Музыка В.С.Дашкевича в экранизациях детективных произведений о Шерлоке Холмсе как средство передачи художественных образов и атмосферы

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


Цель: Доказать взаимодействие и взаимосвязь видов искусств - музыки, литературы и кино на примере творчества композитора В.С.Дашкевича.

Задачи:

  • Познакомить с музыкой В.С.Дашкевича к экранизациям детективных произведений А.Конан Дойла.
  • Доказать, что музыка в кинофильмах способствует раскрытию художественных образов, способствует созданию атмосферы и «духа» времени, обогащает и углубляет характеры и настроения героев.
  • Пробудить интерес к творчеству А.Конан Дойла и В.С.Дашкевича.
  • Повысить интерес к изучению «золотого фонда» российской кинематографии.

Композитора В.С.Дашкевича не изучают в школе, но его музыку знает подавляющее большинство взрослых и детей. Пускай о нем не так уж много говорят, однако тысячи и миллионы с упоением вслушиваются в звуки его произведений. Они легко узнаваемые и запоминающиеся. Они мелодичны и ёмки. В них содержится не меньше истории и картинности, чем в самом искусстве кинематографа. Все очень просто: если вы когда-нибудь смотрели «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», то вы слышали и композиции Владимира Дашкевича. Представить себе кинематограф советского времени без такой яркой и выдающейся личности, как Владимир Дашкевич, попросту невозможно.

Советский и российский композитор Владимир Сергеевич Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве. Его отец — Сергей Леонидович — был репрессирован в 1938 году по ложному доносу, освобожден в 1954 году. В 1956 году Владимир Дашкевич окончил Московский институт тонких химических технологий, получив диплом инженера-химика. После окончания института начал работать на заводе «Вулкан» и тогда же стал посещать семинары самодеятельных композиторов при Московском союзе композиторов. В 1959 году начал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую консерваторию, однако поступить не смог. После этого Дашкевич успешно сдал экзамены в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Занимался композицией у Арама Ильича Хачатуряна на заочном отделении. Институт Гнесиных Дашкевич окончил с отличием, тогда же создал первые большие работы — симфонию и ораторию "Фауст".

В 1962 году Дашкевич ушел с завода, чтобы посвятить себя музыке. Работал педагогом по фортепиано, затем преподавал анализ музыкальных произведений в институте имени Гнесиных. В 1965 году Дашкевич получил первый заказ — написать музыку к мультфильму "Медвежонок на дороге» и после успеха стал получать приглашения от режиссёров. В 1973 году композитор был приглашен Яковом Сегелем для создания музыки к картине для детей "Капля в море". В этом фильме впервые прозвучала его знаменитая "сказочная тема", которая приобрела широкую известность, благодаря телепередаче "В гостях у сказки", музыкальной заставкой которой она стала. Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах "Ералаша». С тех пор Дашкевич регулярно пишет музыку для кино. Она звучала в таких фильмах, как "Клоун", "Там, на неведомых дорожках…", "Пеппи Длинный чулок", "Собачье сердце", "Ворошиловский стрелок", «Зимняя вишня» и других. Наибольшую известность композитору принесла музыка к циклу телефильмов Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе снятых в 1979-1986 годах. Как возник этот творческий союз, и как возникла идея создания фильма по рассказам Конан Дойла, нам помогут узнать воспоминания режиссёра, актёра и композитора.

Режиссёр Игорь Фёдорович Масленников описывает это так: «Сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид, приехали однажды в Ленинград, явились на «Ленфильм» и положили на стол главного редактора сценарий. Никто этот сценарий не заказывал. Это была их личная инициатива — экранизировать два ранних произведения Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и «Пёстрая лента». Им, видите ли, захотелось поразвлечься на безыдейных просторах викторианской эпохи. В том, что я «клюнул» на него, большое значение сыграла обстановка в стране: хотелось улететь куда-то в заоблачные дали, заняться чем-то приятным, не связанным с тогдашней повседневностью». [1]

Сценарий назывался «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Основная ошибка двухсот фильмов, ранее снятых по рассказам о Шерлоке Холмсе во всем мире, заключается в том, что везде фигурирует только Холмс. Режиссёр отмечает, что все рассказы о Холмсе написаны будто бы Ватсоном. А в фильмах Ватсон незаслуженно оказывается за кадром. При этом исчезает парность персонажей. А дальше сам режиссёр превращается в настоящего сыщика, он изучает образ доктора Ватсона и выясняет, что на Ватсона действительно мало обращают внимание. Так, в лондонских трактовках Ватсон самый разный: толстый, тонкий, с усами, с бородой, в очках, без очков, рыжий, черный, лысый, то есть никакой. Он как бы неуловим. В сценарии Дунского и Фрида Масленникову понравилось именно то, как поразительно точно и с иронией были выписаны взаимоотношения двух человек. Ватсон стал интересным, живым. Режиссёр подумал: «Почему бы это не снять?» и в фильме оказался очень удачным подбор двух главных героев: Василий Ливанов – Шерлок Холмс и Виталий Соломин – доктор Ватсон.

