Пояснительная записка
В настоящее время вопрос дружбы для детей младшего и среднего школьного возраста стал сверхактуальным. Дети очень страдают от отсутствия настоящих дружеских отношений.
Это поколение оказалось «разделенным» друг от друга гаджетами и особенностями воспитания в стиле детоцентризма и потребительства. А в настоящей дружбе необходимы навыки эмпатии, взаимопомощи, т.е. умение видеть и понимать, что происходит не только с собой, но и с другими. Есть такая пословица «Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть». Поэтому перед взрослыми встает задача помочь нашим детям научиться выбирать друзей и в то же время увидеть себя через героев рассказа и научиться быть настоящим другом.
КАК ВАНЯ ИСКАЛ ДРУГА
Рассказ. Автор Софронова Н.В.
У Вани семья купила новую квартиру и переехала в новый район города. Поэтому он пошел в новую школу, в новый класс.
Очень не хотелось Ване менять класс, там были его друзья еще с детского сада. Поэтому в новом классе Ваня грустил и сказал мама, что хочет в свой «старый» класс в прежнюю школу. Мама внимательно посмотрела на сына и ответила: «Я понимаю, что в новой школе ты скучаешь по своим друзьям… Думаю, что и в этом классе есть хорошие ребята, с которыми можно дружить. Ты присмотрись внимательнее».
На следующий день Ваня начал присматриваться. И в раздевалке заметил, что у Гоши очень крутой рюкзак. Он подошел к нему и предложил: «Давай дружить». В ответ Гоша хмуро посмотрел на него, поправил свой красивый рюкзак и молча ушел.
Дома Ваня рассказал, как присмотрелся и попробовал подружиться с Гошей. Мама добродушно улыбнулась и спросила: «А ты с кем хочешь дружить, с Гошей или с его рюкзаком?» Ваня тоже заулыбался. Он все понял! (Что понял Ваня?.. К кому нужно присматриваться, к вещам или к ребятам?)
Мама продолжила: «Поэтому присматривайся к самим ребятам».
На следующей неделе Ваня приметил в классе мальчика Васю, потому что учительница все время обращалась к нему:
- Вася, начни писать! Вася, вытащи учебники, Вася, не крутись, не бегай, слушай и т.д. Всего и не упомнишь, будто Вася был самым любимым учеником.
Ваня подошел к Васе и сказал: «Давай дружить!» Вася в ответ кивнул: «Давай!». На следующей перемене Ваня достал из рюкзака шоколадку и решил угостить своего нового друга. Вася взял угощение, поблагодарил и быстро с удовольствием съел его. Потом достал из своего кармана конфету и ушел в коридор. А удивленный Ваня так и остался стоять. (Чем был удивлен Ваня?)
Огорченный этой историей Ваня дома поделился с мамой, что не с кем дружить в новом классе. Мама внимательно слушала историю про Васю и спросила: «Как ты думаешь, почему учительница все время делает Васе замечания?» Ваня задумался, он не знал, ведь Вася такой веселый… Мама продолжила: «Умеет ли Вася самостоятельно следить за своими делами, умеет ли самостоятельно думать или ему всегда нужна подсказка от учителей, родителей?»
«Да, нужна подсказка!» – с удивлением отметил Ваня. Мама предлагала еще подумать: «А почему ему нужна подсказка?.. Кто не умеет самостоятельно следить за своими делами и поведением, малыши или большие дети?»
Ваня все понял! (Что понял Ваня?)
«А разве за мамой или папой кто-нибудь ходит и подсказывает, что им делать или не делать? Или они сами думают, помнят, как вести себя, сами следят за своими делами?»
На следующий день Ваня обратил внимание на Петю, ему показалось, что все ребята в классе боятся с ним общаться. Может он подойдет для дружбы? Ваня подошел к Пете и тихо произнес «Давай дружить», а тот обозвал его и ушел по своим делам.
Дома, когда обсуждали ситуацию с Петей, мама спросила: «А какого друга ты хочешь - доброго или злого?»
Как вы думаете, что ответил Ваня?
«Конечно доброго!» - поторопился с ответом Ваня.
«Тогда, - продолжила мама, - чтобы найти хорошего друга надо сначала посмотреть на его поступки, какие они, добрые или вредные…»
Теперь Ваня на переменах в классе обращал внимание на поступки одноклассников. К нему подошел Вася: «Что грустишь? Давай побегаем»
Ваня покачал головой, он вспомнил разговор с мамой, ему совсем не хотелось выглядеть таким же маленьким и несмышленым, как Вася.
Наблюдая за поступками ребят в классе, Ваня заметил мальчика Костю, который помог Сергею встать, когда тот споткнулся и упал, поделился карандашом, когда Саша не знал чем рисовать. Вот теперь Ваня точно знал, с кем хочет подружиться.
Как вы думаете, с кем? Почему?