Лингвистический квест "Путешествие в страну Фразеологию"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7


Лингвистический квест рассчитан на учащихся 5-7 классов.

В квесте участвуют две команды. Игра развивает познавательную активность, культуру общения, эрудицию, смекалку, формирует умение работать в команде. Задания связаны с темой «Фразеология».

Цель игры: развитие познавательной активности и познавательного интереса к русскому языку и литературе; развитие культуры общения; развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения поставленных задач; формирование умений общаться и работать в команде.

Задачи:

  • мотивировать школьников к участию в игре;
  • формировать и развивать детские команды, совместно участвующие в лингвистическом квесте;
  • расширить кругозор учащихся;
  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
  • оздать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Текст объявления

Юные друзья! Приглашаю вас в мою прекрасную и удивительную страну.
Обещаю вам интересные открытия и неожиданные сюрпризы.
Жду вас, знатоки русского языка, наше путешествие будет увлекательным и интересным!
Фразеология

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФРАЗЕОЛОГИЮ

Ведущий. Сегодня у нас необычный праздник. Мы совершим далёкое и увлекательное путешествие в страну ФРАЗЕОЛОГИЮ.

Много прекрасного в странной стране,
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.

А отправимся мы в путешествие с двумя проводниками - командами знатоков русского языка (5 и 6 классов).

Впереди нас ждёт много интересного и увлекательного. Болельщикам не придётся сидеть открыв рот и выпучив глаза, они не будем с боку припёкой своим товарищам, мы все пойдём с проводниками рука об руку, будем им хорошей опорой, ни за что не опустим в трудный момент руки и, конечно, будем болеть за свои команды.

Путешествие наше оценит строгое жюри. Именно ему предстоит назвать победителя, ту команду, которая пройдёт больше километров по стране Фразеологии.

Знакомьтесь: члены жюри: (......)

Итак, в путь!

1. Но прежде позвольте представить наших проводников. Дадим им слово. С кого начнём? Конечно, с той команды, которая младше. Молодым везде у нас дорога!

Представление команд «Лингва» и «Стиль»

Лиха беда - начало. С командами мы познакомились, с пути сдвинулись. Следуем к цели.

2. Наш первый участок маршрута – разминка. Как известно, для большого и серьёзного путешествия разминка – это не пустой звук.

Вопрос команде «Стиль».

Что это? Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Вопрос команде «Лингва»

О чем идет речь: Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Вопрос команде Стиль»

Что заваривают, затевая неприятность, хлопотное дело, её просит дырявая обувь, она в голове у путаников.

Вопрос для команды «Лингва»: Что в голове у легкомысленного человека, его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.

Давайте подведём наш первый итог. Слово жюри.

3. Мы идём дальше. Нелегко разобраться в маршруте. Придётся нашим командам поломать головы в пути.

Ой, что это? На нашем пути препятствие – страшная пропасть, на дне которой вода. (У ведущего в руке напечатанное слово «вода»)

В состав каких фразеологизмов входит слово «вода»? Команды по очереди называют фразеологические обороты, а соперники поясняют значение.

Мы преодолели опасное препятствие, давайте подведём итог. Жюри огласит результат.

4. Движемся вперёд. Я слышу стук копыт. Это к нам примчались гонцы. Они доставили командам пакеты. Проводники должны вскрыть конверты и, прочитав послание, найти в нём фразеологизмы и объяснить их значение.

Конкурс болельщиков

Пока команды преодолевают это препятствие, конкурс для болельщиков. Я показываю слово, а ваша задача – назвать с ним фразеологический оборот.

  • Сидеть…(на шее, сложа руки)
  • Держать … (в ежовых рукавицах, камень за пазухой) Знать… (на зубок, как пять пальцев)
  • Катается… (как сыр в масле) Вариться… (в собственном соку)
  • Поразить…(громом, воображение) Выводить… (на чистую воду) Дрожит… (как осиновый лист)

Команды готовы? Им слово (Команды зачитывают тексты стихов и объясняют значение фразеологизмов).

Тексты посланий

1.

Речка сбросила мостки,
Вырвалась из плена.
Все ей нынче пустяки,
Море по колено.

2.

Зги не видно.
Ночь вокруг.
И бойцу взгрустнется.
Только что-то вспомнит вдруг,
Вспомнит, усмехнется.

