Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Левое полушарие отвечает за мыслительные операции: логику и анализ, математические и языковые способности, речь, способность к письму и чтению. Правое полушарие - за обработку информации, выражающуюся в символах и образах, за воображение, музыкальные, художественные и другие творческие способности, эмоции и интуицию. Ведущее полушарие — это врождённый признак. Люди могут родиться правшами (левополушарными), левшами (правополушарными) или амбидекстрами (равно полушарными).
Как и мышцы, мозг поддается тренировке. Именно в дошкольном возрасте возможно начать работу по сохранению баланса между обоими полушариями мозга, а также развитию связей между ними.
Название «кинезиология» происходит от «кинезис» (греч., «движение») и «логос» (греч., «наука»), т.е. это наука о мышечном движении.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) используется для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта, повышает стрессоустойчивость организма, улучшает зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, совершенствует регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Дошкольный период является самым благоприятным для развития интеллекта ребенка. Использование кинезиологических упражнений помогает ему добиться наилучших результатов: у детей пропадает страх выступления перед группой, появляется уверенность и готовность выполнять дополнительные задания, требующие классификацию, обобщение и систематизацию. Педагоги детских садов регулярно используют в своей работе эти упражнения. Наибольший результат ребенок получит при регулярном выполнении простых упражнений ежедневно с родителями.
В комплексы упражнений включаются:
- растяжки для нормализации гипертонуса (мышечное напряжение) и гипотонуса (мышечная вялость);
- дыхательные упражнения для улучшения ритмики организма, развития самоконтроля;
- глазодвигательные упражнения для расширения поля зрения и улучшения восприятия. Движения глаз в сочетании с движением языка (однонаправленные и разнонаправленные) развивают межполушарные взаимодействия.
- упражнения для релаксации способствуют расслаблению и снятию напряжения.
- упражнения для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга;
- массаж воздействует на биологически активные точки.
Для результативности упражнения необходимо выполнять ежедневно по утрам, в эмоционально положительной обстановке, от простого к сложному, с точным выполнением упражнений стоя или сидя за столом.
Простые упражнения, для выполнения дома
- «Рубим капусту». Расслабив кисти рук, постучите по столу сначала правой, а затем левой рукой, имитируя нарезку капусты;
- «Столбики». Дайте ребенку пластилин и попросите его раскатать каждым из пальцев левой и правой руки;
- «Домик». Соедините концы пальцев левой и правой руки, после чего сожмите их с небольшим усилием. Проработайте по отдельности каждую пару пальцев;
- «Маятник». Встаньте прямо расслабившись, посмотрите сначала в правый, а затем в левый угол комнаты. Проделайте данную процедуру несколько раз подряд;
- «Жонглер». Возьмите карандаш и начните его поочередно перемещать из левой в правую руки.
- «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
- «Погреем руки» (упражнение для релаксации). Взять палочку (каратдаш) в руки. Соеденить ладони и катать палку (карандаш). Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
- «Лучики солнца» (упражнение для релаксации). Представь, что ты лежишь на мягком, теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнца гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись.
- «Глаз – путешественник» (глазодвигательные упражнения). В разных углах и по стенам комнаты развешать рисунки игрушек, животных. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет.
- «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Очень полезны для детей упражнения на развитие мелкой моторики: игры в «Мозаику», перебор разных по структуре круп, пуговиц, камушков, семян и косточек.
Использование кинезиологических упражнений благоприятно влияет не только на общую физическую активность и здоровье ребенка, но и на развитие внимания, памяти и пространственную ориентацию. Используя их, дети учатся управлять своими эмоциями и развивают социальные навыки сотрудничества и коммуникации.