Прозвенел для всех звонок.
Начинаем наш урок!
Повернитесь к гостям, поздоровайтесь и повернитесь обратно!Наши ушки на макушке.(хором)
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.Начинаем мы опять решать отгадывать считать
Математика нас ждет.
Начинаем устный счет. (хором)
Перед вами цифры, достаньте их из конверта, разложите их в верхней части стола, поднимайте правильный ответ молча, кладите цифру в нижний ряд.
- Я задумала число, вычла из него 2 и получила 1. Какое число я задумала? (3) (л)
- Уменьшите 8 на 2? (6) (ч)
- Назовите предыдущее число, числу 5? (4) (т)
Назовите число, которое получилось? 251
- Образуйте другие трехзначные числа, путем перестановки цифр.
215, 521, 512, 125, 152
Продолжим выкладывать числа!
- Из целого 10, вычитаем часть 1. Чему равна вторая часть? У вас получилось? (9) (И)
- Увеличьте 3 на 2? 5) (и)
- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 4. Чему равна сумма? (7) (К)
- Назовите последующее число, числа7? (8) ( О)
- Найдите сумму чисел 4 и 1? (5 (Н)
- Найдите разность 9 и 1? (8) (и)
- Покажите какое число мы не использовали сегодня? (10) Почему его можно назвать лишним? (двузначное). Положите его в ряд. (и)
Разложите карточки в 2 ряда: в первом ряду нечетные числа в порядке возрастания, во втором ряду - четные тоже в порядке возрастания, и вы узнаете, в какая тема урока ждет нас сегодня.
- Назовите числа первого ряда, (13579)
- Назовите числа 2 ряда (2468 10)
- Прочитайте тему урока.
| Точки и линии |
Сложите карточки для устного счета в конверт!!!
- Вместе с нами путешествует Карандаш. Он знает много нового, и вместе с ним мы отправляемся в увлекательное путешествие в страну Геометрию (слайд с карандашом)
| ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ |
Какие герои населяют «Геометрию»? Геометрические фигуры
Перед вами жители этой страны! Дайте названия геометрических фигур.
- На какие две группы я разделила фигуры? Плоские и Объёмные.
Карандаш коснулся бумаги, и изобразил еще одного жителя этой страны.
- Что он нарисовал на листе? Точку.
Древнегреческий математик и создатель геометрии Евклид еще в 3 веке до н.э. дал четкое определение точки: «Точка – это то, что не имеет частей»
| НЕ ИМЕЕТ ЧАСТЕЙ |
Как вы это понимаете? (точка настолько мала, что ее нельзя разделить на более мелкие части)
Точка – это основная и самая простая геометрическая фигура, которая не имеет ни высоты, ни шириныПовторить одному ребенку, Хором прочитать определение
| Определение |
Мы дали определение точки!
- У точек есть имена.
Почему они написаны с большой буквы? Нашу точку зовут точка А. В имени точки всегда только одна заглавная буква. Точку можно назвать любой буквой алфавита.
- Посмотрите в первом прямоугольнике, на листе №1 обозначены точки:
- Назовите их: АЕБДВМ
- Какая из точек самая верхняя? (Е)
- А самая нижняя? (Д)
- Какая из точек правее всех? (М) Левее? (А)
- Какие точки носят имена гласных букв? (А Е) Согласных? (Б К Д В М)
Объедините точки гласных в одну группу, а точки согласных – в другую.
- Как узнать каких точек больше и на сколько (надо соединить парами)
- Каких точек больше? (с именами согласных букв)
- На сколько? (на две)
Сделайте вывод. Точек с именами гласных букв на 2 меньше, чем с именами согласных.
- Мы начнем наблюдение за тем, как ведут себя точки и другие геометрические фигуры
| Наблюдение |
- Послушайте сказку Карандаша. О каких еще геометрических фигурах пойдет речь?
Жила-была красная Точка в стране Геометрии. Скучно было точке одной, и решила она отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей. Только вышла за калитку, а навстречу ей тоже точка идет. Точка и говорит, вставай со мной рядом, будем вместе путешествовать, друзей искать. Через некоторое время встречают они еще одну точку, и идут дальше уже втроем. Идут по дороге друзья-точки, и с каждым часом их становится все больше и больше. Одни точки шли другом в по ровной дороге, плечом к плечу, другие по кривой тропинке.
И, наконец, их стало так много, превратились они в геометрические фигуры. Те что выстроились они в один ряд, плечом к плечу, и превратились в … линия, те которые шли по тропинке ….линию!
О какой же геометрической фигуре вы услышали?
- Когда точки идут прямо, то какая линия получается?… прямая, (хором)
- А когда неровно, криво, то какая получается линия?… кривая. (хором)
| Кривые линии |
| Прямые линии |
- Из чего же состоит линия? (из мн-ва точек)
| Множество точек |
Задание из учебника
Обведите синим карандашом прямые линии, а зеленым- кривые. Проведите еще одну прямую и одну кривую линию. Попробуйте продлить прямую. А кривую? Есть ли конец у прямой! А у кривой линии?
