Цель занятия: формирование основ финансовой культуры у дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет», «потребности человека»;
- учить основам планирования семейного бюджета.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, диалогическую речь, любознательность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.
Воспитательные:
- воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Ход занятия
Мотивационный этап – вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас гости, давайте скажем им «здравствуйте».
В: Молодцы, у меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам, давайте все улыбнёмся.
В: Ребята, у каждого из вас есть семья. Что такое семья? Расскажите из кого состоит ваша семья? (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).
В: Семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
В: Что делает мама? (работает, стирает, убирает, готовит обед)
В: А чем занимается папа? (работает, занимается ремонтом квартиры и т.д.)
В: Как вы с папой помогаете маме? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи)
В: Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, как вы думаете, что необходимо? Но прежде, чем ответить, отгадайте, пожалуйста, загадку
В кошелёк мы их кладём, с ними в магазин пойдём. (Деньги)
В: Верно, нам нужны деньги. А вы знаете, как в вашей семье появляются деньги? (мама и папа работают)
В: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату. Если сложить вместе зарплату папы и зарплату мамы, то получается доход, составляющий семейный бюджет. (могут сказать про дедушку и бабушку, тогда плюс их пенсия)
В: Давайте повторим: доход- это семейный бюджет.
Содержательный этап – основная часть
В: Очень хорошо, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие: будем тратить семейный бюджет.
В: У нас есть автобус-кошелек, в который мы положим зарплату мамы и зарплату папы. Сначала мы отправимся на станцию «Нужно» (включается музыка, исполняем движения) Вот мы и прибыли на станцию «Нужно».
В: В первую очередь на что тратит деньги ваша семья?
Д: Питание, бытовые товары, одежда и обувь, образование, бытовые товары и квартплата. (Дети прикрепляют деньги к данным окошкам).
В: Ох, вот мы с вами и потратили весь семейный бюджет! Но у нас ещё есть станция «Хочу», на которую не осталось денег. Нам надо сэкономить, а что надо сделать, чтобы было меньше расходов? Давайте с вами поиграем в игру «Как сберечь наши деньги».
Поочередно появляются картинки: капает вода из крана; в пустой комнате горит свет и работает телевизор; питаемся дома, а не в кафе.
Детям предлагают ответить на вопрос «Как здесь можно сэкономить?» (сэкономленные деньги складываем обратно в автобус-кошелек)
Вот мы с вами сэкономили и теперь можем потратить наши деньги на то, что мы хотим.
Отправляемся на станцию «Хочу». (включается музыка, исполняем движения). Прибыли на станцию «Хочу».
В: Ребята, нам надо выбрать куда мы потратим сэкономленный семейный бюджет?
Парк, море, сладости, кинотеатр. (Дети прикрепляют деньги к окошкам)
Рефлексивный этап – заключительная часть
В: Молодцы, вот и закончилось наше путешествие по станциям «Нужно» и «Хочу», мы с вами потратили весь семейный бюджет. Сегодня вы узнали, что у каждой семьи есть семейный бюджет, что у каждой семьи есть доходы и расходы.
В: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Доход-расход». Присаживайтесь пожалуйста на стулья. Я вам говорю выражение, а вы отвечаете доход это или расход.
- Папа получил зарплату — Д.
- Бабушка заболела — Р.
- Выиграли в лотерею — Д.
- Продали урожай— Д.
- Порвались штаны — Р.
- Заплатили за воду — Р.
- Купили конфеты — Р.
- Сэкономили на электроэнергии и воде – Д.
- Съездили на море — Р.
В: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали и узнали много интересного про семейный бюджет, мне с вами тоже было очень интересно, и я хочу подарить вам игры, чтобы вы познакомили с этой темой своих друзей.