Проблемы современного родительства

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с


Актуальность проблемы

Мироздание и информационное пространство в нем поменялось донельзя. Современные дети порядком отличаются от дошкольников ушедшего в прошлое столетия.

В современную эпоху прогрессивной целью воспитания считается формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающую действительность. Проблема современного родительства стоит одной из первых сегодня.

За 16 лет работы в образовательном учреждении, у меня выработалось четкое правило, которого я всегда придерживаюсь – партнерство с родителями строится на доверии и взаимопомощи друг другу. Доверие ‒ фундаментальный элемент всех отношений. Я считаю, что родителю и воспитателю необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть   друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. У педагогов и родителей есть общая цель: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнерадостными, общительными, чтобы они выросли всесторонне развитыми личностями.

Многие родители пытаются прививать своим детям полезные привычки, которые положительно проявятся в будущем. Так, чтение, рисование, изучение иностранных языков и физическое развитие являются залогом успеха для самореализации ребёнка.

Мне очень приятно слышать от мам, которые забирая вечером детей из детского сада, говорят: «Я соскучилась. Как прошёл твой день? Как твое настроение»? При этом ведется активная беседа с ребенком, родитель с интересом слушает, смотрит ребёнку в глаза. Такие родители не делают выговоров – наставлений, не критикуют криво нарисованный цветочек. Все проблемы решают в беседах с использованием примеров из своей жизни, из сказок, наводящими вопросами: «Как ты думаешь? А как бы ты поступил?» Создают условия для понимания разницы что есть хорошо, а что плохо.

Замечательно, что есть мамы, которые не гонят детей во двор погулять, а предлагают приготовить вместе ужин, сделать поделку в сад своими руками, стремятся узнать, с кем играл её малыш, что нарисовал. Такие доверительные отношения ‒ это счастливое будущее для родителей и их детей. Очень здорово, когда дети приходят в понедельник утром, и с восторгом рассказывают, как они с родителями были в музее, зоопарке, цирке, посетили тематические выставки. А ведь, сегодня огромный выбор организации полезного совместного досуга?! Нужно понимать и то, что не у всех есть такая возможность…

Постановка проблемы

Наши родители хоть и продвинуты, начитаны и подкованы в вопросах современной педагогики, часто забывают о самом главном. Да, ребенок – это Tabula rasa, глина, характер которого, формируют не только родители в процессе воспитания, но и все окружение на протяжении всего взросления и становления личности. Но мы часто забываем, что индивидуальное мышление как высшая психическая функция формируется в процессе социализации, а не в лабораторно-тепличных условиях. И даже при хорошем течении социализации, как процесса, возникает ряд типичных, на мой взгляд проблем.

Во-первых, в современных семьях стерты границы (родители могут работать дома, на так называемой «удаленке» или контролировать ребенка через приложение, к примеру, «Где мои дети?»). В результате мы получаем либо гиперопеку, либо тотальный контроль. К слову, огромный выбор образовательных учреждений взращивает новое поколение детей, некоторые их называют «коттеджные дети», а кто-то язвит – «одичалые».  А ведь, саморегуляция – это один из важнейших аспектов социализации личности.

Во-вторых, в последнее время я наблюдаю некое исключение игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте. Начиная с детского сада, родители максимально нагружают детей разными развивающими занятиями, считая, что до школы он должен научиться читать и писать, знать иностранный язык, научиться ментальной арифметике. Развитие, как процесс, должен проходить плавно и последовательно. А что касается знаний, то знания должны быть систематичными.

В-третьих, социальные сети могут оказывать негативное влияние на детей посредством неограниченного доступа детей к сети интернет с помощью умных колонок с голосовым помощником Алиса. Не только игра, но и общение приобретает виртуальный характер и как результат, дети отказываются от полноценной и здоровой коммуникации.

Но и последнее, и самое главное, современные родители теряются среди того «ассортимента» методик воспитания, который сейчас существует – это вводит их в заблуждение, а иногда и лишает адекватного восприятия действительности. Часто в разговоре современных родителей можно слышать сложные психологические термины: separatio, sensus, cognitio disonantio, mental, neuropsychology, bullying, toxicus, в этом возрасте ребенок должен уметь вот это ну и так далее. А ведь хочется слышать о любви, заботе, взаимопонимании и уважении.

Сейчас не утихают споры о том, можно ли вернуться к так называемой советской системе образования. Многие считают ее эффективной, так как она прошла испытание временем и давала отличные результаты; ее, по праву, считали лучшей в мире. Но время вносит свои коррективы, к тому же, все родители разные. И когда мы сопоставляем наших бабушек и современных родителей, и делаем при этом громкие заявления, это не совсем объективная позиция. Советский родитель занимался воспитанием ребенка, находясь за железным занавесом. Напротив, современные продвинутые родители изучают новые тренды, собирают их и выбирают, чему следовать. Просторы интернета перенасыщены советами и рекомендациями по воспитанию, нынче каждый интернет пользователь имеет доступ не только ко возможным секретам педагогического мастерства, а различным техникам психологии воздействия и манипуляции. На мой взгляд, задачей родителя, является выбор собственной позиции и четкое, не уклонное ей следование. Время предлагает нам огромное количество альтернатив, во всем: начиная от продуктов детского питания до образовательных учреждений разного типа. Вот почему сегодня взаимодействие педагога с родителями – это упорный и тяжелый труд с опытом последних.

