Урок обучения грамоте по теме "Буква И, гласный звук [и]. Звуковой анализ слова"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: познакомить с новыми буквами, обозначающими гласный звук [и], учить давать характеристики звуку, читать слова с новым звуком.

Задачи урока:

  • Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор.
  • Обучающие: формировать навыки правильного, плавного, сознательного чтения.
  • Воспитывающие: воспитание любознательность, познавательного интереса, умение слушать учителя и отвечать на его вопросы и действовать в нестандартных ситуациях.

1. Оргмомент

Слайд 1

- Ребята, здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли ваши воспитатели. Посмотрите на них, улыбнитесь и больше не отвлекайтесь.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.

2. Целеполагание

- Ребята, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы познакомиться со звуком и буквой "И". Мы узнаем, какой звук обозначает эта буква, как она пишется печатно и рукописно. Будьте внимательны.

- А отправимся мы на далёкий остров, где живёт путешественник Робинзон.

- Путешествие далекое, интересное, но опасное, так как на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.

Слайд 2 - Прочитайте послание Робинзона.

Слайд 3 (прочитать)

Слайд 4 - Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.

3. Знакомство с новой буквой и звуком

Слайд 5 - Наш корабль плывет к острову крокодилов. Они очень коварные. Чтобы не попасть в их ловушку, нужно ответить на вопросы.

  1. На какие группы делятся звуки русского языка?
  2. Назовите гласные звуки; гласные буквы.
  3. Произнесите звук, который обозначает буква и? [и] Дайте характеристику этого звука. Значком, какого цвета вы его будете обозначать на схеме? Покажите.
  4. Чем отличаются согласные звуки от гласных?
  5. Какими могут быть согласные звуки?

– Молодцы, вы успешно справились с заданием и крокодилы нас не поймали.

Слайд 4 – На нашем пути - корабль с индейцами, которые не учились в школе и никак не могут найти в сказке слова, в которых есть звук [И]. Поможем им, чтобы нас пропустили дальше. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [и].

Сказка про индейца из книги «Занимательное азбуковедение» (ответы детей)

Слайд 6 - Мы снова отправляемся в путь. Перед нами – остров черепах. Хозяйка острова мудрая черепаха Тортилла приготовила для путешественников необычное задание – найти в словах звук и (интерактивная доска) Обратить внимание на многозначность слова игла. - Слово «игла» в русском языке имеет много разных значений. Поэтому его называют многозначным. Составьте предложения со словом игла, используя его в разных значениях.

Физминутка

- Сначала встанут те дети, чьё имя начинается с гласного звука, а теперь те, чьё с согласного. Молодцы! Никто не остался сидеть на месте, все приготовились к физминутке.

- Как живете?
- Вот так! (дети показывают)
- Как плывете?
- Вот так! (дети показывают)
- В даль глядите?
- Вот так! (дети показывают)
- Ночью спите?
- Вот так! (дети показывают)
- Ужин ждете?
- Вот так! (дети показывают)
- А шалите?
- Вот так! (дети показывают)

Слайд 7 – На пути к острову Робинзона стоит остров попугаев. Нас встречает попугай Кеша. Он проверит, как вы научились слышать звуки в словах и составлять звуковые схемы слов. (задание на интерактивной доске)

- Многие из вас уже хорошо выполняют эту работу. На прощание Кеша просит вас назвать его имя так, чтобы в нем слышался звук и. (Иннокентий) Это большое имя Кеши. А у кого из вас в имени тоже встречается звук и?

Слайд 8 – И вот мы добрались до острова Робинзона Крузо. Чтобы достать сокровища, надо научиться писать букву и строчную и заглавную. Откройте «Пропись».

- Определить, из каких элементов состоит буква и строчная. (показать написание буквы на доске)

- Написание в воздухе. Правильная посадка.

Написание полстроки элементов буквы и + строку буквы и.

- Самые красивые буквы подчеркните.

Физминутка для глаз

- Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные. Робинзон в награду вам оставил ларец. Давайте посмотрим, что в нём? Монетки, на каждой монетке цифра 5, это ваша заслуженная отметка за сегодняшнее занятие.

4. Рефлексия

А теперь раскрасьте свою пятерку в цвет, который соответствует вашему настроению.

  • красный – отличное,
  • зеленый – хорошее,
  • синий – не очень хорошее.

5. Итог урока

- С какой новой буквой мы познакомились?

- Что нового узнали на уроке?