Предмет: обучение грамоте (обучение чтению).
Класс: 1.
Тип урока: Урок овладения новыми знаниями.
Цель:
- Познакомить с новыми звуками [в], [в'] и буквами В, в.
- Формируемые на уроке метапредметные УУД:
Личностные:
- Формирование понимания важности нового социального статуса «ученик»;
- Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;
- Формирование положительного отношения к учебным предметам, проявлять учебнопознавательный интерес к выполнению новых заданий.
- Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного
- отношения к школе, к изучаемым предметам.
- Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.
Регулятивные:
- Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
- Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные:
- Формирование умения ориентироваться в учебнике;
- Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
- Формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:
- Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;
- Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Предметные умения:
- Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].
- Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.
- Применять эти знания на практике при чтении текста.
Форма: урок-игра.
Оборудование: индивидуальные карточки, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.
Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещение, 2021.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
- личностно-ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично поисковый метод);
- игровые.
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Ход урока
1. Организационный момент
Слово учителя
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай:
на вопросы – отвечай!
II. Организация мотивации
- Чему мы учимся на уроках чтения? (Изучаем буквы, звуки, учимся читать.)
- А зачем нам нужно уметь читать? (Чтобы быть грамотными, много знать…)
- Что или кто вам помогает в этом? (Учитель, учебник» Азбука»…)
III. Актуализация знаний
- Ребята, давайте с вами вспомним что такое РЕЧЬ? (Все, что мы говорим – речь. Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь).
- Какие виды речи вы знаете? (Устная речь, письменная речь и речь про себя).
- Из чего состоит речь? (Речь состоит их предложений).
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).
- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков).
- Какие звуки бывают? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Как отличить гласный звук от согласного? (Ответы детей).
IV. Постановка учебной задачи
- Чтобы узнать, какая тема сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадку.
Этот мишка любит мёд,
В гости сам к друзьям идёт.
Всем поможет от души,
Вот к ИА опять спешит.
Любит сочинять он вслух,
Кто же это? (Винни-Пух)
- Да, верно, ребята, — это Винни-Пух. Он не просто так пришел к нам в гости, в наш класс. Винни решил посмотреть, за время учебы в школе, чему вы, ребята, научились. Покажем, дети? (Да) Хорошо. Поместим его на доску, чтобы он внимательно нас всех слушал. Итак, перед тем как мы с вами начнем изучать новую букву, мы покажем Винни - Пуху, чему мы научились. На улице светило яркое, яркое солнышко, торопился Винни-Пух к нам, нес все буквы, которые мы изучили. Но вдруг набежала тучка, пошел дождик, перепутались все буквы. Помогите Винни-Пуху спрятать буквы под зонтики. Как вы думаете, почему у нас один зонтик красный, а другой синий? (потому что буквы гласные и согласные)
Дети выходят по одному, распределяют буквы у доски. (Отделяют гласные от согласных).
а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л
- Молодцы, ребята, не дали буквам промокнуть!
- Ребята, а вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.
– Вафли, ватрушки, вареники, вишни, виноград.
Это все то, ребята, что любит Винни-Пух. Давайте назовем. Что особенного вы заметили? (Эти все слова начинаются на букву В) Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся на уроке?
- Кто догадался о теме нашего урока? (с какого звука начинаются все слова?)
- А теперь попытайтесь назвать тему урока. (Буква В)
Буква В и звуки, которые она обозначает
- Давайте назовем задачи нашего урока:
С чем мы должны познакомиться (со … звуками [ в ], [ в’])
Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;
учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
- Молодцы, ребята. Винни-Пух доволен вашей работой.
V. Формирование и усвоение новых знаний, умений, навыков
Знакомство со звуком П п, и его характеристика.
- Сейчас вы побудете маленькими исследователями. Все исследователи разделятся на группы.
Но прежде чем вы начнете работать в группах, Винни-Пух, приготовил вам загадки, ребята.
1. Отгадывание загадок.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит ... молчком,
Уши серые — торчком. (Волк)Живёт он долго без воды,
А ещё дольше – без еды.
В еде совсем неприхотлив,
Ему не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд.
Зовут животное …(Верблюд)
(На доске картинки с изображением волка и верблюда.)
- Какой первый звук вы сейчас произнесли в отгадках? ([в], [в’])
- Что объединяет отгадки? Кто догадался?
(Обе отгадки – про животных)
- А какие еще животных с новым звуком вы знаете?
(- Выдра, выпь, ворона, воробей)
Итак, мои маленькие исследователи. Задача каждой группы – сделать звуко-буквенный анализ слов и охарактеризовать новый звук. Первая группа делает схему слова волк, а вторая – верблюд.
(два человека у доски)
Схему своего слова вы должны выложить перед собой на партах.
(Работают в группах, рассматривают картинку, работают со схемой слова, выполняют слого-звуковой анализ слова.)
- Итак, давайте сделаем вывод, каким бывает звук В.