Я считаю, что ребенок – это зеркало. А то, что или кого они будут отражать, зависит от среды воспитания. Современные родители понимают, что мир многообразен, вокруг много мнений, концепций, подходов к воспитанию детей. Они сомневаются и критически оценивают то, что происходит, «прокачивают» свои родительские компетенции, совершенствуются как родители. Философия очевидности таких родителей заключается в том, что бессмысленно пытаться воспитывать ребенка, если ты сам не придерживаешься стиля жизни, к которому хочешь своего ребенка приобщить. «Воспитывай себя, а не ребенка», ‒ этот принцип проговаривается как характеристика по-настоящему прогрессивных родителей.

К сожалению, в современном обществе считается нормой показать матери, что она плохая мать. Все знают и понимают какой это плохой, но не все могут стать примером для подражания. И в противовес, мы получаем обилие сайтов по примеру «Я ж мать», где мамочки на всеобщее обозрение выставляют свои достижения в области развития и воспитания своих детей.

Для продвинутых родителей показателем соответствующего уровня является позитив и хорошие эмоции, которые дарят общение с ребенком. Они понимают, что они хорошо справляются со своими функциями родителя, если ребенок отвечает позитивными эмоциями. Непохвально для них, когда происходит нарушение баланса «интересы мамы – интересы ребенка». Нежелательно также выстраивать коммуникацию с ребенком таким образом, чтобы невзначай нанести ему психологическую травму. Личность ребенка очень ценна для таких родителей, они стремятся сохранять баланс, не подавлять ребенка, не повышать на него голос, не нарушать его границ, максимально способствовать его проявлению в этом мире.

Современные родители стремятся к осознанному родительству, и всецело применяют его в жизни. Они читают книги известных психологов, начиная от отечественных и заканчивая зарубежными специалистами. К тому же, существует масса сайтов и форумов по ответственному родительству. Да, это некий фетиш или тренд, но он достоин комплиментарности.

Бытует мнение, насколько одаренный родитель, ровно также одарен и ребенок. Чему нужно, на наш взгляд, в обязательном порядке научить ребенка? Заботиться о здоровье, трудиться с радостью, нести духовность, расти профессионально, созидать будущее. Если у ребенка есть все аспекты здоровья, трудолюбия, духовности, собственного понимания своего пути и креативности, можно верить, что у ребенка все хорошо сложится. Чтобы это было дано ребенку в первые пять-шесть лет, родители должны иметь этот уровень в достаточной степени у самих себя. Креативность ребенка напрямую зависит от креативности взрослого, который находится рядом с ним.

Как же быть? Неужели современное образовательное пространство не дает нам возможности для решения накопившихся проблем?

За годы практики в сфере образования, мною выработан четкий алгоритм работы с семьями, и не важно полная или нет, продвинутая или живет старыми взглядами на воспитание. Я называю эту методику «Дом».

Итак, сначала необходимо заложить фундамент – найти точки соприкосновения при первой встрече. Очень важно на начальном этапе проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

Далее начинаем возводить стены, обсуждаем, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, его индивидуальные особенности, предпочтения, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

Следующий этап именуется «Окна и двери». На этом этапе мы устанавливаем общие требования к воспитанию ребенка. Очень важно в этот момент побудить родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно и очень далеко от педагогической истины. Необходимо не опровергать, а предлагать свои варианты способов воздействия, призывать объединить усилия для выработки единого вектора педагогического воздействия.

В каждом полноценном доме должна быть крыша, а это укрепление сотрудничества для достижения общих целей. Давая согласие на совместное сотрудничество, каждая сторона уточняет воспитательные возможности друг друга, ставит единые цели и задачи. Иногда бывают споры и разногласия, которые необходимо сразу же разрешать, так как они могут негативно сказаться в будущем.

Но ведь дома не похожи друг на друга, поэтому нужно заняться малярными работами, а это реализация индивидуального подхода. Основной задачей педагога на этом этапе не демонстрация своей значимости, а доверительно-убедительное информирование о своих сомнениях, затруднениях. Надобно спрашивать совета у родителей и прислушивается к их пожеланиям. На этой стадии вырабатывается некий спектр согласованных способов влияния, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка, если есть такая необходимость.

Мы не сможем в дом войти и выйти из него если там нет крыльца. В нашем случае, это совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Важно отметить, что инициатором контакта является педагог.

