Пояснительная записка
Дисциплина: «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Форма занятия: Урок систематизации и обобщения знаний.
Цель занятия: закрепить навыки поиска информации в Интернете и справочно-правовой системе КонсультантПлюс.
Задачи занятия:
Учебные:
- уметь находить актуальную информацию на сайте Банка России и сайтах коммерческих банков;
- уметь находить и интерпретировать рейтинги банков;
- уметь искать в СПС КонсультантПлюс необходимые правовые нормативные акты.
Воспитательные:
- развивать познавательный интерес обучающихся;
- формировать коммуникативные навыки, уверенность в собственных силах;
Формируемые компетенции:
- ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
- ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
- ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
Необходимое оборудование и программное обеспечение: мультимедийный проектор, персональные компьютеры, Интернет, Браузер, ОС Windows, СПС КонсультантПлюс, презентация и карты-задания.
Педагогические технологии: элементы ИКТ-технологий.
Технологическая карта урока
Конспект занятия
1. Организационный момент
Приветствие преподавателя, объявление темы и цели и задач занятия. Проверка готовности оборудования к занятию. Презентация (слайды 1-2)
2. Актуализация знаний
Вам как бухгалтерам придется работать с банковской системой, участвовать в различных банковских операциях и при этом оценивать надежность выбранного вами банка. У вас уже есть знания о банковской системе, полученные на других учебных дисциплинах. И поэтому я предлагаю вам сейчас их актуализировать.
Фронтальный опрос по теме «Банковская система» для определения дефицитов знаний. Презентация (слайд 3)
- Что такое банк?
- Какие бывают банки?
- Чем отличается Центральный банк от коммерческого банка?
- Перечислите основные операции банков для частных лиц.
- Как удостовериться, есть ли у банка лицензия ЦБ?
- Как проверить финансовую устойчивость банка?
- Почему важно изучить сам банк перед открытием в нём счёта?
Таким образом, мы с вами пришли к выводу, что банк должен быть обязательно надежным.
3. Выполнение практического задания
Презентация (слайд 4)
Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание по выбору надежного банка. Информационные технологии в профессиональной деятельности предполагают умение работать с необходимыми интернет-сайтами и справочно-правовыми системами.
Алгоритм действий по выполнению задания:
- откройте на Рабочем столе папку «Задания к занятию Использование информационных технологий при изучении темы «Банковская система»;
- скопируйте в свою папку файлы «Рабочий лист 1» и «Рабочий лист 2»;
- заполните ответы в этих файлах и сохраните работу.
Задание 1: Используя СПС КонсультантПлюс, найдите Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и ответьте на вопросы:
- Как в соответствии с этим законом определяется понятие «банк»
- Каковы основные виды банковских операций?
- Как называется разрешение на осуществление банковских операций и кем оно выдаётся?
Ответы занесите в Рабочий лист 1.
Задание 2: Откройте файл «Рабочий лист 2» и заполните данные на 5 банков. Выберите самый надежный банк из представленных в таблице.
Ход выполнения задания
- На сайте Банка России (www.cbr.ru), выберите раздел «Банковский сектор», затем раздел «Информация о кредитных организациях», затем пункт «Список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской федерации».
- Находим нужный банк и смотрим информацию по банку, заполняем таблицу (регистрационный номер, наличие лицензии, участвует ли банк в система страхования вкладов).
- Определяем рейтинг финансовой устойчивости банков. Для этого заходим на сайт Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) www.acra-ratings.ru.
- Находим нужный банк и определяем его рейтинг, вносим информацию в таблицу.
- Обычно банки, имеющие рейтинг A, обладают высокой финансовой устойчивостью и надёжностью и имеют хорошие финансовые показатели. Это наивысший рейтинг для банка. Банки с рейтингом B характеризируются умеренной финансовой устойчивостью. Они более подвержены изменениям экономической конъюнктуры. Банки +с рейтингом С обладают низкой финансовой устойчивостью, требуют периодической внешней поддержки и имеют слабые рыночные позиции. Наконец, банки с рейтингом D находятся в состоянии дефолта или под надзором органов регулирования.
- Находим в Интернете информацию о том кому банк принадлежит, вносим информацию в таблицу. Банк может быть государственным, частным или смешанным. Участие государства в банке делает его более устойчивым и надежным.
- Найдите в Интернете информацию о прибыли банка за первое полугодие 2023 года, она должна быть положительной.
- Сохраните файл.
4. Подведение итогов
Возвращение к цели и задачам занятия. Рефлексия. Презентация (слайд 2)
Резюме
Финансовая система любой страны состоит из банков, вкладчиков и заёмщиков.
Банк – это финансовый посредник между вкладчиками и заёмщиками.
В каждой стране есть центральный банк и коммерческие банки. По характеру собственности коммерческие банки могут быть государственные, частные и смешанные.
Основные функции банков – привлечение депозитов вкладчиков, выдача кредитов заёмщикам и осуществление расчётов по поручению клиентов.
Выбирая банк, необходимо проверить наличие у него лицензии Банка России, его прибыль, финансовую устойчивость и набор услуг, которые он предоставляет.
5. Домашнее задание
Презентация (слайд 5)
Изучить информацию об АО Почтабанк и сделать вывод о его надежности.