Пояснительная записка
Лепка — это один из видов декоративно-прикладного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные или рельефные образы и целые композиции. Лепка входит в жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20").
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
- Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»;
- Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир лепки» имеет художественную направленность и способствует выявлению и развитию художественных способностей учащихся, и развитию эстетического вкуса.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена необходимостью развития творческой потребности ребенка в самореализации, приобщения его к общечеловеческим ценностям.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир лепки» способствует развитию мелкой моторики руки, так как здесь пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.
Цель: художественно-творческое развитие учащегося средствами декоративно-прикладного творчества.
Достижению поставленной цели поставлены задачи:
Образовательные (обучающие):
- познакомить учащихся с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности, с основами цветоведения и композиции;
- обучить приемам работы с пластилином;
- способствовать развитию умения строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики руки;
- способствовать развитию воображения, художественного вкуса.
Воспитательные:
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения и интереса к художественно-творческой деятельности;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Отличительная особенность программы от существующих заключается в том, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир лепки» является следующее:
- программа ориентирована на более глубокое изучение данного вида деятельности;
- в применении пластилина в качестве основного материала;
- во внедрении инновационных педагогических технологий: коллективного творческого дела, метода творческого проектирования.
Адресат программы
Программа рассчитана на группы детей от 9 до 12 лет.
В этом возрасте обучающиеся открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Младший и средний школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: лепить из пластилина – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
Объем и срок освоения программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир лепки» художественной направленности рассчитана на 1 год (количество учебных часов в год – 60) для обучающихся 9-12 лет.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса
Данная программа предполагает занятия в группе с основным составом обучающихся одного возраста. Состав группы - постоянный.
Образовательный процесс предусматривает стартовый этап. В программе закладываются основы лепки пластилиновой картины, формируются представления о различных видах лепки. Создаются условия для развития интереса и устойчивой мотивации к предлагаемому виду творчества.
Режим занятий
Общее количество учебных часов в год - 60. Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия 2 учебных часа (40 минут + 10 минут перерыв + 40 минут).
Ожидаемые результаты
|
Стартовый уровень |
Знают |
|
Умеют |
|
Владеют |
|
Механизм оценивания образовательных результатов
Формы аттестации обучающихся
Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет - незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:
- практические задания,
- тестовые задания,
- опрос,
- творческая работа.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
- журнал посещаемости;
- аналитический материал.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
На каждом занятии проводится опрос в форме беседы по вопросам текущего и предыдущего занятий. В течение года проводятся практические работы по темам программы и итоговые проектные работы с целью промежуточной оценки знаний и умений, полученных обучающимися.
Материально-техническая оснащенность и информационное обеспечение
Для занятий по программе необходимо:
- Кабинет в соответствии с направлением деятельности.
- Мебель: столы, стулья.
- Компьютеры, проектор, экран.
- Расходные материалы: карандаши, листы бумаги формата А4 и картон, художественный пластилин и стеки.
Информационное обеспечение
В программе Microsoft Word разработаны конспекты занятий для педагога, а также раздаточный материал с заданиями для индивидуального и группового выполнения обучающимися.
Программная поддержка:
- операционная система Microsoft Windows;
- программа Paint.
Кадровое обеспечение
Реализовать данную общеобразовательную общеразвивающую программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, владеющий компетенциями, необходимыми для организации творческой и проектной деятельности обучающихся, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
Литература для педагога
- Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Гранд, 2000. - 321 с.
- Некрасова-Каратеева, О.Л. Учимся лепить. – М.: Основа, 2012. - 112 с.
- Тихомирова, О.Ю. Пластилиновая картина. - М.: Просвещение, 2017. - 315 с.
- Халезова, Н.Б. Декоративная лепка. - М.: Гранд, 2010. - 213 с.
Литература для обучающихся и родителей:
- Колдина, Д.Н. Лепка с детьми. - М.: Мозаика-синтез, 2009. - 224с.
- Ращупкина, С.Ю. Лепка из пластилина для детей. Развиваем пальцы и голову. - М.: Просвещение, 2016. - 112 с.