В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» отмечается: «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествам гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения». Требуется обновленный подход к путям и методам патриотического воспитания обучающихся не только во внеклассной работе, но и в учебном процессе.
Учебный процесс имеет большие возможности для военно-патриотического воспитания. На уроках математики воспитание осуществляется посредством трёх факторов:
- через содержание образования;
- через методы и формы обучения;
- через личность самого учителя.
При обучении математике одним из направлений, способствующих патриотическому воспитанию обучающихся, является использование исторического материала при составлении текстовых задач. Такие задачи способствуют развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Тогда урок математики становится не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны. Задачи патриотического содержания служат эффективным средством развития личностных УУД учащихся, способствуют воспитанию чувства гордости за свою Родину, за героизм людей, приближавших победу.
Анализируя учебники по математике, выясняется, что в них содержится очень мало задач военно-патриотической и гражданской направленности. Встала задача создать сборники по всем классам. Ниже приведены задачи для 6 класса по теме «Диаграммы и графики».
Задача №1
По диаграмме определите:
а) какой год принес меньше всего потерь СССР;
б) во сколько раз жертв в 1941г. было больше чем жертв в 1945 г.;
в) в каком году количество погибших составляло 29%.
Ответ: а) 1945г; б) в 4 раза; в) 1942г.
Задача №2
«Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял (хлеб – грамм/сутки):
- Рабочим – 250
- Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – 125
- Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО – 300
- Войскам первой линии – 500
Постройте диаграмму по этим данным».
Решение:
Столбчатая диаграмма
Круговая диаграмма
- 250+125+300+500=1175 (г) хлеба в сутки выдавали всем слоям населения в блокадном Ленинграде
- 360°: 1175≈ 0,3° - составляет 1 грамм
- 0,3· 250=75° - рабочим
- 0,3· 125≈ 38° - детям
- 0,3·300=90° - пожарным, ВОХР
- 0,3·500=150° - войскам первой линии
Задача №3
Пользуясь диаграммой, определите:
- Во сколько раз военные расходы США превышают аналогичные расходы в России? Ответ округлите до целых, до десятых, до сотых.
- Верно ли, что расходы Франции превышают расходы Германии? Если да, то на сколько млрд. долларов?
- Каковы военные расходы европейских стран в совокупности по данной диаграмме?
- Каковы военные расходы всех стран этого рейтинга, кроме США?
- Сравните эту сумму с расходами США.
- Запишите цифрами число 69,25 млрд.
- Постройте круговую диаграмму.
- Постройте график.
Решение:
- 8,8258 раза; в 9 раз; в 8, 8 раза; в 8,23 раза;
- Да, на 14,68 млрд. долларов;
- 221,5 млрд. долларов;
- 639,18 млрд. долларов; 639,18 > 611,19 на 27,99 млрд. долларов;
- 69 250 000 000
Круговая диаграмма
График
Приведенные задачи носят прикладной характер. Преподаватель имеет возможность дать учащимся задания, которые помимо образовательного характера несут еще и большую воспитательную функцию. Материалом для их составления могут стать факты из энциклопедии «Великая Отечественная Война» 1941-1945 издательства Москва: «Советская энциклопедия», 1985 год, главный редактор генерал армии профессор М.М.Козлов. Так из урока в урок у учащихся естественным образом будут развиваться патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, а вместе с тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению. Задачи из реальной жизни убедят ребят в необходимости изучения математики, в том, что учиться математике — это нужно и интересно. Все это позволит сформировать в процессе обучения личностно ориентированного успешного человека, способного к продолжению образования, патриота своей Родины.
Список источников
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. - № 2. – ст. 368.
- Александров С.В. Образовательный проект на тему «Патриотическое воспитание на уроках математики» [Электронный ресурс]. – URL: http://doc4web.ru/pedagogika/obrazovatelniy-proekt-na-temu-patrioticheskoevospitanie-na-urok.html
- Никифорова Е.И. Военно-патриотическое воспитание учащихся на уроках математики [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/212619