Вот как вспоминает свою первую встречу с Шерлоком Холмсом актёр Василий Ливанов:

«Мальчишкой, читая Конан Дойла, я, как и большинство подростков, был в мечтах самим Шерлоком Холмсом. Хотя я никогда не думал, что когда-нибудь буду играть роль этого роскошного мужика. С тех пор прошло много лет. Когда мне, уже опытному актёру, предложили роль великого сыщика, я не то чтобы вспомнил свою мечту – я понял, что никогда с ней не расставался. Боясь растерять чудесный мир, оказывается, бережно хранимый в душе все эти годы, я не стал перечитывать Конан Дойла. Мне, мальчишке сороковых годов, выпала неслыханная удача: всерьёз превратиться в Шерлока Холмса. Разве это не чудо?». [2]

Актёр решил не перечитывать ни строчки, под взрослым, рассудочным взглядом хрупкая мечта может рассыпаться, исчезнет свежесть переживаний, детская вера в условия игры испарится. А с другой стороны, годы, возраст окрасили мальчишеские восторги некоторой иронией. И вот это сочетание восторга перед героем и иронического отношения и родило стилистику всего фильма.

И только когда первые фильмы сериала прошли по экранам, и мнение зрителей и критики было единодушно одобрительным, Ливанов однажды вечером решился раскрыть томик заветных рассказов Артура Конан Дойла. Прочёл знакомый шрифт заглавия «Собака Баскервилей», пробежал глазами первые строчки и только на рассвете закрыл книгу. «Великий сыщик оставался верен нашей дружбе все эти долгие годы. Шерлок Холмс, доктор Ватсон и я снова пережили захватывающие приключения».

Композитор Владимир Сергеевич Дашкевич к работе над музыкой к фильму отнёсся сначала можно сказать легкомысленно. Фильм уже снимали, а он ещё не приступал к работе.

«До музыки было ещё очень далеко. Я думал – когда ещё фильм будут снимать, потом через какое-то время мне его покажут… И вдруг из Ленинграда в Москву звонит Игорь Фёдорович и говорит: «Вы знаете, я тут послушал заставку к культурной программе ВВС, и мне кажется, эта музыка похожа на то, что нужно в Шерлоке Холмсе. Это Британия, это империя, в ней и джентльменство, и ирония, и могущество, и оптимизм, и благородство…». [3] Нужно отметить, что передачу ВВС в советский период услышать было непросто, а данная передача о культуре шла только в пятницу вечером. Звонок же раздался в субботу утром. И конечно за неделю композитор забыл её послушать, а в субботу режиссёр снова позвонил. Так прошли три недели, когда композитор забывал, а режиссёр снова звонил. Дашкевич уже чувствовал, что Масленников начинает напрягаться. И в очередной раз, когда композитор снова забыл, а режиссёр снова позвонил, Дашкевич от отчаяния просто взял телефон на длинном шнуре, пододвинул его к роялю и сыграл первое, что пришло в голову. И эта была заставка к Шерлоку Холмсу, о которой говорил Игорь Фёдорович. Он как мудрый человек сказал: «Владимир Сергеевич, только ни в коем случае не оставляйте так, вот сейчас возьмите карандаш и запишите, вы ж потом забудете». Вот так, можно сказать случайно, родилась главная тема – лейтмотив фильма, воплощающий в себе образ Англии и самого Шерлока Холмса.

Какие же образы создаёт эта музыка? Триумфальное вступление Холмса в литературу пришлось на последний период викторианской эпохи - годы правления (1837-1901) королевы Виктории. При ней произошел рывок во многих областях научно-технического развития, также в викторианскую эпоху сформировалось мировоззрение писателя Артура Конан Дойла. Лондон Шерлока Холмса - это викторианский Лондон газовых фонарей и вошедших в пословицу туманов, бесконечных причалов на Темзе, респектабельных кварталов и гнусных притонов, город, где еще не повывелись бесподобно описанные Диккенсом чудаки и юная беспризорная братия. Его Англия - это викторианская Англия ухоженных, но еще не полностью причесанных ландшафтов, украшенных благообразными сельскими особняками, попадая на плотно закрытые двери которых он различает вещи совсем не благообразные.

