Урок по математике для 1-го класса по теме "Точки и линии"

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Прозвенел для всех звонок.
Начинаем наш урок!
Повернитесь к гостям, поздоровайтесь и повернитесь обратно!

Наши ушки на макушке.(хором)
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

Начинаем мы опять решать отгадывать считать
Математика нас ждет.
Начинаем устный счет. (хором)

Презентация

Перед вами цифры, достаньте их из конверта, разложите их в верхней части стола, поднимайте правильный ответ молча, кладите цифру в нижний ряд.

  1. Я задумала число, вычла из него 2 и получила 1. Какое число я задумала? (3) (л)
  2. Уменьшите 8 на 2? (6) (ч)
  3. Назовите предыдущее число, числу 5? (4) (т)

Назовите число, которое получилось? 251

- Образуйте другие трехзначные числа, путем перестановки цифр.

215, 521, 512, 125, 152

Продолжим выкладывать числа!

  1. Из целого 10, вычитаем часть 1. Чему равна вторая часть? У вас получилось? (9) (И)
  2. Увеличьте 3 на 2? 5) (и)
  3. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 4. Чему равна сумма? (7) (К)
  4. Назовите последующее число, числа7? (8) ( О)
  5. Найдите сумму чисел 4 и 1? (5 (Н)
  6. Найдите разность 9 и 1? (8) (и)
  7. Покажите какое число мы не использовали сегодня? (10) Почему его можно назвать лишним? (двузначное). Положите его в ряд. (и)

Разложите карточки в 2 ряда: в первом ряду нечетные числа в порядке возрастания, во втором ряду - четные тоже в порядке возрастания, и вы узнаете, в какая тема урока ждет нас сегодня.

- Назовите числа первого ряда, (13579)

- Назовите числа 2 ряда (2468 10)

- Прочитайте тему урока.

Точки и линии

Сложите карточки для устного счета в конверт!!!

- Вместе с нами путешествует Карандаш. Он знает много нового, и вместе с ним мы отправляемся в увлекательное путешествие в страну Геометрию (слайд с карандашом)

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Какие герои населяют «Геометрию»? Геометрические фигуры

Перед вами жители этой страны! Дайте названия геометрических фигур.

- На какие две группы я разделила фигуры? Плоские и Объёмные.

Карандаш коснулся бумаги, и изобразил еще одного жителя этой страны.

- Что он нарисовал на листе? Точку.

Древнегреческий математик и создатель геометрии Евклид еще в 3 веке до н.э. дал четкое определение точки: «Точка – это то, что не имеет частей»

НЕ ИМЕЕТ ЧАСТЕЙ

Как вы это понимаете? (точка настолько мала, что ее нельзя разделить на более мелкие части)

Точка – это основная и самая простая геометрическая фигура, которая не имеет ни высоты, ни ширины

Повторить одному ребенку, Хором прочитать определение

Определение

Мы дали определение точки!

- У точек есть имена.

Почему они написаны с большой буквы? Нашу точку зовут точка А. В имени точки всегда только одна заглавная буква. Точку можно назвать любой буквой алфавита.

- Посмотрите в первом прямоугольнике, на листе №1 обозначены точки:

- Назовите их: АЕБДВМ

- Какая из точек самая верхняя? (Е)

- А самая нижняя? (Д)

- Какая из точек правее всех? (М) Левее? (А)

- Какие точки носят имена гласных букв? (А Е) Согласных? (Б К Д В М)

Объедините точки гласных в одну группу, а точки согласных – в другую.

- Как узнать каких точек больше и на сколько (надо соединить парами)

- Каких точек больше? (с именами согласных букв)

- На сколько? (на две)

Сделайте вывод. Точек с именами гласных букв на 2 меньше, чем с именами согласных.

- Мы начнем наблюдение за тем, как ведут себя точки и другие геометрические фигуры

Наблюдение

- Послушайте сказку Карандаша. О каких еще геометрических фигурах пойдет речь?

Жила-была красная Точка в стране Геометрии. Скучно было точке одной, и решила она отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей. Только вышла за калитку, а навстречу ей тоже точка идет. Точка и говорит, вставай со мной рядом, будем вместе путешествовать, друзей искать. Через некоторое время встречают они еще одну точку, и идут дальше уже втроем. Идут по дороге друзья-точки, и с каждым часом их становится все больше и больше. Одни точки шли другом в по ровной дороге, плечом к плечу, другие по кривой тропинке.

И, наконец, их стало так много, превратились они в геометрические фигуры. Те что выстроились они в один ряд, плечом к плечу, и превратились в … линия, те которые шли по тропинке ….линию!

О какой же геометрической фигуре вы услышали?

- Когда точки идут прямо, то какая линия получается?… прямая, (хором)

- А когда неровно, криво, то какая получается линия?… кривая. (хором)

Кривые линии

 

Прямые линии

- Из чего же состоит линия? (из мн-ва точек)

Множество точек

Задание из учебника

Обведите синим карандашом прямые линии, а зеленым- кривые. Проведите еще одну прямую и одну кривую линию. Попробуйте продлить прямую. А кривую? Есть ли конец у прямой! А у кривой линии?

