Вид учебного занятия: урок.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: сочетание элементов проблемного урока, урока-диалога, практикума.
Цели занятия:
Образовательная:
- сформировать у обучающих представление о значимости организационных основ безопасности труда
- изучить основные виды и причины производственных травм и несчастных случаев
- научить студентов использовать полученные знания при решении различных производственных ситуаций
Воспитательные:
- прививать интерес к соблюдению требований по охране труда и технике безопасности;
- мотивировать у студентов необходимость получения знаний основных причин производственного травматизма;
- воспитание целеустремленной, творческой личности, не боящейся высказывать свое мнение
- формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях;
Развивающие:
- развитие у студентов познавательного интереса по специальности;
- развивать навыки принятия правильных решений в создавшихся на рабочем месте ситуациях, если не соблюдаются требования охраны труда и техники безопасности;
- способствовать развитию аналитического мышления и познавательных умений;
- развить логическое мышление;
Методическая
- Продемонстрировать элементы игровой деятельности, как метода повышения продуктивности мышления студентов.
Сценарий урока
План урока
- Организационный момент
- Мотивация открытого урока
- Повторение пройденного материала
- Изучение нового материала
- Закрепление пройденного материала
- Подведение итогов урока
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые студенты! Тема нашего урока: производственный травматизм и несчастные случаи на предприятиях.
Две трети своей жизни человек проводит на работе (а то и больше). В связи с этим, наиболее частым видом получаемых травм являются производственные. От чего это зависит? И какие мероприятия помогут предотвратить получение профессиональных травм и заболеваний? На этот вопрос мы и постараемся дать сегодня ответ.
Слайд 2.
После окончания колледжа вы будете работать руководителями среднего звена на нефтеперерабатывающем заводе (начальниками подразделений, начальниками смены, операторами 6 разряда), а каждый руководитель несет ответственность за здоровье своих подчиненных. В этом плане Вам необходимо конкретно знать какие меры предпринимать при возникновении несчастных случаев и производственного травматизма.
Но для начала давайте с Вами вспомним, что называется:
- травмой
- производственной травмой;
- производственным травматизмом;
- несчастным случаем
Слайд 3.
Ответы студентов
Травма - это повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды.
Производственная травма — это, согласно статье 227 Трудового Кодекса РФ, причинение вреда сотруднику вследствие произошедшего в рабочее время несчастного случая, по дороге на работу или с работы.
Профессиональное заболевание — это заболевание, которое работник получает в процессе длительного воздействия на него вредных производственных факторов.
Несчастный случай — непредвиденное событие, повлекшее за собой телесное повреждение или смерть.
Слайд 4.
Изучая классификацию производственных травм, обратим внимание на их виды воздействия. Раннее на уроках мы рассматривали различные виды травм, поэтому возьмите раздаточные листы и заполните, пожалуйста, какие источники могут вызывать такие травмы (см. Приложение 1)
Слайд 5.
Причины производственных травм и заболеваний могут быть совершенно различными. Но можно выделить две основные категории:
1. Случайная - работник шел по территории завода и его укусила собака
2. К объективным причинам производственных травм и заболеваний можно отнести: технические, санитарно-гигиенические, организационные, психофизилогические. Приведите, пожалуйста, примеры по каким причинам могут возникать такие травмы.
Примерные ответы студентов:
- технические - износ оборудования, неисправность механизма, несовершенство технического процесса;
- санитарно-гигиенические - отсутствие вытяжки, недостаток освещения, высокая влажность;
- организационные - несоблюдение правил охраны труда, неправильное размещение оборудования в помещении, нарушение технологического режима; отсутствие должного контроля за производством работ
- психофизиологические - эмоциональное выгорание, болезнь, переработки, тяжелый ручной труд.
Слайд 6.
Изучая пути решения проблемы смертности и травматизма на производстве, мы видим, что обеспечение соблюдения работающими правил безопасности и профессиональное соответствие работающих являются одними из основных. Но для соблюдения этих условий нужно в первую очередь работающим изучать виды инструктажей на производстве и проходить стажировку.
Слайд 7.
Давайте с вами вспомним пройденный материал, а для этого разделимся на 2 команды и ответим на мои вопросы. Балл получает та команда, член которой первым поднимает руку.
Вопрос 1. Перечислите виды инструктажей на предприятии:
- вводный;
- инструктаж на рабочем месте;
- повторный инструктаж на рабочем месте:
- целевой:
- внеплановый
Вопрос 2. Группа студентов Уральского политехнического колледжа пришли на НПЗ на экскурсию, какой вид инструктажа с ними должны провести? (Целевой)
Вопрос 3. Кто является ответственным за обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты? (Руководитель)
Вопрос 4. Группу работающих на установке направили на уборку территории. Какай вид инструктажа с ними должны провести? (Целевой)
Вопрос 5. Молодой человек после окончания колледжа приходит устраиваться на завод. Какой вид инструктажа должны с ним провести? (Вводный)
Вопрос 6. Оператор 3 разряда, работающий на НПЗ, получил травму и 1,5 месяца находился на больничном. Какой вид инструктажа проведут с ним при выходе на работу? (Внеплановый)
Слайд 8.
А теперь давайте поговорим о том, что же обязан делать работник при несчастных случаях и производственных травмах. Открываем тетради и записываем.
Слайд 9.
А куда и как обязан извещать руководитель посмотрим на следующем слайде.
Слайд 10.
Но большее количество производственных травм происходит при взрывах и пожарах на опасных производственных объектах . В первую очередь, нас, интересуют нефтеперерабатывающие заводы, где вы будете работать.
Одна из страшных аварий произошла 16.07.2016 г. На заводе «Башнефть–Уфанефтехим». Горела установка «Гидрокрекинг» - переработка высококипящих нефтяных фракций. Огонь охватил около 300 м2. Около 3 часов с огнем боролись 78 спецмашин и 212 спасателей. Пострадало 10 работников предприятия, 3человека погибли.
Позднее были установлены причины пожара: это недобросовестные действия со стороны экспертных и ремонтных организаций «Трубопроводсервиз» и «Спецремонтсервиз», которые некачественно выполняли свою работу.
А теперь возьмите из раздаточного материалы тесты по охране труда и для закрепления пройденной темы решите их. (Приложение 2)