От традиционного общества к обществу индустриальному

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс

Класс: 7


Повторительно-обобщающий урок 7 класс по курсу «Новая история», учебное пособие «Новая история» А.Я.Юдовская, П.А.Баранов.

Эпиграф урока

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
А.С.Пушкин

Цель: углубить знания уч-ся по периодизации нового времени; доказать, что открытия техники и науки, Великие географические открытия способствовали переходу общества от традиционного к индустриальному.

Задачи:

  • повторить, обобщить и закрепить учебный материал;
  • развивать умения работы со схемами, кластером, памяткой-алгоритмом;
  • развивать любознательность и творчество, умение анализировать.

Предметные результаты: Учащиеся должны понять, что в Западной Европе происходит процесс перехода от традиционного общества к новому-индустриальному .Овладеть основными понятиями. Анализировать причины и обстоятельства способствующие этому прессу.

Личностные результаты: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, проявляют способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты: Учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Овладевают умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации; проявляют способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Ожидаемый результат: закрепления знаний учащихся о политическом, экономическом развитии стран Европы в XV-XVI вв.

Оборудование: карта «Великие географические открытия», таблицы, кластер, памятка-алгоритм, творческие задания, опережающее задание - эскиз памятника Магеллану.

План:

  1. Великие географические открытия.
  2. Появление мануфактур.
  3. Абсолютизм в Европе.
  4. Реформация.
  5. Ранние буржуазные революции.
  6. Проверка домашнего задания (опережающее) На доске работы учащихся.

Творческое задание: представьте себе, что вы участники конкурса на лучший проект памятника « Первооткрыватель». Сейчас состоится защита эскиза памятника, работ - творческий текст, который мы сейчас услышим. (сопровождается слайдами на данную тему, музыкой) Участники групп по очереди защищают свои работы.

Эпиграф урока

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
А.С.Пушкин

Сегодня мы погрузимся в мир Нового времени. Почему ученые назвали его «новым»? (ответы учеников)

Как уже было сказано, Великие географические открытия сменили старые представления о мире более достоверными знаниями. Торговые пути изменили своё направление. Оживилась предпринимательская деятельность, наблюдается появление банков, бирж, рост городов.

Задание I: "Историческая разминка"

Задание №1. "Даты. Установите соответствие событие - дата" (карточка).

  1. Первое кругосветное путешествие Магеллана (1555г.)
  2. Аугсбурский религиозный мир в Германии (1640г.)
  3. Варфоломеевская ночь (1588г.)
  4. Образование Республики Соединённых провинций Нидерландов (1660г.)
  5. Созыв Долгого парламента в Англии. Начало революции (1572г.)
  6. Реставрация монархии, окончание революции в Англии (1519-1521гг.)

Задание II: "Согласны ли вы со следующими утверждениями?" (карточка)

  1. Реформация проходила в Европе в XV веке (да; нет) работа в группах.
  2. Томас Мюнцер - вождь народной Реформации в Англии (да; нет).
  3. Основным результатом победы Реформации в Англии и окончания гражданских войн во Франции стало укрепление в них абсолютизма (да; нет).
  4. Для борьбы с Реформацией был создан орден иезуитов (да; нет).
  5. Революция в Англии уничтожила абсолютизм (да; нет).
  6. Тридцатилетняя война - война между Англией и Испанией за первенство на морях (да; нет).
  7. Учение Кальвина способствовало развитию предпринимательства (да; нет).

Задание III: Раздаются списки слов по данной теме. Дайте определение следующим терминам устно (фронтальный опрос):

  • колония;
  • метрополия;
  • мануфактура;
  • реформация;
  • абсолютизм;
  • пуритане;
  • гугеноты;
  • гёзы;
  • гражданская война;
  • парламентская монархия
  • капитализм.

Проверка индивидуальных заданий и выставление отметок.

Учитель: В XV-XVI веках были сделаны Великие географические открытия.

Работа в группах (составление кластера, аргументы, защита)

  • 1 группа. Каковы причины Великих географических открытий?
  • 2 группа. Каково значение Великих географических открытий?

Вывод: Как уже было сказано, Великие географические открытия изменили старые представления о мире, изменили жизнь людей в целом. Это было время развития нового типа - рыночного хозяйства. Дух предпринимательства преобразует экономику. Происходит зарождение капиталистического хозяйства. Одним из признаков рождения капитализма является развитие мануфактур.

- Объясните, почему возникновение мануфактурного производства считается признаком рождения капитализма? Что такое мануфактура нового времени?

Задание IV: Заполните таблицу (ответы устно)

Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Отличие мануфактур от ремесленных мастерских.

Вопросы для сравнения ремесленная мастерская капиталистическая мануфактура.

Кто работал на предприятии?

Кому принадлежали орудия труда и изготовленная мануфактурная продукция?

Существовало ли разделение труда? (Ответы учащихся)

Слово учителя: XVI - XVII века - это время формирования абсолютистских государств.

Задание V: В чем заключается отличие в мировоззрении средневекового человека и человека Нового времени? (фронтальный опрос)

Вывод: XVI-XVII века - время, когда очень быстро происходит рост знаний о человеке, природе, обществе. В эпоху Возрождения совершился великий поворот к человеку, вырос интерес к земной жизни. Критическое отношение и любознательность способствует рождению новой науки. Появляется человек нового времени, который положил конец единству католической церкви. Образовались новые христианские церкви. Этот процесс называется Реформацией.

Задание VI: работа с карточками в группах.

I. Реформация в Германии.

  • Направления Реформации
  • Основные положения М.Лютера
  • Устройство лютеранской церкви
  • Когда и в связи с какими событиями возникло выражение: "Чья страна, того и вера".

II. Реформация в Швейцарии.

  • Продолжите суждение: Учение Ж. Кальвина пользовалось поддержкой дворянства и молодой нарождающейся буржуазии, так как ________________.
  • Случилось так, что Папа Римский послал в Женеву своего шпиона, поручив ему прислать отчёт обо всём, что он там увидит. Представьте себе, что могло быть в этом отчёте и напишите его.

III. Реформация во Франции.

  1. Заполните таблицу: "Причины участия в гугенотском движении представителей французского общества". Участники движения против католической церкви Причины участия в движении
  2. Историки называют Генриха IV Бурбона "Королём, спасшим Францию". Как вы думаете, какие действия короля позволили ему получить столь лестную характеристику? Согласны ли вы с нею? ответ запишите в виде плана.
    1. __________________
    2. __________________
    3. __________________
    4. __________________
    5. __________________
    6. __________________

Проверка работ (устно).

Слово учителя: Изучаемое нами время это ещё и время ранних буржуазных революций: Нидерландская революция, революция в Англии.

Задание VII: используя памятку-алгоритм устно охарактеризовать революции.

Памятка алгоритм.

  1. Причины революции.
  2. Задачи революции ("зеркально" причинам).
  3. Движущие силы.
  4. Основные события.
  5. Итоги.
  6. Значение.

Вывод: Технические и научные изобретения позволили совершить Великие географические открытия. Изменили жизнь людей, способствовали развитию техники.Реформация подготовила почву для развития нового мышления и восприятия мира. Главное страны Европы подошли в своем развитии к эпохе Просвещения и преобразований

Оценки. Домашнее задание.