В раннем дошкольном возрасте индивидуальные особенности ребенка, такие как характер, усидчивость, работоспособность, эмоциональная возбудимость, личные побудительные мотивы практически не мешают его естественному развитию, так как не воспринимаются и не так подробно учитываются взрослыми людьми, как в более старшем возрасте.
Период жизни ребенка с 6 до 11 лет, как правило называют «вершиной детства».
В этот период ребенок начинает посещать образовательные учреждения, вся его жизнь становится более стандартизированной и появляется необходимость принимать на себя ответственность (например, за выученное правило по русскому языку или за стихотворение по литературе). Происходят значимые изменения в общении с другими людьми, а также деятельности в целом. Основной обязанностью становится – получение новых знаний, то есть учебная обязанность.
Так же параллельно с этим процессом у ребенка увеличивается подвижность нервных процессов, непоседливость, эмоциональная возбудимость. Часто происходит так, что ребенку младшей школьной группы в связи с данными переменами очень трудно справится со сложившейся ситуацией.
Проявляется это в основном в плохом самоконтроле, трудностью в восприятии норм и правил «взрослого мира», повышается чувствительность и формируется это все на фоне сверх возбудимости (на данный момент времени в обществе данную проблему принято называть «гиперактивностью»). И как следствие у ребенка образуется стрессовая ситуация, которая требует помощи со стороны преподавателя и родителей. То есть важной задачей родителей и преподавателя на данном, сложном периоде является поддержка учащегося и качественная и эффективная регуляция как социальной, так и учебной деятельности. Период поступления ребенка в образовательное учреждение называют «кризисом 7 лет». [1, С. 135 -145]
В самом начале обучения мышление ребенка начинает активно развиваться и важной чертой является высокий уровень познавательной активности и любознательности. Частыми вопросами, обращенными ко взрослым, являются:
- «зачем?»;
- «почему?»;
- «как?» и т.п.
В такие моменты внимание ребенка акцентируется полностью на интересующем его объекте. И держится оно ровно столько, сколько присутствует интерес. Внимание акцентируется не только на вопросах, часто ребенок занимается какой-то понравившейся ему деятельностью часами, не обращая внимание на время (например, рисование или изготовление открыток для мамы на уроках труда). И напротив, если деятельность не нравится, то учащийся быстро устает, ему трудно удерживать внимание на каком-то конкретном объекте, начинает чувствовать себя некомфортно, ему тяжелее себя сдерживать на одном и том же месте.
В младшем школьном возрасте происходит развитие всех психологических процессов, происходит регуляция их управления. То есть какие-то процессы начинают происходить неосознанно, а какими-то управляет ребенок. Но все же, стоит отметить, что непроизвольное внимание в данной возрастной группе преобладает. Учащимся еще трудно направлять и удерживать свое внимание на необходимом объекте. Ему трудно заниматься такой еще не привычной деятельностью, как обучение. Более привычна – игровая деятельность.
И что бы минимизировать утомляемость и усталость педагог должен грамотно переключать внимание. Быстрая утомляемость учащегося при «неинтересном» занятии – это основная причина необходимости присутствия игры в обучающем процессе [2, С. 61-77].
Игра часто является побуждением к изучению чего-то нового не только в учебном процессе, но и в процессе обучения. При достижении школьного возраста игра получает более развитую форму и смысловую нагрузку. Все вышеперечисленные особенности развития и функции игры в учебном процессе является широкой темой для изучения ученых. Проанализировав труды философов, педагогов, ученых, философов и социологов, а также практический опыт педагогов можно сделать вывод о том, что дидактические игры на уроках – это одно из эффективнейших средств формулировки учебного процесса и развития познавательной деятельности учеников.
Дидактическая игра отличается от обычной тем, что в ее процессе происходит получение знаний и формирование определенных навыков. Важным в этом моменте является завуалированность для детей обучающего процесса, главное – игра.
Дидактические игры имеют ряд характеристик:
- Наличие обучающего характера;
- Создаются взрослыми с целью воспитания, обучения детей;
- Активное участие и выигрыш в дидактической игре зависит от того, на сколько изучен и понят материал учеником;
- В случае неудовлетворительного результата игры побуждает ребенка к изучению и проработке материала, отраженного в ней (Это связанно с тем, что педагог обязательно должен подчеркнуть, что подобная игра по данной теме будет проведена повторно, чуть позже);
- Ограничение во времени;
- Предметность.
Структура дидактической игры состоит из:
- Дидактической задачи;
- Игровые действия.
Важными в структуре игры являются правила. Они делают игру одинаковой для всех, давая неуспевающему ребенку стимул к обучению на ровне с успевающими сверстниками.
Виды дидактических игр
1. Игры с предметами.
Данный вид более характерен для старшей группы детского сада.
Например, Игра на развитие ориентации в пространстве.
В классной комнате в хаотичном порядке расстанавливается ряд предметов. Ребенку оглашают правила: необходимо представить, что она автомобиль. После чего ему завязывают глаза и с помощью преподавателя он должен «объехать» препятствия по проложенному ранее маршруту избегая препятствия.
2. Настольно-печатные игры.
Например, тренировка детей в определении первого и последнего звука в словах (по Г. Доману).
На столах у детей лежат карточки Г.Домана с изображением разных предметов. У учителя – карточка с изображением стола.
Учитель поясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «стол». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «стол» Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, сразу найдете два предмета, то приложит картинку тот, кто назовет ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».
Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний звуки в каждом слове [3].
3. Словесные игры.
Например, игра для развития речи и памяти «Добавь следующее».
Учащийся называет предмет и передает «эстафетную палочку» соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое из той же группы и т. д.
Например:
- Слон.
- Слон, тигр.
- Слон, тигр, лев и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только несколько, но со временем количество слов растет, и как следствие улучшается слуховая память.
Главные функции дидактических игр:
- Максимально повышать интерес учащихся младших классов к образовательной деятельности;
- Развить положительную мотивацию к обучению;
- Увеличить работоспособность, уменьшая утомляемость;
- Делать каждый урок насыщенным, интересным и запоминающимся.
Литература
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 199 с.
- Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И.В.Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 457 с.
- Обучающая литература по методике Г.Домана [Электронный ресурс] https://www.kraskizhizni.com/edu/develop/284