Лингвистический квест рассчитан на учащихся 5-7 классов.
В квесте участвуют две команды. Игра развивает познавательную активность, культуру общения, эрудицию, смекалку, формирует умение работать в команде. Задания связаны с темой «Фразеология».
Цель игры: развитие познавательной активности и познавательного интереса к русскому языку и литературе; развитие культуры общения; развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения поставленных задач; формирование умений общаться и работать в команде.
Задачи:
- мотивировать школьников к участию в игре;
- формировать и развивать детские команды, совместно участвующие в лингвистическом квесте;
- расширить кругозор учащихся;
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
- оздать условия для развития памяти, внимания, воображения;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
Текст объявления
Юные друзья! Приглашаю вас в мою прекрасную и удивительную страну.
Обещаю вам интересные открытия и неожиданные сюрпризы.
Жду вас, знатоки русского языка, наше путешествие будет увлекательным и интересным!
Фразеология
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФРАЗЕОЛОГИЮ
Ведущий. Сегодня у нас необычный праздник. Мы совершим далёкое и увлекательное путешествие в страну ФРАЗЕОЛОГИЮ.
Много прекрасного в странной стране,
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
А отправимся мы в путешествие с двумя проводниками - командами знатоков русского языка (5 и 6 классов).
Впереди нас ждёт много интересного и увлекательного. Болельщикам не придётся сидеть открыв рот и выпучив глаза, они не будем с боку припёкой своим товарищам, мы все пойдём с проводниками рука об руку, будем им хорошей опорой, ни за что не опустим в трудный момент руки и, конечно, будем болеть за свои команды.
Путешествие наше оценит строгое жюри. Именно ему предстоит назвать победителя, ту команду, которая пройдёт больше километров по стране Фразеологии.
Знакомьтесь: члены жюри: (......)
Итак, в путь!
1. Но прежде позвольте представить наших проводников. Дадим им слово. С кого начнём? Конечно, с той команды, которая младше. Молодым везде у нас дорога!
Представление команд «Лингва» и «Стиль»
Лиха беда - начало. С командами мы познакомились, с пути сдвинулись. Следуем к цели.
2. Наш первый участок маршрута – разминка. Как известно, для большого и серьёзного путешествия разминка – это не пустой звук.
Вопрос команде «Стиль».
Что это? Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Вопрос команде «Лингва»
О чем идет речь: Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Вопрос команде Стиль»
Что заваривают, затевая неприятность, хлопотное дело, её просит дырявая обувь, она в голове у путаников.
Вопрос для команды «Лингва»: Что в голове у легкомысленного человека, его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.
Давайте подведём наш первый итог. Слово жюри.
3. Мы идём дальше. Нелегко разобраться в маршруте. Придётся нашим командам поломать головы в пути.
Ой, что это? На нашем пути препятствие – страшная пропасть, на дне которой вода. (У ведущего в руке напечатанное слово «вода»)
В состав каких фразеологизмов входит слово «вода»? Команды по очереди называют фразеологические обороты, а соперники поясняют значение.
Мы преодолели опасное препятствие, давайте подведём итог. Жюри огласит результат.
4. Движемся вперёд. Я слышу стук копыт. Это к нам примчались гонцы. Они доставили командам пакеты. Проводники должны вскрыть конверты и, прочитав послание, найти в нём фразеологизмы и объяснить их значение.
Конкурс болельщиков
Пока команды преодолевают это препятствие, конкурс для болельщиков. Я показываю слово, а ваша задача – назвать с ним фразеологический оборот.
- Сидеть…(на шее, сложа руки)
- Держать … (в ежовых рукавицах, камень за пазухой) Знать… (на зубок, как пять пальцев)
- Катается… (как сыр в масле) Вариться… (в собственном соку)
- Поразить…(громом, воображение) Выводить… (на чистую воду) Дрожит… (как осиновый лист)
Команды готовы? Им слово (Команды зачитывают тексты стихов и объясняют значение фразеологизмов).
Тексты посланий
1.
Речка сбросила мостки,
Вырвалась из плена.
Все ей нынче пустяки,
Море по колено.
2.
Зги не видно.
Ночь вокруг.
И бойцу взгрустнется.
