |
|
Мой ребёнок становится трудным. Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте. |
|
3-3 |
|
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка |
|
3-4 |
|
Влияние родительских установок на развитие детей. Семейные проблемы. Поощрение и наказание. Инструктажи по ОБЖ |
|
4-1 |
|
Умеете ли Вы любить своего ребёнка? |
|
4-2 |
|
Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки, поучений, взаимных обид? |
|
4-3 |
|
Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? |
|
4-4 |
|
Стили семейного воспитания. Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания. Инструктажи по ОБЖ |
|
На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.
Придя работать в школу, на своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.
Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.
Думаю, можно выделить этому несколько причин:
- нехватка времени;
- «старое» отношение к учёбе;
- низкий уровень семейного воспитания;
- несоответствие требований родителей и возможностей детей.
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Хочется, чтобы дети и их родители сохранили в будущем приятные воспоминания о школе, о классе и об учителях, как о празднике жизни, на котором они стали чуть взрослее, умнее и мудрее.
Только бы впечатление о заботах по школе не превратились в незабываемый кошмар.
3. Система взаимодействия учителя и родителей
Направления, задачи, цель, формы
Постепенно в моей работе сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
Какие же направления и задачи я использую?
Направления работы с родителями:
- Проводить систематически родительские собрания.
- Приглашать на собрания преподавателей-предметников.
- По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы.
- Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.
- Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и по их просьбе.
- Систематически встречаться с родителями детей группы риска.
- Проводить консультации.
Задачи работы с родителями:
- Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
- Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей;
- Знакомство педагога с организацией и методами семейного воспитания;
- Отбор и обобщение лучшего опыта, использование его в работе;
- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
- Формирование у родителей потребности в самообразовании.
ЦЕЛЬ: Воспитывая культуру отношений между детьми, между учителем и родителями, учителю надо начинать с себя.
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому».
Нельзя разговаривать с «трудным» ребёнком и его родителями в иной манере, чем с детьми, к примеру, «благополучными». Это не говорит о том, что не нужно быть требовательным. Но требовать нужно так, чтобы родители в индивидуальной беседе о поведении или неуспехах своего ребёнка видели правоту учителя, а не предвзятость.
Задача учителя постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.
Какие же формы могут использоваться для работы с родителями?
Свою работу с родителями начинаю с индивидуального знакомства.
Для этого приглашаю их вместе с детьми на встречу, в процессе которой родители рассказывают мне о своей семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители.
Родительские собрания
- четкий регламент;
- отчет по учебной работе;
- отчет по внеклассной работе;
- фотоотчет по работе за год (сегодня это сделать проще – есть информация на различных сайтах, к которым присоединились родители (ВК,СФЕРУМ и др.)
Для того чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее оговариваю регламент – кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на это выделяется времени. Стараюсь укладывать общую часть собрания в 1 час, а уже потом решать все частные вопросы.
НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося. В начале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям презентацию общей успеваемости по каждому предмету.
Думаю, успех родительского собрания зависит не только от его содержания, но и от подготовительной работы к нему.
После отчета по учебной работе – отчет по работе воспитательной. Так же в виде презентации, на этот раз красочной – с фотографиями и отзывами детей. Примечательно, что, когда я впервые показала родителям такую презентацию-отчет, многие удивились: «Сколько всего интересного было!». Значит, родители не всегда в курсе школьных дел, этот пробел и позволяет подобный отчет устранить. Вновь после презентации – рабочие моменты, совместное планирование дальнейшей работы (или согласование).
Я считаю, что каждое собрание должно просвещать родителей, а не превращаться в чтение нотаций и критику ошибок и неудач детей.
Иногда взрослые, стремясь подготовить ребёнка к будущим испытаниям и обеспечить учебные успехи, начинают имитировать школьный режим, самостоятельно проходить программу 1 класса, ведут долгие беседы о предстоящих трудностях.
Они делают это из лучших побуждений … и достигают прямо противоположных результатов. Опираясь на свои (часто негативные) воспоминания о школе, не учитывают возрастных особенностей своего шестилетки, боятся выглядеть «плохими родителями».
Задача учителя – помочь родителям увидеть проблемы, опасения и трудности, испытываемые ребёнком, предостеречь родителей от ошибок, объяснить, как лучше сопровождать начинающего ученика в его нелёгком освоении школьного мира.
Анкетирование при первой встрече с родителями.
- Какого мнения Вы о школе и о педколлективе, в котором будет учиться Ваш ребёнок?
- Каким Вы видите классного руководителя своего ребёнка?
- Каким Вы представляете себе класс?
- Какие традиции и обычаи, по Вашему мнению, нужно развивать в детском коллективе?
- Какие проблемы в воспитании Вашего ребёнка вызывают у Вас серьёзную тревогу и опасения?
Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:
- Школа для меня – это
- Класс, в котором я учусь, - это
- Учителя для меня – это люди, которые
- Уроки для меня – это
- Предметы, которые мне нравятся, –
- Предметы, которые мне не нравятся, –
Изучая традиции и обычаи в семье, нравственные ценности, можно использовать вопросы проективной методики.
