Разработка уроков по теме "Представление данных" (курс "Вероятность и статистика")

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Урок «Представление данных»

Цели урока:

  • образовательная: сформировать понимание, какие бывают таблицы, используемые в статистике; научиться разбираться в структуре таблицы и находить в ней нужную информацию, структурировать информацию и представлять её в виде таблицы;
  • развивающая: развитие творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков при работе;
  • воспитательная: воспитание трудолюбия, самостоятельности в выборе способов решения задач.

Оснащение урока: универсальные средства ИКТ: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация (PowerPoint), распечатанные материалы (при необходимости).

Слайд 1 ,2

Приветствие учащихся и вводное слово о новом курсе в общем. Организационный момент.
В начале урока стоит рассказать, что за новый учебный курс предстоит изучать обучающиеся. Что такое статистика (наука, которая занимается способами сбора, обработки и представления больших массивов данных). Теория вероятности — раздел математики, изучающий случайные явления. Опираясь на математические законы вероятностей, специалисты-статистики могут не только собирать данные и выдвигать предположения, но и проверять их, а также делать достоверные выводы и полезные прогнозы.
Вы начинаете изучать курс «вероятность и статистика». Вы увидите, как математика помогает понять многие сложные и изменчивые явления повседневной жизни.

Слайд 3

Для удобного и информативного представления большого объёма данных используются таблицы.
Таблица — самая простая форма (способ) структурирования данных.
Таблицы окружают вас повсюду. Давайте вспомним с какими таблицами вы уже работали на уроках, с какими сталкивались в обыденной жизни (таблица умножения, расписание уроков, страницы в школьном дневнике, кассовый чек в магазине и многие другие).
Стоит отметить, что таблицы состоят из строк, в которых в основном принято указывать показатели, и столбцов (колонок), в которых указываются данные, которые анализируются. На пересечении строки и столбца размещаются ячейки с конкретными значениями по определенным показателям и данными.
Рассмотрим примеры составления таблиц и поиска в них информации.

Слайд 4, 5

Пример К новому учебному году семье Ивановых надо закупить канцелярию для троих детей, а также главе семьи для работы. Мама поручила старшему сыну Владиславу, который перешел в 7-й класс, собрать информацию, что и в каком количестве нужно купить. Владислав собрал информацию и распечатал на отдельных листах, а затем решил, что в таком виде будет неудобно и нужно собрать все данные в одну таблицу. Владислав подготовил электронную таблицу и внёс информацию о количестве ручек с синей пастой и тетрадей на 48 листов (табл. 1)
Внимательно ознакомьтесь с информацией в таблице 1 и в списках с рисунка 1. Какой товар, необходимый для приобретения, не вошёл в таблицу? Давайте заполним таблицу до конца (предлагается парная работа).
* в приложении данное задание представлено в отдельном файле, можно раздать ученикам, как раздатку, чтобы было удобнее работать
Приведите примеры таблиц, которые вам встречались в торговых центрах, на железнодорожных станциях, в аэропортах, на улице.

Слайд 6

Таблицы бывают простыми, в которых отсутствует деление на группы и приведено простое пересечение показателей объектов. Простые таблицы делятся на:
• хронологические — показателями являются периоды времени и даты (табл. 2);
• территориальные — показателями является пересечение территории (страны, города, области и т.д.) (табл. 3);
• перечневые — показателями являются назначенные единицы (табл. 4).

Слайд 7

Чаще на практике встречаются другие виды таблиц, они называются групповые, в которых выделена одна группировка, например, население делится на городское и сельское, или население может быть разделено на женщин и мужчин, или детей и взрослых

Слайд 8

Также выделяют комбинированные (комбинационные) таблицы; они, как правило, сложные, с многоуровневой группировкой
Прокомментировать, что это таблица с несколькими группировками и с различными показателями и данными.

 

Слайд 9

Предлагается учащимся выполнить задание №2 со стр 7. Данное задание можно предложить выполнить как в парах, так и в небольших группах по 3-4 человека в зависимости от уровня подготовки учащихся класса

Слайд 10

# при наличии времени можно проговорить о РОССТАТе
Статистика как наука всегда «работает» с реальными данными, анализирует, упорядочивает их, описывает, делает реальные выводы и принимает решения.
В нашей стране сбором и обработкой статистических данных занимается федеральная служба государственной статистики — РОССТАТ.

Слайд 11

Домашнее задание
Лучше начать обсуждение минут за 5 до окончания урока. Обсудить несколько минут необходимость правильного питания.
На слайде приведен пример меню, на выбор учителя, в зависимости от уровня подготовленности учеников, можно продемонстрировать уже готовый образец, либо предложить только основу таблицы, убрав элементы рациона.