Только что-то вспомнит вдруг,
Вспомнит, усмехнется.
5. Пора шагать дальше! На развилке дорог я вижу какие-то слова. (фразеологизмы напечатаны). Всем хорошо известно понятие антонимы, то есть слова с противоположным значением. Среди фразеологизмов тоже есть антонимы. Ваша задача, дорогие проводники, найти среди предложенных выражений пары антонимов и записать их. (слова можно напечатать в два столбика, а команды соединят фразеологизмы в пары)
На ночь глядя От горшка два вершка Как кошка с собакой Хоть иголки собирай Повесить нос Расхлебывать кашу Не покладая рук В час по чайной ложке |
Воспрянуть духом В мгновение ока Заваривать кашу Хоть глаз выколи Чуть свет Душа в душу Коломенская верста Спустя рукава |
Пока команды справляются с заданием, конкурс для болельщиков.
Перед вами рисунок с изображением ног. А они, ой, как нужны туристу. В состав каких фразеологизмов входит слово «нога»?
Пора посчитать километры пройденного командами маршрута. Слово жюри.
6. Настало время командам пообщаться друг с другом, без этого в походе скука зеленая. Наши проводники приготовили друг другу рисунки, смысл которых невозможно понять, не зная значение изображенных фразеологизмов. Команды должны объяснить рисунки соперников.
7. Нелегко в походе с тяжелым рюкзаком. (Ведущий достает большой рюкзак) Давайте заглянем ко мне в рюкзак. Чего там только нет! Без этих предметов трудно придётся в стране «Фразеологии». Я буду командам вручать по вещице, а они должна назвать фразеологизмы, в состав которых входят эти слова.
- рукавица (держать в ежовых рукавицах)
- гайка (закручивать гайки)
- калач (калачом не заманишь)
- нитка (висеть на нитке)
- замок (закрывать душу на замок)
- иголка (сидеть как на иголках)
- тарелка (не в своей тарелке)
- яблоко (яблоко раздора)
- чаша (чаша терпения)
- нож (без ножа резать)
- жилетка (плакаться в жилетку)
- собака (игрушка) (собаку съел)
- монета (платить той же монетой)
- шляпа (дело в шляпе)
- часы (час пик, чае от часу не легче)
- соль (пуд соли съесть)
Уважаемое жюри, прибавьте ещё несколько километров нашим командам.
8. И снова привал. Хорошо на отдыхе послушать интересные истории. Все вы знаете, что многие фразеологические обороты вошли в нашу речь из литературных произведений и стали крылатыми словами. Вашему вниманию домашнее задание проводников. Они приготовили небольшие инсценировки произведений, слова из которых стали крылатыми и пополнили страну Фразеологию.
Ребята инсценируют басни И.С.Крылова «Демьянова уха», «Любопытный», «Осел и Соловей», «Квартет»
9. Капитаны! Пришло ваше время доказать, показать на деле, что вы надёжны, на вас можно положиться во всём и команду вы не подведёте.
В состав многих устойчивых выражений входит цифра 7. Кто из вас назовёт их больше, тот победитель.
Мы убедились, что капитаны надёжны. Жюри, оцените действие капитанов в аварийной ситуации и изобретательность команд.
10. Итак, последний отрезок пути. Это горный участок, он самый трудный. Только бы не свалиться в бездну. Мы проверим, как вы можете объяснить возникновение и значение некоторых фразеологизмов, пришедших в наш язык с горы Олимп. Вы вытягиваете карточку с фразеологическим оборотом и рассказываете о нём. Страховкой для команд будут служить правильные ответы. Командам предлагаются фразеологизмы: Прокрустово ложе, нить Ариадны, Троянский конь, Дамоклов меч, Гордиев узел, ящик Пандоры, Пиррова победа.
Пора подводить итоги. Какая же команда преодолела в пути большее расстояние и оказалась более выносливой?
Ребята! Интересная страна Фразеология? Если вы хотите чувствовать себя в ней как рыба в воде, обратитесь к фразеологическим словарям и книгам «Крылатые слова» и «В мире Фразеологии», которые есть в нашей библиотеке. Именно эти словари и книги помогли нашим ребятам подготовиться к путешествию.
Слово жюри