Вопросы родителям:
- Я радуюсь, когда мой ребёнок
- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок
- Я злюсь
- Я плачу
- Мне нравится
- Я не верю, когда мой ребёнок
- Если у моего ребёнка хорошие новости, то ...
- Если у моего ребёнка плохие новости, то ...
- Если у моего ребёнка что-то не получается, то ...
На основании данного исследования можно проводить индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать детям и родителям на одну и ту же тему.
- Выходной день в семье. (на листах нарисованы круги и подпись каждого члена семьи. В кругах необходимо написать занятие) Обращается внимание, на которое в повседневной жизни не всегда обращается внимание.
- Наша семья. - День рождения в семье.
Большое внимание нужно уделить изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребёнка. Можно предложить дать определение таким нравственным качествам, как долг, честь, ответственность, любовь. Достоинство, терпимость. Затем предложить расставить эти понятия по степени их значимости.
В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты. Очень интересными и информативными являются такие тесты, которые в своих ответах многовариативны.
Тест «Я родитель, я – приятель?»
1. Ваш ребёнок требует переключить телевизор с фильма, который Вы смотрите, на другую программу. Как Вы поступите?
А) выполняете просьбу и смотрите передачу вместе;
Б) просите подождать, т.к. фильм скоро закончится;
В) не обращаете внимание на просьбу ребёнка;
Г) злитесь на ребёнка за то, что он обратился с просьбой
2. Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе;
Б) людей, копирующих Вас в молодости;
В) маленьких взрослых;
Г) благодарных слушателей.
3. Немного о возрасте родителей:
А) знают ли дети Ваш возраст?;
Б) Вы подчёркиваете возрастную черту между родителями и детьми?;
В) Вы не обращаете внимание на разницу в возрасте между собой и детьми?;
Г) Постоянно требуете признания о детей понимания того, что Вы старше?
4. Если Вы спорите с ребёнком. То:
А) стараетесь ему не возражать;
Б) признаете его правоту;
В) спорите до полной победы;
Г) уходите от спора.
5. Ваш ребёнок празднует День рождения.
А) вы вместе с ним сидите за одним столом;
Б) оставляете ребят одних;
В) обслуживаете ребят за столом;
Г) уходите их дома;
Д) празднуете в другом заведении.
6. В общении с детьми. Вы:
А) откровенны,
Б) закрыты,
В) сдержанны.
7. В отношениях со своими детьми вы ведёте себя:
А) как приятель;
Б) как строгий судья.
Учащимся класса можно задать следующие вопросы:
- какие способы наказания используют твои родители в твоем воспитании?
- какие способы ты считаешь действенными?
- какие способы наказания ты не будешь использовать в своей будущей семье?
4. Напутствие для многих школьных дней
Не мешать, а помогать.
Какой же помощи ожидают дети от своих родителей?
Первое, что необходимо сделать взрослому, это попытаться показать ребёнку, какую пользу и личную выгоду он может извлечь из процесса обучения.
(Говоря о личной выгоде, не имеется в виду родительская плата или какое-либо вознаграждение).
Например, научившись писать, ребёнок сможет сам подписать открытку.
Научившись считать правильно, смоет сам сделать покупки.
Дети не могут пока представить себя в далёком будущем. Им нужны конкретные результаты, ощутить прямо сейчас.
Второе, что требуется от родителей – организовать рабочее место. За которым он будет регулярно выполнять подготовку к урокам. Важно, чтобы это было одно и тоже место. Это дисциплинирует ребёнка.
Третье. Установить определённый режим. Чаще напоминать о времени выполнения того или иного задания.
Четвёртое. Собственная помощь от родителей. Не жалеть времени на выполнение с ребёнком каких-либо заданий. Только тогда ребёнок научится самостоятельно заниматься и прикладывать волевые и умственные усилия для выполнения не только школьных, но и жизненных задач, которые ему в скором времени предстоит решать самому.
5. Очень маленькое заключение
Вижу, как каждое утро ребёнок и родитель идут вместе в школу. Приятно, когда взрослый не стесняется поцеловать ребёнка, посмотреть вслед. Когда ребёнок знает об этом, это придаёт ему уверенности.
Нет и не может быть универсальных рецептов, как правильно работать с родителями учеников. Но если родители и ребёнок живут в мире любви и согласия, взаимного доверия и понимания, то в каком бы мире ни оказался ребёнок, он не потеряется.
Ведь безусловная любовь родителей – это тот «багаж», который окажется гораздо важнее любого туго набитого бесполезными нравоучениями и калорийными бутербродами рюкзака. [1]
Р.S. Эту молитву Антуан де Сент-Экзюпери написал в один из самых тяжелых периодов своей жизни. [3]
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.
Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.
Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.
Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.
Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.
Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.
Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.
Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!
Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.
Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.
Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.
Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем “внизу”.
Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.
Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов.
Список используемых источников
- И.Павлов. Первый класс – это класс! Москва. Чистые пруды.
- Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. Москва. Вако.
- Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва. https://proza.ru/2014/12/12/731?ysclid=ls7ltezje2996778271