Задачи:
- Расширение представлений детей о космосе, обогащение словарного запаса.
- Развитие психических процессов, мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
- Формирование познавательной активности, потребности в познании окружающего мира.
- Развитие произвольной регуляции и самоконтроля деятельности.
Оборудование и инвентарь:
- интерактивная доска (экран), медиапроектор, компьютер, колонки;
- презентация PowerPoint;
- тетради для учащихся;
- карточки – задания;
- листочки бумаги и гуашь для клякс.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Определение темы занятия
На слайде надпись: ОМСОКС
- Как вы думаете, что здесь написано?
- Переставив буквы в этом слове, вы узнаете тему нашего занятия. (Если дети не могут справиться с заданием, то подсказка: поменяйте местами буквы одинакового цвета и тогда сможете прочесть это зашифрованное слово)
Ответ: КОСМОС.
- 12 апреля в нашей стране отмечается как День Космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Многовековая мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли, нашим соотечественником Ю. А. Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного.
- И сегодня мы с вами тоже совершим путешествие в космос, побываем на разных планетах и узнаем много интересного. Но вначале нам надо подготовиться к полёту. Для этого выполним упражнение.
2. Кинезиологическое упражнение «Перекрёстный шаг» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Одновременно дети совершают движения глазами влево-вправо. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Готовим транспорт
- На чём мы с вами можем отправиться в полёт?
- Нарисуйте в тетрадях по клеточкам точно такую же ракету, как на образце.
4. Определяем маршрут
- Транспорт для путешествия готов. Осталось определить маршрут. Сразу оговорюсь, что названий планет, обозначенных в нашем маршруте, не существует на самом деле. Тем интереснее, не правда ли? Ведь это игра!
Дети получают карточку. Задание: решить примеры, ответы записать в круг и соединить ответы в порядке убывания чисел стрелками.
- Итак, маршрут определён. До старта нашей ракеты осталось 10 секунд. (Дети отсчитывают секунды: 10, 9, 8, 7 ...).
- Старт!
5. Планета «Звездочётов»
- Мы на планете Звездочётов. Солнечная система получила своё название в честь Солнца. А что такое Солнце? Попробуйте подобрать ключик к шифровке и ответить на вопрос. (Дети выполняют задание в тетради).
Ответ: ЗВЕЗДА.
- Вспомните один из ясных вечеров, когда небо было усыпано крошечными светлячками. Это звёзды. Они кажутся нам маленькими, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле, звёзды - огромные раскаленные шары, состоящие из газа. Солнце - это тоже звезда, самая близкая к нам. Издавна звездочёты (сейчас их называют «астрономы») пытались сосчитать, сколько всего звёзд на небе. Давайте и мы узнаем, сколько звёзд на небе. Для этого из каждой строки выпишите в пустые клетки только те буквы, которые есть в русском языке. (Дети выполняют задание в тетради).
- На помощь астрономам пришёл телескоп, и теперь можно сказать, что звёзд на небе примерно 200 миллионов. Все они разные: старые и молодые, великаны и карлики. И цвет у них разный. Если звезда очень горячая, то она белого или чуть голубоватого цвета. Если попрохладнее, как наше Солнце, то жёлтого или оранжевого. Холодные звёзды красного цвета.
6. Планета «Солнечная семейка»
- А мы продолжаем полёт, и наша ракета устремляется к планете Солнечная Семейка. Здесь мы узнаем о Солнечной системе. Это родной дом нашей планеты Земля. У звезды под названием Солнце есть большая и дружная семейка: 8 детишек разного возраста. Это планеты Солнечной системы. Они расположены в таком порядке от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Все они вращаются вокруг Солнца.
- А теперь задание: в течение одной минуты постараться запомнить названия планет Солнечной системы, а затем записать их в тетради. (Дети выполняют задание. Проверка.)
7. Планета «Весёлых человечков»
- Держим путь на планету Веселых Человечков. Космонавт должен очень хорошо ориентироваться в пространстве. Давайте и мы с вами выполним задания весёлых человечков.
Проводится игра с помощью карточек нейропсихологической игры «Раз, два, три - попробуй, повтори!»
8. Планета «Загадочная»
- Вселенная, или космос, необъятна. Но пройдет много-много лет, и люди, наверное, научатся летать к любым, даже самым далеким планетам и звёздам. Наша ракета продолжает полет. Летим на планету Загадочную. А кто живёт на этой планете, мы придумаем сами. И помогут нам в этом кляксы.
Задание: капните в центр листочка капельку краски, согните листочек пополам, разогните лист. Рассмотрите, что у вас за инопланетянин у вас получился. Можно дорисовать ему недостающие детали фломастером и придумать ему название.
9. Планета «Развлечений»
- Заканчиваем путешествие посещением планеты Развлечений. Здесь нас ждет игра под космическим названием «Центрифуга». Центрифуга - это устройство, которое используется при тренировке космонавтов.
Задание. Берём количество стульев, равное количеству игроков, и ставим их таким образом, чтобы передние ножки стояли на одной линии. По команде игроки садятся на свои стулья и, приподнявшись вместе со стульями, делают три полных оборота, затем снова садятся, при этом стараясь поставить передние ножки стульев на исходную линию.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
10. Подведение итогов
- Межпланетное путешествие закончено. Мы возвращаемся на Землю. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Что вам запомнилось? Понравилось?
Источники информации
- Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
- Мищенкова Л.В. «25 развивающих занятий с первоклассниками» - Ярославль: Академия развития, 2005 г.
- Языканова Е.В. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 1 класс. - Санкт-Петербург, 2011.
- Рисунок ракеты по клеточкам https://fsd.multiurok.ru/html/2019/09/25/s_5d8ba4bf536e6/1211623_4.jpeg