(– В слове верблюд звук [в’] мягкий, в слове волк – [в] твердый.
По завершению времени заслушиваются ответы детей из каждой группы
- Согласным, твердым или мягким, звонким.)
На доске вывешивается карточка с изображением буквы В в.
Физкультминутка
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Винни-Пух предлагает Вам поиграть в интересную игру. Будьте внимательными.
Игра «хлопок-кулачок»
Поиграем! Определи твёрдость-мягкость.
Итак, я говорю слова, если в слове звук (в) твёрдый - стучим кулачком. Если мягкий -хлопаем в ладоши. (Слова: вилка, выдра, ведро, вишня, вода, вата, виноград, василек, весна.)
Знакомство с буквой В
- Ребята, а может кто-то знает, какой буквой обозначается звук (В) на письме?
- Для чего две буквы? (Буква «Вэ» заглавная и строчная. Ответы детей. Высказывают свои предположения.)
- Посмотрите на доску. Почему на картинке именно петух?
- Итак, это буква В (Вэ)
- На что похожа буква (вэ) В?
- Ну а теперь нужно нам поместить новую букву к зонтику.
- В какой зонтик мы ее положим?
(Вернуться на доске к первому слайду, поместить В к зонтику с синей ленточкой, потому что звук согласный).
- Найдите теперь ее в ленте букв и убедитесь в правильности своих ответов.
(Находят букву на ленте букв. Буква «ВЭ» обозначает согласный звук, поэтому находится на ленте букв в синем месте; в верхнем ряду, потому что обозначает звонкий звук.)
- А теперь найдите ее в алфавите и скажите, после какой буквы она стоит. (Находят в алфавите, после буквы Б).
VI. Закрепление знаний и способов действий
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.
- Теперь Винни-Пух хочет вас проверить, хорошо ли вы запомнили букву П.
Работа в парах.
- Найдите в предложении букву В. Если она обозначает мягкий звук обведите её зелёным карандашом, если твёрдый – синим.
(На доске предложение: Вова видел, вчера, Веронику, в парке.)
Проверка. Сколько всего букв нашли. Сколько обвели зелёным? синим?
Физкультминутка
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Чтение слогов.
- А теперь, Винни-Пух, предлагает вам научиться читать слоги и слова с новой буквой.
– Читаем слоги хором только в первой строчке;
– Читаем слоги с твердым согласным;
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.
– прочитаем слог с мягким согласным.
- Читаем слоги столбиками
- Молодцы! У вас хорошо получается.
- Винни-Пух рад вашим успехам и предлагает вам разучить чистоговорку:
Чистоговорка.
Ва-ва-ва – опадает вся листва.
Во-во-во – жук - живое существо.
Ву-ву-ву – мы поехали в Москву.
Вы-вы-вы – в джунглях тихо ходят львы.
Ви-ви-ви – мяч бросаю, ты – лови.
VII. Закрепление новых знаний
- Винни-Пуху хочется послушать, как вы, ребята, умеете читать.
1. Чтение слов с буквой «в» «по цепочке» в учебнике (с.69)
- Откройте Азбуку (с. 69)
- Что написано в столбиках? (Слова)
- Давайте прочитаем слова для Винни-Пуха. (Вова, Слава)
- А почему они написаны с большой буквы? (Это имена)
- Молодцы! У вас все хорошо получается!
- Будем читать хором.
- Эти слова нам встретятся в тексте.
2. Работа по иллюстрации (внизу с.69)
- В какую игру играют мальчики? Отгадайте загадку Винни-Пуха:
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (Футбол)
- Сколько мальчиков?
- Ребята, а вы сами играли в футбол?
- Помогает ли игра в футбол укрепить здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость)
3. Чтение связного текста. (с.69)
- Сейчас мы прочитаем рассказ о футболе.
- Читаю я.
- О ком говорится в тексте? (В тексте говорится о Вове и о Славе)
- Кем были Вова и Слава? (вратарями.)
- Что сказали Вове? (Вова, лови)
- Что сказали Славе? (Слава , лови)
- Как можно озаглавить текст? (Вратари или Игра в футбол.)
- Скажите, пожалуйста, а вы любите спорт? (Да)
- Какие ещё виды спорта вы знаете?
Спорт укрепляет здоровье человека, воспитывает дисциплинированность, развивает силу, выносливость, память, внимание. Я желаю вам, ребята, дружить со спортом, закаляться и не болеть!
- Чтение текста уч-ся.
VIII. Итог урока и рефлексия
1. Итог урока
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Где нам могут пригодиться эти знания?
2.Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
- В чем испытывали затруднения?
- Мы с вами продолжим изучение новых звуков и научимся писать строчную букву в на уроке письма.
Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.
- Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания.
- Давайте, Винни-Пуху скажем «спасибо».
- Он прощается с нами и говорит: «До новых встреч».
- Спасибо за урок!