Когда мы говорим о формах и методах работы с родительской общественностью, то для меня никаких ноу-хау не существует. Я делаю то, что делают другие: родительские встречи, совместные утренники, благотворительные акции, собрания, ведение страничек в социальных сетях и много другой казенщины. Но, для меня очень важно то, какие эмоции вызывает вся эта деятельность у родителей. Я стараюсь активизировать ту плеяду родительских чувств, которая позволит почувствовать атмосферу мероприятия. Если это утренник, то это не столько выразительные стихи, а трогательные и чувственные слова, которые «берут за душу». Если это фото- или видеоотчет, то это милые детские улыбки, восторг, увидев которые каждый родитель будь то мама или папа, понял сколько позитива их ребенка были подарены кому-то другому. А ведь они могли сами испытать весь этот набор эмоций!?

Напомним, что введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает разработку и внедрение новых образовательных моделей, в основу которых должны входить современные образовательные технологии, соответствующие принципу развивающего образования. ФГОС ДО кардинально изменил модель организации образовательного процесса. Так, на смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. На мой взгляд, решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей. К тому же, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в образовательную программу ДОУ включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий.

Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (активный и пассивный), эмоциональное благополучие, а также это способствует формированию умения занимать себя.

Очень часто я в своей работе использую комплексные занятия. Приведу пример одного из таких занятий, которое я провела со своей группой на тему «Мамин праздник».

 Так как современные родители очень прогрессивны, и очень часто папы более активны в воспитательных процессах своих детей, поэтому данное занятие направлено на формирование детей положительного отношения к родителям, не только к мамам, но и к папам. И приглашены были на это занятие и мамы и папы. Реализовать перечень поставленных задач нам удалось в первой половине дня, но можно и, увеличить время, например, провести на протяжении всего дня пребывания детей в саду. Все это время родитель(и) находятся со своими детьми.

Наше занятие началось с теплого приветствия и обсуждения, что такое праздник и почему он важен. Дети делились впечатлениями о своих мамах, рассказывали о том, что они любят делать вместе. Это создало атмосферу доверия и радости. В ходе работы были реализованы различные виды деятельности, которые выстроены дозировано с учетом утомляемости детей и насыщенности методического материала.

Завершающим этапом стала творческая работа ‒ изготовление портрета своих мам. На столах разложены пластилин, доска для лепки и заготовка для изготовления портрета. В процессе работы дети учились работать в команде, помогать друг другу и обмениваться идеями. Моя роль, как воспитателя, направлять их, предлагая различные варианты оформления. Затем дети все открывают свои портреты и обменивались поздравлениями или просто теплыми словами, тем самым даря своим мамам частичку своего сердца.

В завершение занятия организовали небольшой фотосет, на котором дети с гордостью показывали свои работы и делились впечатлениями. Эти фотографии станут не только приятным воспоминанием, но и отличным материалом для дальнейших бесед о любви и уважении к родителям. Занятие закончилось общим кругом, где дети обнимали друг друга, благодарили воспитателя и своих родителей.

Главная задача данного мероприятия – создать радостное праздничное настроение детей, обогащать детей художественными впечатлениями, организация интересного досуга детей, активизация их работы, удовлетворение потребности детей в общении, и конечно же, установление эмоциональной связи между ребенком и взрослым (мамой или папой).

В ходе реализации данного мероприятия, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки весны, расширяем активный словарь, развиваем цветовосприятие, музыкальный слух и мелкую моторику, прививаем эстетические чувства. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала, логоритмических песен Е.Железновой. К тому же, занятие может проводиться как с участием родителей, так и без них.

Важно отметить, что подобные мероприятия не теряют свою актуальность ни на одном из этапов выстраивания взаимоотношений с родительской общественностью. То есть, их можно проводить и на стадии знакомства, и на стадии укрепления педагогического сотрудничества. Подобный формат работы с родителями, как показывает практика, играет важную роль в формировании не только связей между детьми и взрослыми, но и в создании сообщества, где каждый участник может вносить свой вклад в развитие образовательного процесса. Такие мероприятия позволяют родителям непосредственно участвовать в жизни детского сада, укрепляя тем самым взаимопонимание и доверие между педагогами и семьями.

В ходе совместных мероприятий с родителями и детьми, родители получают возможность делиться своими навыками и увлечениями с детьми. Это может быть что угодно: от рукоделия до кулинарии или научных экспериментов. Участие родителей в таких мероприятиях не только развивает творческие способности детей, но и создает атмосферу сотрудничества, где старшие учат младших, а дети открывают новое для себя благодаря близким.

Кроме того, подобные занятия способствуют формированию у детей социальных навыков. Наблюдение за тем, как взрослые работают в команде, решают задачи и делятся знаниями, помогает малышам развивать уверенность в себе и социальные компетенции. Это также способствует созданию дружеских отношений между детьми, что немаловажно для их эмоционального развития.

Таким образом, вовлечение родительской общественности в совместную деятельность становится важным инструментом в образовательном процессе дошкольных учреждений, обогащая его новыми красками и создавая гармоничную атмосферу для развития и общения.

Конспект методической разработки для детей младшего дошкольного возраста на тему «Мамин праздник»