Инновационный метод обучения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: английский язык


Работа учителя многогранна, интересна, но трудна….

Я в своей работе стараюсь находить способы новой, интересной подачи материала. Моя тема самообразования «Эффективный метод обучения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе с применением кейс-технологии».

Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций.

Технология кейс-стади (case-study) - инновационный метод, помогающий не только внести разнообразие в проведение уроков, но и позволяющий развить у учащихся универсальные учебные действия. Работа только с учебником недостаточна при обучении английскому языку. Необходимо создавать речевые ситуации с учетом возраста обучающихся и развивать диалогическую и монологическую речь по изучаемой тематике.

Работа по этой технологии предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые школьникам надо будет дать ответ.

Второй этап - работа учащихся с кейсом на уроке. Этот этап включает в себя разбивку учащихся на группы, работу каждой группы с материалом, обсуждение его и выработку общего мнения. Материалы, которые предоставляются группам, имеют одну и ту же форму, но различаются содержанием. Этим достигается схожесть условий выполнения задания, следовательно, и возможность применения одних и тех же критериев оценивания работы каждой группы.

К моменту проведения урока с применением case- технологии необходимо отработать слова и выражения по изучаемой теме.

Целью урока является повышение мотивации изучения английского языка путем применения на практике изученного материала в ситуации, приближенной к реальной.

Я вам предлагаю обратить внимание на кейс-карточки, составленные мною при изучении разных тем:


Ребятам раздаю карточки с разговорными клише, чтобы они научились их применять в собственных высказываниях. Разговорные фразы помогают красиво передать мысли. Вот некоторые из них:

В конце урока для одобрения и мотивации применяю много фраз и демонстрирую картины с хорошими выражениями на английском:

Идея case-метода заключается в том, чтобы научить обучающихся творческому овладению знаниями, навыками (лексическими и грамматическими).

На среднем и старшем этапах обучения я применяю на уроках кейс-технологию не только при обучении диалогической и монологической речи учащихся, но при обучении грамматике, поскольку грамматика английского языка является фундаментальным элементом изучения и понимания английского языка. Усвоение и использование грамматических структур в речи, как в устной, так и в письменной, вызывает у обучающихся определенные трудности, которые обусловлены различием грамматического строя родного и иностранного языка. Следует организовывать работу над усвоением грамматических навыков тщательнее, учитывая трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащихся. Учет этих трудностей поможет более рационально строить учебный процесс и выбирать более эффективные методы обучения. Это повышает мотивацию обучающихся к изучению английского языка, нацеливаясь на грамотное построение предложений в собственных высказываниях.

Овладение обучающимися грамматикой английского языка зависит от умения учителя правильно применять методики обучения грамматике на разных этапах обучения.

Насколько нам известно, существует много методов изучения грамматики английского языка.

Преподавание посредством письма

Учащимся следует давать дифференцированные письменные упражнения.

Преподавание грамматики через чтение

Это один из лучших методов обучения грамматике, потому что учащиеся слышат и усваивают правильную грамматику непосредственно от учителя. Учитель должен читать вслух учащимся, чтобы продемонстрировать им правильный способ включения грамматики в их речь и письмо. Учащимся также следует предоставить возможность читать и писать, чтобы увидеть, усвоили ли они правила, изучаемые на уроке.

Интерактивное обучение

Эффективные методы преподавания грамматики предполагают включение интерактивности в уроки. Используя игры для обучения грамматике, учитель вовлекает учеников, и этот процесс помогает учащимся запомнить большую часть того, что они выучили.

Индуктивное обучение

При использовании индуктивного метода в обучении, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему. Обучение можно разделить на несколько этапов:

Ученикам дается текст, в котором часто используется новое грамматическое правило. Учитель просит определить и сформулировать правило. На данном этапе необходимо использовать различные подсказки такие, как выделение текста курсивом, другим цветом. Предоставленные тексты или предложения должны быть понятны, чтобы учащиеся смогли без труда определить новые грамматические формы и вывести правила.

Дедуктивное обучение

Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях. Сначала изучается правило с использованием грамматических терминов. Ученикам дается задание найти новое грамматическое явление в тексте, назвать форму, объяснить причину её применения. Ученики выполняют подстановочное упражнение в соответствии с образцом. Выполняются упражнения на перевод с русского языка на английский.

Преимущество использования кейс-технологии на уроках английского языка в том, что грамматические явления изучаются в процессе общения на иностранном языке. Вот мною составленные кейс-карточки:

  • Вы идете по улице и случайно встречаете одноклассника.
  • Какие вопросы будете задавать ему? (Обратите внимание на то, что действие происходит в данный момент,т.е в момент речи).
  • Ваша бабушка работает в огороде уже в течение 2 часов. Она сажает огурцы, помидоры и морковь. Задание: расскажите о работе бабушки своему другу в соответствующей временной форме. (Действие началось когда-то и продолжается до сих пор).
  • С момента начала урока прошло 20 минут. Расскажите о том, что мы сделали с вами за этот промежуток времени. (Обратите внимание на то, что действие произошло недавно, результат налицо).

В старших классах кейс-карточки составляются на английском. Например:

  • Imagine, that you are going to finish school very soon. What trade will you choose? Speak one by one minding the tense form, your intonation and pronunciation.

Таким образом, на уроках учителю необходимо выдавать ученикам кейс-карточки на 5-10 минут раньше до начала дискуссии, чтобы было достаточно времени на подготовку. Преподавателю следует следить за тем, чтобы все обучающиеся были задействованы.

Овладение грамматическим материалом обучающимися зависит от уровня их подготовленности, способностей. Поэтому, целесообразно применение дифференцированного подхода при работе с карточками, т.е учитывать степени сложности. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждый обучающийся проявил интерес к грамматике, поскольку построение высказываний невозможно без знания грамматических материалов.

Таким образом, применяя кейс-технологию в обучении английскому языку на своих уроках, пришла к такому выводу: данный метод дает возможность сочетать теорию и практику. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно. Ребята учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, нацеливаясь на правильное построение предложений.

Однако, как и у любого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к уроку. Учитель должен продумать индивидуальные и групповые формы работы. Непростой момент для учителя - это оценивание. Необходимо оценить работу каждого участника, его активность, знания.

Итак, успех кейс-метода зависит от 3 основных составляющих:

  1. качества кейса;
  2. подготовленности обучающихся;
  3. готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.