Холмс неотделим от образа Лондона, житель викторианской Англии, лондонец, великолепно знающий свой город. Его можно считать домоседом, и он выезжает за пределы города или страны только в случае крайней необходимости. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку».

«В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире, нередко наполняя её удушливыми или зловонными парами, или тренируется в стрельбе, выбивает выстрелами вензель королевы Виктории на стене комнаты».

Вот каково первое впечатление доктора Ватсона: "Холмс, безусловно, был не из тех, с кем трудно ужиться. Он вёл спокойный, размеренный образ жизни и обычно был верен своим привычкам. Редко когда он ложился спать после 10 вечера, а по утрам, как правило, успевал позавтракать и уйти, пока я ещё валялся в постели. Иногда он (Шерлок) просиживал целый день в лаборатории, иногда - в анатомичке, а порой надолго уходил гулять, причём эти прогулки, по-видимому, заводили его в самые глухие закоулки Лондона. Его энергии не было предела, когда на него находил рабочий стих, но время от времени наступала реакция, и тогда он целыми днями лежал на диване в гостиной, не произнося ни слова и почти не шевелясь. В эти дни я подмечал такое мечтательное, такое отсутствующее выражение в его глазах, что заподозрил бы в его пристрастии к наркотикам, если бы размеренность и целомудренность его образа жизни не опровергала подобных мыслей». [4] (Слушать «Увертюру»).

У Конан Дойла есть целый ряд женских образов. Например, миссис Хадсон. Она представляет собой женщину, которая хочет содержать дом в чистоте и часто борется по этому поводу с Шерлоком Холмсом. Ватсон описывает миссис Хадсон как очень хорошего повара, практически не касается описания её внешности и не указывает её имя. Почти во всех экранизациях она, как правило, изображается одинокой пожилой женщиной, хотя в редких случаях она предстаёт молодой женщиной — например, в аниме-сериале «Детектив Холмс», в котором её зовут «Мария». Другими женскими образами являются, как правило, девушки, попавшие в беду, или ставшие заложницами каких-то чужих преступных мыслей и действий. Зачастую, у Конан Дойла это утонченные нежные создания. Вот, например, образ девушки Элен Стоунер в рассказе «Пёстрая Лента». Элен появляется у Шерлока рано утром.

«- Не холод заставляет меня дрожать, мистер Холмс, - тихо сказала женщина, подсаживаясь к камину.

- А что же?

- Страх, мистер Холмс, ужас!

С этими словами она подняла вуаль, и мы увидели, как она возбуждена, какое у нее посеревшее, осунувшееся лицо. В ее глазах был испуг, словно у затравленного зверя. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах уже блестела седина, и выглядела она усталой и измученной.

Шерлок Холмс окинул ее своим быстрым и всепонимающим взглядом.

- Вам нечего бояться, - сказал он, ласково погладив ее по руке. – Я уверен, что нам удастся уладить все неприятности…». [5]

Мэри Морстен впервые появляющаяся в произведении «Знак четырёх» очаровывает своей миловидностью и чистотой доктора Ватсона и даже становится его женой. «Это была совсем молодая девушка, блондинка, хрупкая, изящная, одетая с безупречным вкусом и в безупречно чистых перчатках. Но в её одежде была заметна та скромность, если не простота, которая наводит на мысль о стеснённых обстоятельствах. На ней было платье из тёмно-серой шерсти, без всякой отделки, и маленькая шляпка того же серого тона, которую слегка оживляло белое перышко сбоку. Лицо её было бледно, а черты не отличались правильностью, но зато выражение этого лица было милое и располагающее, а большие синие глаза светились одухотворенностью и добротой».

Чтобы показать эти чистые, нежные образы, В.С.Дашкевич использует уникальный и универсальный жанр - вальс. И в тех сериях фильма, где героинями являются женские образы, звучат именно вальсы, например, «Вальс Берилл».