Урок «Извлечение и интерпретация табличных данных»

Цели урока:

  • образовательная: сформировать понимание, какие бывают таблицы, используемые в статистике; научиться разбираться в структуре таблицы и находить в ней нужную информацию, структурировать информацию и представлять её в виде таблицы;
  • развивающая: развитие творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков при работе;
  • воспитательная: воспитание трудолюбия, самостоятельности в выборе способов решения задач.

Оснащение урока: универсальные средства ИКТ: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация (PowerPoint), распечатанные материалы (при необходимости).

Слайд 2

Вспомнить чему научились на прошлом уроке. Ответить на вопросы по теме «Таблицы»

Слайд 3

Приводимые в таблицах данные всегда упорядочиваются по какому-то признаку (по алфавиту, хронологически, от большего к меньшему и т.д.). Данное представление не всегда может оказаться удобным для поиска информации, и вам может потребоваться упорядочить данные по другому признаку.
Давайте посмотрим на таблицу. В ней легко найти данные о нужном городе, но на вопрос «Какой город в России являлся пятым по численности населения в 2021 году?» отвечать неудобно. Как вы думаете, что нужно сделать с таблицей, чтобы нам было удобно ответить на этот вопрос?

  • Упорядочить по столбцу 2021
  • Оставить только столбцы с нужным для нас годом и названием городов

Слайд 4

Построенной таблицей пользоваться гораздо удобнее
В зависимости от стоящей задачи данные в таблицах упорядочивают разными способами

Слайд 5

В таблице даны результаты забега на 100 м мужчин, занимающихся в спортивном клубе. Для участия в городских соревнованиях по бегу на 100 м тренер хочет отобрать не более восьми лучших бегунов, но только тех, у кого результат не превосходит 11,5 с. Сколько бегунов удовлетворяют этому условию? Как нужно изменить границу отбора, чтобы отобранных бегунов было ровно восемь?
#Ответ к заданию появляется после нажатия клавишей мыши. Поэтому есть возможность обсудить вопросы с классом, а после увидеть ответ на экране. В учебнике приведено решение, поэтому желательно, чтобы дети не подсматривали в учебник.

Слайд 6

Предложен пример из банка заданий ВПР
#Ответ к заданию появляется после нажатия клавишей мыши.
Найдем по таблице изделие Безе, узнаем время выпекания (100-150) и определим наименьшее -100.

Слайд 7

Предложен пример из банка заданий ВПР
#Ответ к заданию появляется после нажатия клавишей мыши.
Сначала стоит отыскать к какому столбцу относится 65 г (60-79 г), затем найдем строку в соответствии с видом письма (вторая) и на пересечении узнаем, что стоимость 59.

Слайд 8

Предложен пример из банка заданий ВПР
#Ответ к заданию появляется после нажатия клавишей мыши.
В данном задании нужно оценить 2 характеристики телефона: стоимость и оперативная память. Первоначально можно предложить проанализировать оперативную память и мы увидим, что подойдет только два телефона: №2 и №4, однако только под номером 2 соответствует заявленной стоимости.

Слайд 9

Предложен пример из банка заданий ФИПИ (ОГЭ) *любимые задачи с шинами
#Ответ к заданию появляется после нажатия клавишей мыши.
Проанализируем таблицу. Найдем столбец с диаметром диска 19. Мы увидим ,что ширина 225 для данного диаметра недоступна, поэтому минимально возможной будет 245.

Если представлены два признака для поиска в таблице: с учащимися будет полезно отработать навык выбора того признака, который является более удобным, чтобы начать поиск, а какой признак использовать как отсеивающий неподходящие выборы, прошедшие по первому признаку. Т.е. по какому признаку начать поиск и каким признаком провести отсеивание неподходящих выборов.

Слайд 10

# дополнительные задачи
ЗАДАНИЕ 1 По таблице определите:
1. увеличивается или уменьшается численность населения города Орла;
2. на сколько человек уменьшилась численность населения города в 2023 году по сравнению с 2021 годом.
Ответ: а) уменьшается; б) 7 063 чел.

Слайд 11

ЗАДАНИЕ 2 По таблице 4 назовите фамилии обучающихся, имеющих оценки только «4» и «5».
Ответ: Назаров, Путилов.
ЗАДАНИЕ 3 По таблице 5 определите, увеличилось или уменьшилось население города Омска в 2023 году по сравнению с 2020 годом и на сколько человек.
Ответ: уменьшилось, 2 391.

Слайд 12

ЗАДАНИЕ 4 Рассмотрите таблицу 9. Сколько спортсменок набрали меньше 350 баллов? Назовите их фамилии.
Ответ: три; Моторина, Дмитриева, Богданова.

Слайд 13

Домашнее задание предлагается из учебника

См. продолжение разработки