Цель урока: познакомить с новыми буквами, обозначающими гласный звук [и], учить давать характеристики звуку, читать слова с новым звуком.
Задачи урока:
- Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор.
- Обучающие: формировать навыки правильного, плавного, сознательного чтения.
- Воспитывающие: воспитание любознательность, познавательного интереса, умение слушать учителя и отвечать на его вопросы и действовать в нестандартных ситуациях.
1. Оргмомент
Слайд 1
- Ребята, здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли ваши воспитатели. Посмотрите на них, улыбнитесь и больше не отвлекайтесь.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.
2. Целеполагание
- Ребята, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы познакомиться со звуком и буквой "И". Мы узнаем, какой звук обозначает эта буква, как она пишется печатно и рукописно. Будьте внимательны.
- А отправимся мы на далёкий остров, где живёт путешественник Робинзон.
- Путешествие далекое, интересное, но опасное, так как на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.
Слайд 2 - Прочитайте послание Робинзона.
Слайд 3 (прочитать)
Слайд 4 - Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.
3. Знакомство с новой буквой и звуком
Слайд 5 - Наш корабль плывет к острову крокодилов. Они очень коварные. Чтобы не попасть в их ловушку, нужно ответить на вопросы.
- На какие группы делятся звуки русского языка?
- Назовите гласные звуки; гласные буквы.
- Произнесите звук, который обозначает буква и? [и] Дайте характеристику этого звука. Значком, какого цвета вы его будете обозначать на схеме? Покажите.
- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
- Какими могут быть согласные звуки?
– Молодцы, вы успешно справились с заданием и крокодилы нас не поймали.
Слайд 4 – На нашем пути - корабль с индейцами, которые не учились в школе и никак не могут найти в сказке слова, в которых есть звук [И]. Поможем им, чтобы нас пропустили дальше. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [и].
Сказка про индейца из книги «Занимательное азбуковедение» (ответы детей)
Слайд 6 - Мы снова отправляемся в путь. Перед нами – остров черепах. Хозяйка острова мудрая черепаха Тортилла приготовила для путешественников необычное задание – найти в словах звук и (интерактивная доска) Обратить внимание на многозначность слова игла. - Слово «игла» в русском языке имеет много разных значений. Поэтому его называют многозначным. Составьте предложения со словом игла, используя его в разных значениях.
Физминутка
- Сначала встанут те дети, чьё имя начинается с гласного звука, а теперь те, чьё с согласного. Молодцы! Никто не остался сидеть на месте, все приготовились к физминутке.
- Как живете?
- Вот так! (дети показывают)
- Как плывете?
- Вот так! (дети показывают)
- В даль глядите?
- Вот так! (дети показывают)
- Ночью спите?
- Вот так! (дети показывают)
- Ужин ждете?
- Вот так! (дети показывают)
- А шалите?
- Вот так! (дети показывают)
Слайд 7 – На пути к острову Робинзона стоит остров попугаев. Нас встречает попугай Кеша. Он проверит, как вы научились слышать звуки в словах и составлять звуковые схемы слов. (задание на интерактивной доске)
- Многие из вас уже хорошо выполняют эту работу. На прощание Кеша просит вас назвать его имя так, чтобы в нем слышался звук и. (Иннокентий) Это большое имя Кеши. А у кого из вас в имени тоже встречается звук и?
Слайд 8 – И вот мы добрались до острова Робинзона Крузо. Чтобы достать сокровища, надо научиться писать букву и строчную и заглавную. Откройте «Пропись».
- Определить, из каких элементов состоит буква и строчная. (показать написание буквы на доске)
- Написание в воздухе. Правильная посадка.
Написание полстроки элементов буквы и + строку буквы и.
- Самые красивые буквы подчеркните.
Физминутка для глаз
- Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные. Робинзон в награду вам оставил ларец. Давайте посмотрим, что в нём? Монетки, на каждой монетке цифра 5, это ваша заслуженная отметка за сегодняшнее занятие.
4. Рефлексия
А теперь раскрасьте свою пятерку в цвет, который соответствует вашему настроению.
- красный – отличное,
- зеленый – хорошее,
- синий – не очень хорошее.
5. Итог урока
- С какой новой буквой мы познакомились?
- Что нового узнали на уроке?