Душой кадетского корпуса, в атмосфере строгих порядков, военной дисциплины и выправки, является хор - единство голосов, живущих в гармонии. Хор служит не только украшением корпуса, но и становится важной частью жизни воспитанников, будущих защитников Родины.
Музыкально-хоровое воспитание делает богаче духовный мир обучающихся, формирует у них чувство патриотизма, «чувство локтя», воспитывает уважение к лучшим традициям в области хоровой культуры, трудолюбие. Пение в хоре способствует коммуникабельности, устраняет межрасовые барьеры, снижает заболеваемость.
В хоровом объединении певцов-подростков неизбежно происходит естественный физиологический процесс мутации голоса (от лат. «изменение»). Этот процесс зависит от состояния здоровья подростка, от климатических условий. В средней полосе половое созревание происходит в возрасте 14-17 лет. У жителей южных широт мутация может быть ранней, с 11 лет. У подростков северных областей мутация бывает запоздалой (с.17 лет).
Мутация голоса — это сложный этап в жизни любого подростка. У одних она вызывает тревогу, у других - радость.
Существует три стадии мутации голоса: начальная (скрытая), средняя (мутационная) и завершающая (постмутационная). На начальной стадии появляется покашливание, охриплость и сипота в голосе. В средней стадии охриплость и сипота возрастают, появляются болезненные ощущения при пении, проявляются недостатки в произношении текста, возникает фальшь, голос часто срывается. На завершающей стадии болезненные ощущения при пении исчезают, диапазон и сила певческого голоса постепенно увеличиваются.
В мутационный период у девочек голос становится более глубоким, крепким, насыщенным, возможны изменения голоса в сторону понижения на 1-2 тона. У мальчиков голосовые связки увеличиваются в 1,5 раза по длине и понижение голоса происходит на октаву. Мутация в среднем длится около полутора лет.
В кадетском хоре голосовые изменения проявляются довольно ярко, это влияет на совместную коллективную работу, которая требует ансамблевости в звучании. Для певцов хора голосовые изменения становятся испытанием: высокие ноты недоступны, низкие – неудобны для исполнения. Кадеты-хористы в этот период вместе учатся принимать изменения и находить новые способы самовыражения через музыку. В этот период поддержка товарищей по хору и чуткое, терпеливое отношение педагога-хормейстера крайне необходимы.
А стоит ли петь во время мутации? Среди педагогов-вокалистов существует два мнения. Одни считают, что пение в такой период надо прекратить совсем, другие такие, как Е.Д.Малинина, Н.Д.Орлова, считают целесообразными занятия в период мутации.
Педагогическая практика показывает, что занятия пением в период мутации уместны, желательны и даже полезны, если этим заниматься с осторожностью, в облегченном режиме, избегая чрезмерной нагрузки на голосовые связки, так как из-за перенапряжения на них могут возникнуть узелки. Кроме общего музыкального роста, пение в этот период оказывает благотворное воздействие на развитие голосового аппарата и способствует укреплению взрослого голоса.
Мутация голоса в Кадетском хоре — это не только этап взросления, это процесс, полный вызовов и открытий, формирующий истинных защитников Отечества, способных преодолевать трудности.
Список используемой литературы
- Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - Л.: Музыка, 1967.
- Мухина М. Возрастная психология. М., 1998.
- Стулова Т.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.
- URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-osobennosti-vokalnoy-raboti-v-mutacionniy-period-2337205.html
- URL: https://victory-art.ru/problemy-i-osobennosti-raboty-s-horom-malchikov/
- URL: http://textovod.com/unique/link?url=https%3A%2F%2Fr1.nubex.ru%2Fs2950-603%2Ff1247_cd%2FПроблема+мутации+голоса+у+мальчиков.+Запорожченко+Я.В.pdf&key=f357b67f86bf842df47c17a809c05809