Использование информационных технологий при изучении темы "Банковская система"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Дисциплина: «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Форма занятия: Урок систематизации и обобщения знаний.

Цель занятия: закрепить навыки поиска информации в Интернете и справочно-правовой системе КонсультантПлюс.

Задачи занятия:

Учебные:

  • уметь находить актуальную информацию на сайте Банка России и сайтах коммерческих банков;
  • уметь находить и интерпретировать рейтинги банков;
  • уметь искать в СПС КонсультантПлюс необходимые правовые нормативные акты.

Воспитательные:

  • развивать познавательный интерес обучающихся;
  • формировать коммуникативные навыки, уверенность в собственных силах;

Формируемые компетенции:

  • ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
  • ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
  • ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

Необходимое оборудование и программное обеспечение: мультимедийный проектор, персональные компьютеры, Интернет, Браузер, ОС Windows, СПС КонсультантПлюс, презентация и карты-задания.

Педагогические технологии: элементы ИКТ-технологий.

Технологическая карта урока

Конспект занятия

1. Организационный момент

Приветствие преподавателя, объявление темы и цели и задач занятия. Проверка готовности оборудования к занятию. Презентация (слайды 1-2)

2. Актуализация знаний

Вам как бухгалтерам придется работать с банковской системой, участвовать в различных банковских операциях и при этом оценивать надежность выбранного вами банка. У вас уже есть знания о банковской системе, полученные на других учебных дисциплинах. И поэтому я предлагаю вам сейчас их актуализировать.

Фронтальный опрос по теме «Банковская система» для определения дефицитов знаний. Презентация (слайд 3)

  1. Что такое банк?
  2. Какие бывают банки?
  3. Чем отличается Центральный банк от коммерческого банка?
  4. Перечислите основные операции банков для частных лиц.
  5. Как удостовериться, есть ли у банка лицензия ЦБ?
  6. Как проверить финансовую устойчивость банка?
  7. Почему важно изучить сам банк перед открытием в нём счёта?

Таким образом, мы с вами пришли к выводу, что банк должен быть обязательно надежным.

3. Выполнение практического задания

Презентация (слайд 4)

Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание по выбору надежного банка. Информационные технологии в профессиональной деятельности предполагают умение работать с необходимыми интернет-сайтами и справочно-правовыми системами.

Алгоритм действий по выполнению задания:

  1. откройте на Рабочем столе папку «Задания к занятию Использование информационных технологий при изучении темы «Банковская система»;
  2. скопируйте в свою папку файлы «Рабочий лист 1» и «Рабочий лист 2»;
  3. заполните ответы в этих файлах и сохраните работу.

Задание 1: Используя СПС КонсультантПлюс, найдите Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и ответьте на вопросы:

  1. Как в соответствии с этим законом определяется понятие «банк»
  2. Каковы основные виды банковских операций?
  3. Как называется разрешение на осуществление банковских операций и кем оно выдаётся?

Ответы занесите в Рабочий лист 1.

Задание 2: Откройте файл «Рабочий лист 2» и заполните данные на 5 банков. Выберите самый надежный банк из представленных в таблице.

Ход выполнения задания

  1. На сайте Банка России (www.cbr.ru), выберите раздел «Банковский сектор», затем раздел «Информация о кредитных организациях», затем пункт «Список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской федерации».
  2. Находим нужный банк и смотрим информацию по банку, заполняем таблицу (регистрационный номер, наличие лицензии, участвует ли банк в система страхования вкладов).
  3. Определяем рейтинг финансовой устойчивости банков. Для этого заходим на сайт Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) www.acra-ratings.ru.
  4. Находим нужный банк и определяем его рейтинг, вносим информацию в таблицу.
  5. Обычно банки, имеющие рейтинг A, обладают высокой финансовой устойчивостью и надёжностью и имеют хорошие финансовые показатели. Это наивысший рейтинг для банка. Банки с рейтингом B характеризируются умеренной финансовой устойчивостью. Они более подвержены изменениям экономической конъюнктуры. Банки +с рейтингом С обладают низкой финансовой устойчивостью, требуют периодической внешней поддержки и имеют слабые рыночные позиции. Наконец, банки с рейтингом D находятся в состоянии дефолта или под надзором органов регулирования.
  6. Находим в Интернете информацию о том кому банк принадлежит, вносим информацию в таблицу. Банк может быть государственным, частным или смешанным. Участие государства в банке делает его более устойчивым и надежным.
  7. Найдите в Интернете информацию о прибыли банка за первое полугодие 2023 года, она должна быть положительной.
  8. Сохраните файл.

4. Подведение итогов

Возвращение к цели и задачам занятия. Рефлексия. Презентация (слайд 2)

Приложение 1

Приложение 2

Резюме

Финансовая система любой страны состоит из банков, вкладчиков и заёмщиков.

Банк – это финансовый посредник между вкладчиками и заёмщиками.

В каждой стране есть центральный банк и коммерческие банки. По характеру собственности коммерческие банки могут быть государственные, частные и смешанные.

Основные функции банков – привлечение депозитов вкладчиков, выдача кредитов заёмщикам и осуществление расчётов по поручению клиентов.

Выбирая банк, необходимо проверить наличие у него лицензии Банка России, его прибыль, финансовую устойчивость и набор услуг, которые он предоставляет.

5. Домашнее задание

Презентация (слайд 5)

Изучить информацию об АО Почтабанк и сделать вывод о его надежности.