Пояснительная записка
Одними из самых востребованных на рынке труда являются инженерные кадры высокого профессионального уровня, отсюда и необходимость популяризации профессии инженера. Получение знаний в области инженерии позволит обучающимся получить опыт познавательной и творческой деятельности; понять смысл основных научных понятий и законов физики, усвоить взаимосвязи между ними.
Актуальность данной программы в том, что она дает пропедевтические знания для дальнейшего развития интересов воспитанников в курсе «Робототехника на базе EV3».
Педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы в том, что она дает возможность познакомить обучающихся с элементами мехатроники.
Отличительной особенностью, данной дополнительной общеобразовательной программы является то, что процесс обучения строится на основе активной работы по конструированию и исследованию. Дает возможность охватить широкий круг учебных тем по разным образовательным областям.
Цель курса: познакомить обучающихся с основами механики и программирования на примере действующих моделей, используемых в повседневной жизни.
Задачи курса:
обучающие:
- дать первоначальные знания о конструкциях, механизмах и простых машинах;
- научить программировать модели в среде Education WeDo;
- научить этапам исследовательской деятельности;
воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;
- воспитывать творческое отношение к выполняемой работе;
развивающие:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Курс рекомендуется для обучающихся 11-13 лет (5-6-х классов), рассчитан на 1 год (60 ч) по 2 часа в неделю и включает в себя темы: конструирование, программирование в среде Education WeDo, проекты, творческие задания.
Занятия проводятся в форме лекций, бесед, консультаций, практических работ.
Ожидаемые результаты: у обучающихся должны быть сформированы основы общекультурных, общеучебных и предметных компетенций.
При составлении поурочного планирования на основе данной программы количество часов по темам и разделам, а также последовательность их изложения может варьироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся, форм и методов обучения.
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
- принцип действий: простых машин (рычаг, система блоков) и механизмов (зубчатая передача, кулачок); Обучающиеся должны уметь:
- показывать взаимосвязь между причиной и следствием;
- разрабатывать и создавать модели, отвечающие определенным критериям;
- проверять идеи, основываясь на результатах наблюдений и измерений;
- размышлять над тем, как найти ответ на вопрос, и придумывать новые возможности развития идей;
- предполагать, что могло бы произойти, и проверять различные варианты;
- проводить «чистый» эксперимент, меняя отдельные параметры, и наблюдать или измерять результаты;
- производить систематические наблюдения и измерения;
- представлять данные в форме диаграмм, чертежей, таблиц, графиков и т.д.;
- определять, согласуются ли выводы с предварительными оценками и возможны ли дальнейшие прогнозы;
- выделять важные моменты и устранять недоработки.
Формы контроля
- Проверочные работы
- Практические занятия
- Творческие проекты
Преобладающей формой текущего контроля выступает проверка работоспособности робота:
- выяснение технической задачи,
- определение путей решения технической задачи
Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ.
Планируемые результаты:
В результате обучения обучающиеся должны:
знать:
- принцип действий: простых машин (рычаг, система блоков) и механизмов (зубчатая передача, кулачок);
уметь:
- показывать взаимосвязь между причиной и следствием;
- разрабатывать и создавать модели, отвечающие определенным критериям;
- проверять идеи, основываясь на результатах наблюдений и измерений;
- размышлять над тем, как найти ответ на вопрос, и придумывать новые возможности развития идей;
- предполагать, что могло бы произойти, и проверять различные варианты;
- проводить «чистый» эксперимент, меняя отдельные параметры, и наблюдать или измерять результаты;
- производить систематические наблюдения и измерения;
- представлять данные в форме диаграмм, чертежей, таблиц, графиков и т.д.;
- определять, согласуются ли выводы с предварительными оценками и возможны ли дальнейшие прогнозы;
- выделять важные моменты и устранять недоработки.
Формы аттестации обучающихся
Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет-незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:
- оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия: выставки, конкурсы, соревнования, защита проектов
- творческие конкурсы, конференция.
Материально-техническая оснащенность программы
Помещение площадью не менее 24 м2, оборудованное столом размером 1200х2400 для проведения соревнований роботов, доской и помещением для хранения комплектующих, материалов и готовых роботов.
- 1 робототехническая платформа на 4-5 воспитанников;
- 1 комплект инструментов на 4-5 воспитанников;
- 1 ресурсный комплект на 8-10 воспитанников;
- 1 компьютер с установленным программным обеспечением на 4-5 воспитанников;
- набор полей для соревнований;
- материал для изготовления полей;
- учебный кабинет для проведения занятий и внутренних соревнований, оборудованный мультимедийным оборудованием, проекционной техникой;
- Сборник правил соревнований.
