От знакомства к диалогу поколений: из опыта использования технологии портфолио

Разделы: Работа с родителями

Класс: 2


- Задумывались ли Вы, как часто люди ведут личное портфолио?

Чаще всего портфолио ведут люди занятые поиском работы или увлеченные творческим делом. Учителя ведут портфолио, по причине своей профессиональной деятельности.

- Зачем же начинает вести портфолио в начальных классах?

В современном информационном мире, родители, записывают в альбомы, снимают на видеокамеру, фотографируют, разными способами стараются сохранить в памяти драгоценные мгновения из жизни своего ребенка. Но так получается, что в основном, фиксируют физический рост и внешние изменения своих детей.

А их внутренний мир? Их интересы, удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости, пластилиновые фигурки. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.

В школе чаще фиксируются результаты обучения ребенка. Оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала по различным учебным предметам. Мы собираем в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и школы. 

- Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы никакая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна? 

Портфолио ребёнка-школьника – это не менее значимый атрибут, чем дневник успеваемости.

В папку с достижениями можно сложить всё, начиная от прописей первоклассника, заканчивая благодарностями и грамотами выпускника.

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, ударение переносится с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен.

Однако портфолио можно смело назвать и СЕМЕЙНЫМ альбомом, который не только собирает, хранит информацию о семье, но и укрепит взаимодействие с семьей ученика, повысит заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

В разделе «Мой мир» портфолио накапливается информация о родных и близких, передаваемая из поколения в поколение. Порой сами родители узнают о своей семье новые сведения и интересные факты. Ребёнок узнаёт об истоках семейной фамилии и истории своего имени, совместно с родителями составляет родословную и историю нескольких поколений.

Именно в данном разделе накапливается информация о профессиях всех членов семьи, дети познают своих родителей и получают багаж знаний о своих предках.

Вспомните известное стихотворение Агнии Барто «Мама или я - Новиков Илья?»

Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс,
Мама или я —
Новиков Илья?

как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку, когда материал в портфолио собирают взрослые, а не дети.

Портфолио – это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи, а именно взрослых и детей. Мы все прекрасно знаем, что совместная деятельность объединяет и позволяет лучше узнать друг друга.

Один из приемов, который я использую на родительском собрании «Хорошо ли мы знаем своих детей».

- Предлагаю вам продолжить предложение:

  • Ваш ребенок радуется, когда …
  • Ваш ребенок чаще всего обижается, когда …

- Задайте аналогичные вопросы своему ребенку и проверьте, совпадут ли ваши ответы.

Из опыта могу отметить, что чаще всего родители и не подозревает, что их ребенка может обидеть.

Одно из внеклассных мероприятий это праздник для мам, где взрослые совместно с детьми выполняют различные задания: «Колыбельная для дочки (сыночка)», нарисовать герб своей семьи и подобрать к нему девиз, узнать своего ребенка с закрытыми глазами по голосу, по прикосновению.

Работа с портфолио способствует пробуждению чувства гордости за свою семью не только у ребят, но и взрослых. Родители заново переживают совместно с детьми свое детство, юность, самые яркие моменты своей жизни, а порой заново переоценивают семейные ценности.

Портфолио нужно не только для учителей, которые советуют его начать и вести до окончания школы. Оно нужно самому школьнику!!! и смело заявлю, современным родителям.

Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!
Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!

Зная историю не только своей страны, но и своей семьи не прервётся связь поколений.