Из этих строк уже понятно, что Шерлок Холмс был настоящим джентльменом, очень тонко и тактично относился ко всем страдающим и беззащитным женщинам, и даже, зачастую, не брал вознаграждений за свою оказанную помощь. Но в одном из рассказов, «Скандал в Богемии», по воле Конан Дойла появляется необычная женщина - Ирен Адлер. Она сумела разгадать замысел Холмса, когда тот под видом священника, раненного в драке с нищими, проник в её дом, она сбежала. Холмс считал это дело своим поражением (несмотря на то, что добился своей главной цели). В место вознаграждения за дело, раскрытое в этом рассказе, предложенного королём Богемии, предпочёл взять фотографию вышеупомянутой особы. Правда, скорей она не враг, а достойный соперник. Как сообщает Ватсон, после встречи с Ирэн Адлер Холмс, ранее подтрунивавший над женским умом, прекращает отпускать всякие шуточки на этот счет. Ватсон подчеркивает, что Холмс не был в буквальном смысле влюблен в Ирэн Адлер — подобные чувства «чужды его холодному уму». Но, безусловно, она вызывает у него искренний интерес.

В «Вальсе Ирен», обращает на себя внимание утончённость образа, так, ненавязчиво Владимир Дашкевич, уловивший симпатию Шерлока, описанную Конан Дойлем, передает её в своей музыке. (Слушать «Вальс Ирен»).

Какой же детектив без описания преступлений. Дела, которые раскрывает Шерлок Холмс, захватывают своей интригой и необычностью, но как всегда великий сыщик решает их с изяществом. Очень яркой характеристикой преступной изнанки лондонской жизни служит музыкальная тема, которую композитор условно назвал «У камина без Шерлока Холмса». Эта темя появляется тогда, когда Холмс находится на каком-нибудь таинственном расследовании, а Ватсон как всегда, изначально не посвящённый в суть дела, расследуемого Холмсом, теряется в догадках. Мы знаем, что в романе и фильме Шерлок «вхож» в самые закоулки преступности Лондона, знает все тонкости, манеры, повадки преступников и умело может перевоплощаться из образованного джентльмена и в старика кебмена, в преступника, нищего оборванца и даже в женщину. Вот поэтому музыкальная тема Дашкевича настороженна, основана буквально на трёх выразительных интонациях, с чётким ритмом крадущихся шагов. (Слушать «У камина без Шерлока Холмса»).

Надо сказать, что В.С.Дашкевич сочинил и использовал в фильмах о Холмсе более сорока музыкальных тем – характеристик. Каждой теме композитор дал своё название, например: «Предчуствие», «Профессор Мориарти», «Схватка», «Погоня», даже есть «Тема болот» из «Собаки Баскервилей». Любая из этих мелодий могла бы стать поистине «хитом», но скромно звучит за кадром.

По высказываниям режиссёра Игоря Фёдоровича Масленникова, работа над фильмами о Холмсе была очень похожа на работу самого Конан Дойла над своими рассказами. Как известно, он не собирался так много писать о Холмсе. Но первые рассказы стали настолько популярными, что народ требовал ещё. Когда режиссёр думал, что всё уже, съёмки закончились и бросался в сторону снимать что-нибудь другое, то ему напоминали, что надо ещё что-то снять о Шерлоке Холмсе. Бесспорно – успеху фильма во многом способствовала музыка композитора Дашкевича.

Вывод: Таким образом, проанализировав музыку Владимира Сергеевича Дашкевича в экранизациях детективных произведений о Шерлоке Холмсе, мы увидели взаимосвязь, взаимодействие и взаимообогащение таких видов искусств как музыка, литература и кино.

Ссылки

  1. http://www.221b.ru/history.htm
  2. http://www.221b.ru/history.htm
  3. http://www.221b.ru/history3.htm
  4. Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса» Москва, изд. «Молодая Гвардия», 1988.
  5. Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» Ленинград, изд. «Детская литература», 1984.

Используемая литература и ресурсы

  1. Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» Ленинград «Детская литература», 1984, стр. 71.
  2. Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса» Москва «Молодая Гвардия», 1988, стр 25, стр 194.
  3. Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» Москва «Хранитель», 2007.
  4. http://www.sherlock.luga.ru/znaniya
  5. http://sherlock-series.livejournal.com/636322.html http://www.erudition.ru/ref/id.44617_1.html http://uliki.mybb.ru/viewtopic.php?id=17 http://www.221b.ru/
  6. http://find-music.net/muzyka-iz-filma-priklyucheniya-sherloka-holmsa-i-doktora-vatsona.htm
  7. http://ria.ru/spravka/20140120/989638511.html http://propianino.ru/vladimir-dashkevich