Линии можно продлить! В какую сторону? (В любую.)
Линия – это основная и самая простая геометрическая фигура, которая не имеет ни начала, ни конца (повторить хором)
- Без конца и края – линия прямая
Хоть сто лет по ней иди не найдешь конца пути.
Фикультминутка для глаз (Линии и точки)
Практическая работа: Ребята, мы переходим к наблюдения над точками и линиями.
| Исследование |
Возьмите линейку и карандаш, Построение на доске и листочках.
Давайте посмотрим, как ведут себя вместе точки и линии. Карандаш предлагает выполнить задание на листочках. ПОЛОЖИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ ЛИСТ в третьем прямоугольнике поставлена точка А, проведите по линейке линию так, чтобы она прошла через эту точку.
- Какую линию вы получили? (прямую)
- Можно ли начертить еще линию, чтобы она снова прошла через эту точку? (Да)
- Проделайте эту работу еще несколько раз.
- Итак, сколько прямых можно провести через одну точку?
Вывод через точку можно провести бесконечное множество линий. Точка А называется точкой пересечения прямых.
– Во 4 прямоугольнике поставьте точку и от руки через эту точку проведите кривые линии. Повторите задание. Проведите еще одну линию.
- Сколько линий можно провести?
- К какому выводу вы пришли через своё исследование? (Вывод: через одну точку можно провести бесконечное множество кривых линий). Отмечаем точку пересечения.
– Поставьте в 5 прямоугольнике поставлены 2 точки и проведите с помощью линейки линию так, чтобы она прошла через эти точки. Какая линия получилась? (прямая)
- Возьмите карадаш другого цвета. Попробуйте начертить еще одну линию так, чтобы прямая проходила через эти точки. (ничего не получается)
- К какому выводу вы пришли? (через 2 точки можно провести только одну прямую)
– В 6-м прямоугольнике поставлены 2 точки и от руки проведите через них кривую.
– А у кого по-другому?
Проведите через эти точки еще несколько кривых.
- Сколько же можно провести кривых через 2 точки? (сколько угодно, множество)
- Давайте подведем итог нашего исследования:
- Сколько линий прямых и кривых можно провести через одну точку?
1. Через 1 точку можно провести бесконечное множество прямых и кривых линий.
- А сколько прямых линий можно провести через две точки? А сколько кривых через 2 т?
2. Через 2 точки можно провести только 1 прямую линию и множество кривых.
1-2-3 три стороны повороты в стороны, 1-2-3 три угла –руки на пояс, 123 три вершины руки вверх потянулись, 123 треугольники пришли -шагаем
- Наш Карандаш предлагает вместе с ним ненадолго отправиться в на экскурсию по Цветочному городу.
- Из какого произведения Цветочный город - Незнайка (На экране схема (круговая линия-круг –замкнутая, радиальные линии - … незамкнутые)
Итак, на схеме метро какие нам встретятся геометрические фигуры...линии, точки
- Что на схеме изображают точки?( станции метро), -Сколько станций на кольцевой линии? (10) Назовите их!
- Что изображают линии?(ветви метро)
- Сколько линий в метро Цветочного города? 5 линий
- Как называется станция где пересекаются 3 линии. (Площадь Роз)
- Чем похожи эти линии? (они кривые)
- А чем отличаются эти линии? (замкнутая / незамкнутая)
На какие группы мы разбили множество линий
З и Н
Составьте числовые равенства по рисунку:
З+Н=Л
1+4=5 Что показывает равенство (целое равно сумме частей)
Н+З=Л
4+1=5 Второе? (от перестановки слагаемых-сумма не изменится)
Л-З=Н
5-1=4 Какое действие? Что показывает 4 и 3 равества (вычитая из целого часть-мы получаем вторую часть) Как найти часть? Как найти целое?
Л-Н=З
5-4=1
Итак, понаблюдаем за замкнутыми и незамкнутыми линиями!
- Обратите внимание на доску (на экране движение точки по кругу – ДЕТИ ПОВТОРЯЮТ ДВИЖЕНИЕ ТОЧКИ ПО кругу КАРАНДАШОМ В ВОЗДУХЕ)
- Если начать двигаться от какой-то точки по замкнутой линии, то обязательно вернешься в эту точку.
Эта линия – замкнутая.
Линии, которые имеют два конца - незамкнутые. Если мы выйдем из одного конца - попадем в другой.
- Где в природе можно встретить линии и точки? (Капли, звезды, тропинка)
- Какую линию показывает дорога? (кривая)
- А какая след от самолета?
Земля вращается вокруг Солнца по замкнутой линии – орбите. Она обходит свою орбиту за 1 год.
Выполнение заданий в учебнике.
Выводы делаем по опорным словам на доске.