- Иллюстративный и информационный видеоматериал для лекционной формы занятий.
- Слайд-фильмы для семинарской формы занятий.
- Плакаты и иллюстрации технических конструкций и решений.
- Конференц-зал - 1 шт. персональный компьютер Pentium CPU 8gb RAM 128Fb SSD, 1 шт. интерактивный дисплей 85" с поддержкой сенсорного ввода.
- Компьютерный класс №1 -10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor.
- Компьютерный класс №2 - 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 19" Monitor
- Компьютерный класс №3 - 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 19" Monitor
Рекомендуемый набор робототехнического оборудования: LEGO MINDSTORMS EV3 – 10 шт.
Для занятий по программе необходим высокоскоростной Интернет для участия обучающихся в дистанционных конкурсах различного уровня, а также для доступа к дистанционным образовательным ресурсам.
Программная поддержка:
- операционная система Microsoft Windows;
- пакет офисных программ Microsoft Office;
- дистанционные образовательные ресурсы, в т.ч.:
- Кодвардсcodewards.ru/ - «Кодвардс» - платформа по обучению детей программированию в игровой форме.
- https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/ - «Урок цифры» - всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики.
- http://xn--d1abkefqip0a2f.xn--d1acj3b/ - «Единыйурок.дети» - образовательный портал.
Кадровое обеспечение
Реализовывать данную общеобразовательную общеразвивающую программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, владеющий компетенциями, необходимыми для организации проектной деятельности обучающихся, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.
Список литературы для педагога
- LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 43 pag.
- LEGO DACTA. Motorised Systems. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 55 pag.
- LEGO DACTA. Pneumatics Guide. – LEGO Group, 1997. - 35 pag.
- LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag.
- LEGO Technic 1. Activity Centre. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1990. – 143 pag.
- LEGO Technic 1. Activity Centre. Useful Information. – LEGO Group, 1990.- 23 pag.
- LEGO TECHNIC PNEUMATIC. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1992. - 23 pag.
- Бедфорд Аллан. LEGO. Секретная инструкция/Бедфорд А.; пер.с англю – М.: ЭКОМ Паблишерз, 2013. – 332с.: ил.
- Василенко Н.В., Никитин К.Д., Пономарев В.П., Смолин А. Ю. Основы робототехники. — Томск: МГП «РАСКО», 2013.
- Вильяме Д. Программируемый робот, управляемый с КПК /Д. Вильяме; пер. с англ. А.Ю.Карцева. — М.: НТ Пресс, 2016. — 224 с; ил. (Робот — своими руками).
- Градецкий В.Г., Рачков М. Ю. Роботы вертикального перемещения, М.: Тип. Мин. Образования РФ, 2017. — 223 с.
- Инструкции к наборам LEGO.
- Комский Д. Кружок технической кибернетики. — М.: Просвещение, 2016.
- Конструирование роботов: Пер. с франц. / Андре П., Кофман Ж.-М., Лот Ф., Тайар Ж.-П. — М.: Мир, 2016. — 360 с, ил.
- Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику/ Д.Г.Копосов.- 2-е изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.- 288 с.: ил.
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие, - М., ИНТ, 2018. –150 стр.
- С.И.Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2019.
- Халамов В.Н. Образовательная робототехника: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н.Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2016.
- Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие /В.Н.Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
- Ямпольский Л.С. Промышленная робототехника. - Киев: Техника, 2014.
Список литературы для обучающихся и родителей
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2018, 195 стр.
Интернет-ресурсы
- www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
- www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
- www.school.eddo.ru – «Российское школьное образование»
- www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
- Блог-сообщество любителей роботов Лего с примерами программ [Электронный ресурс] / http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blog-post_21.html
- Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс] http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru
- Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] / http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks
- Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html
- Программы для робота [Электронный ресурс] / http://service.lego.com/en-us/helptopics/?questionid=2655
- http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
- http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
- http://robotclubchel.blogspot.com/
- http://www.lego.com/education/
- http://www.wroboto.org/
- http://www.roboclub.ru/
- http://robosport.ru/
- http://lego.rkc-74.ru/
- http://legoclab.pbwiki.com/
- http://www.int-edu.ru/
- //httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/
- http://www.doshkolka.ru
- Zagadochki.ru
- Ru.wikipedia.ru
- www.examen-technolab.ru