Текст как коммуникативная единица. Функции текста

Разделы: Иностранные языки, Мастер-класс

Класс: 8


Основным показателем осуществления речевой деятельности является создание или понимание текста. К сожалению, в лингвистике пока нет ещё однозначного определения этой единицы. Однако можно назвать ряд признаков, которые позволяют охарактеризовать её достаточно полно. С этой точки зрения можно назвать следующие признаки.

Прежде всего текст – это коммуникативная единица. Как таковую её характеризует наличие коммуникативного задания (сверхзадачи, если речь идёт об опосредованном воздействии на адресата, как например, в случае художественного произведения). Другими словами, являясь результатом целенаправленной деятельности, текст всегда отражает определенную прагматическую установку его создателя.

Как единице тексту свойственная целостность, смысловая законченность с точки зрения его автора по отношению к имевшемуся у него коммуникативному намерению. Этот признак текста проявляется в структурно-смысловой организации произведения. Наконец, третья характеристика текста – это его социальная обусловленность/детерминированность.

Текст является центральным звеном любого цикла занятий на любом этапе обучения. Учебные тексты, независимо от того, составлены они авторами учебников, адаптированы или заимствованы из оригинальных источников без какой-нибудь обработки должны сохранять все релевантные черты. Другими словами, на любой ступеньке обучения, текст должен быть аналогом реального конкретного типа/жанра текста. Содержание и языковое оформление текста часто оказываются подчиненными языковому материалу: он составляется/адаптируется автором так, чтобы ознакомить учащихся с новыми языковыми единицами (показать их значение, сочетаемость и так далее).

Рассматриваемый вопрос тесно связан с определением функций текста в учебном процессе, определением его статуса. Если обобщить функции, предписываемые тексту в настоящее время, то в подавляющем большинстве случаев они сводятся к следующим:

  1. Функция расширения, пополнения языковых знаний учащихся, преимущественно нелексических. Практическую реализацию эта функция находит в широко распространенных заданиях, которые направлены на то, чтобы обратить внимание учащихся на языковые элементы текста (выписать новые слова, найти слова по определенному признаку, привести ситуацию, в которой употреблено слово…).
  2. Функция тренировки, цель которой овладение учащимися языковым материалом. Реализация этой функции находит свое выражение в различных заданиях, ориентированных на воспроизведение текста или его частей, например, ответить на вопросы преподавателя, причем эти вопросы строятся так, чтобы учащийся употребил определенные языковые единицы; выучить текст наизусть, особенно если он диалогический; пересказать текст, близко к тексту, употребив какие-то единицы и так далее.
  3. Функция развития устной речи – говорение. С этой целью используются различные формы воспроизведения содержания прочитанного текста (пересказ своими словами, драматизация отдельных эпизодов, продумывание дополняющих деталей, продолжение рассказа…).
  4. Функция развития смыслового восприятия текста – понимание прочитанного текста. Реализации этой функции служат различные задания, направленные на проверку понимания текста или на выделение в нем различных смысловых и формальных элементов, облегчающих процессы понимания, помогающих преодолевать возникающие при этом затруднения.

Третью и четвертую функции следует рассматривать в качестве основных, первая и вторая функции носят вспомогательный характер.