5. Пора шагать дальше! На развилке дорог я вижу какие-то слова. (фразеологизмы напечатаны). Всем хорошо известно понятие антонимы, то есть слова с противоположным значением. Среди фразеологизмов тоже есть антонимы. Ваша задача, дорогие проводники, найти среди предложенных выражений пары антонимов и записать их. (слова можно напечатать в два столбика, а команды соединят фразеологизмы в пары)

На ночь глядя
От горшка два вершка
Как кошка с собакой
Хоть иголки собирай
Повесить нос
Расхлебывать кашу
Не покладая рук
В час по чайной ложке
Воспрянуть духом
В мгновение ока
Заваривать кашу
Хоть глаз выколи
Чуть свет
Душа в душу
Коломенская верста
Спустя рукава

Пока команды справляются с заданием, конкурс для болельщиков.

Перед вами рисунок с изображением ног. А они, ой, как нужны туристу. В состав каких фразеологизмов входит слово «нога»?

Пора посчитать километры пройденного командами маршрута. Слово жюри.

6. Настало время командам пообщаться друг с другом, без этого в походе скука зеленая. Наши проводники приготовили друг другу рисунки, смысл которых невозможно понять, не зная значение изображенных фразеологизмов. Команды должны объяснить рисунки соперников.

7. Нелегко в походе с тяжелым рюкзаком. (Ведущий достает большой рюкзак) Давайте заглянем ко мне в рюкзак. Чего там только нет! Без этих предметов трудно придётся в стране «Фразеологии». Я буду командам вручать по вещице, а они должна назвать фразеологизмы, в состав которых входят эти слова.

  • рукавица (держать в ежовых рукавицах)
  • гайка (закручивать гайки)
  • калач (калачом не заманишь)
  • нитка (висеть на нитке)
  • замок (закрывать душу на замок)
  • иголка (сидеть как на иголках)
  • тарелка (не в своей тарелке)
  • яблоко (яблоко раздора)
  • чаша (чаша терпения)
  • нож (без ножа резать)
  • жилетка (плакаться в жилетку)
  • собака (игрушка) (собаку съел)
  • монета (платить той же монетой)
  • шляпа (дело в шляпе)
  • часы (час пик, чае от часу не легче)
  • соль (пуд соли съесть)

Уважаемое жюри, прибавьте ещё несколько километров нашим командам.

8. И снова привал. Хорошо на отдыхе послушать интересные истории. Все вы знаете, что многие фразеологические обороты вошли в нашу речь из литературных произведений и стали крылатыми словами. Вашему вниманию домашнее задание проводников. Они приготовили небольшие инсценировки произведений, слова из которых стали крылатыми и пополнили страну Фразеологию.

Ребята инсценируют басни И.С.Крылова «Демьянова уха», «Любопытный», «Осел и Соловей», «Квартет»

9. Капитаны! Пришло ваше время доказать, показать на деле, что вы надёжны, на вас можно положиться во всём и команду вы не подведёте.

В состав многих устойчивых выражений входит цифра 7. Кто из вас назовёт их больше, тот победитель.

Мы убедились, что капитаны надёжны. Жюри, оцените действие капитанов в аварийной ситуации и изобретательность команд.

10. Итак, последний отрезок пути. Это горный участок, он самый трудный. Только бы не свалиться в бездну. Мы проверим, как вы можете объяснить возникновение и значение некоторых фразеологизмов, пришедших в наш язык с горы Олимп. Вы вытягиваете карточку с фразеологическим оборотом и рассказываете о нём. Страховкой для команд будут служить правильные ответы. Командам предлагаются фразеологизмы: Прокрустово ложе, нить Ариадны, Троянский конь, Дамоклов меч, Гордиев узел, ящик Пандоры, Пиррова победа.

Пора подводить итоги. Какая же команда преодолела в пути большее расстояние и оказалась более выносливой?

Ребята! Интересная страна Фразеология? Если вы хотите чувствовать себя в ней как рыба в воде, обратитесь к фразеологическим словарям и книгам «Крылатые слова» и «В мире Фразеологии», которые есть в нашей библиотеке. Именно эти словари и книги помогли нашим ребятам подготовиться к путешествию.

Слово жюри