Линии можно продлить! В какую сторону? (В любую.)

Линия – это основная и самая простая геометрическая фигура, которая не имеет ни начала, ни конца (повторить хором)

- Без конца и края – линия прямая
Хоть сто лет по ней иди не найдешь конца пути.

Фикультминутка для глаз (Линии и точки)

Практическая работа: Ребята, мы переходим к наблюдения над точками и линиями.

Исследование

Возьмите линейку и карандаш, Построение на доске и листочках.

Давайте посмотрим, как ведут себя вместе точки и линии. Карандаш предлагает выполнить задание на листочках. ПОЛОЖИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ ЛИСТ в третьем прямоугольнике поставлена точка А, проведите по линейке линию так, чтобы она прошла через эту точку.

- Какую линию вы получили? (прямую)

- Можно ли начертить еще линию, чтобы она снова прошла через эту точку? (Да)

- Проделайте эту работу еще несколько раз.

- Итак, сколько прямых можно провести через одну точку?

Вывод через точку можно провести бесконечное множество линий. Точка А называется точкой пересечения прямых.

– Во 4 прямоугольнике поставьте точку и от руки через эту точку проведите кривые линии. Повторите задание. Проведите еще одну линию.

- Сколько линий можно провести?

- К какому выводу вы пришли через своё исследование? (Вывод: через одну точку можно провести бесконечное множество кривых линий). Отмечаем точку пересечения.

– Поставьте в 5 прямоугольнике поставлены 2 точки и проведите с помощью линейки линию так, чтобы она прошла через эти точки. Какая линия получилась? (прямая)

- Возьмите карадаш другого цвета. Попробуйте начертить еще одну линию так, чтобы прямая проходила через эти точки. (ничего не получается)

- К какому выводу вы пришли? (через 2 точки можно провести только одну прямую)

– В 6-м прямоугольнике поставлены 2 точки и от руки проведите через них кривую.

– А у кого по-другому?

Проведите через эти точки еще несколько кривых.

- Сколько же можно провести кривых через 2 точки? (сколько угодно, множество)

- Давайте подведем итог нашего исследования:

- Сколько линий прямых и кривых можно провести через одну точку?

1. Через 1 точку можно провести бесконечное множество прямых и кривых линий.

- А сколько прямых линий можно провести через две точки? А сколько кривых через 2 т?

2. Через 2 точки можно провести только 1 прямую линию и множество кривых.

1-2-3 три стороны повороты в стороны, 1-2-3 три угла –руки на пояс, 123 три вершины руки вверх потянулись, 123 треугольники пришли -шагаем

- Наш Карандаш предлагает вместе с ним ненадолго отправиться в на экскурсию по Цветочному городу.

- Из какого произведения Цветочный город - Незнайка (На экране схема (круговая линия-круг –замкнутая, радиальные линии - … незамкнутые)

Итак, на схеме метро какие нам встретятся геометрические фигуры...линии, точки

- Что на схеме изображают точки?( станции метро), -Сколько станций на кольцевой линии? (10) Назовите их!

- Что изображают линии?(ветви метро)

- Сколько линий в метро Цветочного города? 5 линий

- Как называется станция где пересекаются 3 линии. (Площадь Роз)

- Чем похожи эти линии? (они кривые)

- А чем отличаются эти линии? (замкнутая / незамкнутая)

На какие группы мы разбили множество линий

З и Н

Составьте числовые равенства по рисунку:

З+Н=Л

1+4=5 Что показывает равенство (целое равно сумме частей)

Н+З=Л

4+1=5 Второе? (от перестановки слагаемых-сумма не изменится)

Л-З=Н

5-1=4 Какое действие? Что показывает 4 и 3 равества (вычитая из целого часть-мы получаем вторую часть) Как найти часть? Как найти целое?

Л-Н=З

5-4=1

Итак, понаблюдаем за замкнутыми и незамкнутыми линиями!

- Обратите внимание на доску (на экране движение точки по кругу – ДЕТИ ПОВТОРЯЮТ ДВИЖЕНИЕ ТОЧКИ ПО кругу КАРАНДАШОМ В ВОЗДУХЕ)

- Если начать двигаться от какой-то точки по замкнутой линии, то обязательно вернешься в эту точку.

Эта линия – замкнутая.

Линии, которые имеют два конца - незамкнутые. Если мы выйдем из одного конца - попадем в другой.

- Где в природе можно встретить линии и точки? (Капли, звезды, тропинка)

- Какую линию показывает дорога? (кривая)

- А какая след от самолета?

Земля вращается вокруг Солнца по замкнутой линии – орбите. Она обходит свою орбиту за 1 год.

Выполнение заданий в учебнике.

Выводы делаем по опорным словам на доске.